Библиографическое описание:

Алешкина О. В., Турусова Н. Г. Использование информационных технологий на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 435-437.



Данная статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроках математики.

Ключевые слова: информационные технологии, интерактивная доска

Применение информационных технологий в образовании существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества.

Применение информационных технологий в образовании обусловлено внедрением ФГОС. Реализация высоких требований к результатам освоения образовательной программы, к ее структуре и условиям ее реализации, невозможна без применения информационных и коммуникационных технологий. Информационные и коммуникационные технологии дают незаменимую помощь в овладении как предметными, так и метапредметными навыками, развивают творческий интеллектуальный потенциал ребенка. ИКТ помогают учителю реализовать ведущую задачу, которую перед ним ставит ФГОС — научить ребенка учиться.

Интерактивное обучение как педагогическую методику нужно рассматривать как разноуровневое и разноаспектное взаимодействие. В первую очередь это взаимодействие людей: педагога и обучающегося, учеников между собой. Но понятие интерактивность это не только взаимодействие участников учебного процесса, это еще и взаимодействие ученика с учебным материалом. В интерактивной модели обучения нет места пассивному восприятию, заучиванию, запоминанию учебного материала. В данной модели обучения необходимо создать условия для того, чтобы ученик смог стать субъектом собственной образовательной деятельности, исследователем, смог максимально активизировать свою познавательную деятельность [2].

На сегодняшний день интернет, как интерактивная среда, активно используется в образовательном процессе и является важным и эффективным инструментом формирования важнейших компетенций.

Интерактивные технологии, реализуемые на базе компьютера, сегодня развиваются в трех направлениях:

– использование прикладных программных средств (ППС), большинство из которых является диалоговым по сути и предназначено для обеспечения возможности взаимодействия обучающегося с информацией (учебным содержанием);

– использование Интернет как источника информации, требующего от пользователя познавательной активности, и пространства для общения, в том числе создающего возможности для дистанционного обучения;

– использование современного оборудования, в основе которого изначально заложена идея интерактивности, способности находиться в живом диалоге с пользователем.

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с таким современным оборудованием как интерактивная доска даст возможность построить интерактивную модель в обучении, целью которой становится организация комфорта в условиях обучения, при которых достигается активное взаимодействие учеников друг с другом.

К основным информационным технологиям, используемым на уроках, можно отнести:

  1. Мультимедийные презентации. Во время лекции учитель использует различные изображения с графиками, таблицами, моделями. Есть возможность показать короткие видеоролики. В презентации можно включать различные диаграммы, схемы, таблицы и графики. Подготовкой презентации может заниматься как сам учитель, так и учащиеся старшей школы. При этом ученики будут сами презентовать свой материал, будут тренироваться представлять свой продукт, развивая речевую деятельность. Данные средства позволяют заинтересовать учеников, сделать материал более наглядным и доступным [1].
  2. Использование компьютерной техники: проекторы, интерактивные доски, планшеты. Различная техника позволяет учителю оптимизировать занятие, быстро и наглядно подать материал. Использование проектора позволяет вовлечь в работу всех учеников, делает доступным и наглядным материал. Это позволяет значительно экономить время на уроке, учитель во время работы имеет возможность наблюдать за работой всего класса. Современному ребенку, который привык жить среди изобилия техники, легче воспринимать информацию именно в такой форме. При использовании интерактивной доски ученик видит информацию и может активно перемещать объекты на ней.
  3. Электронные учебники. Электронный учебник может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник. Он может содержать различные задания, примеры, тесты. Исключает необходимость постоянно распечатывать материал. Одним из преимуществ электронного учебника является возможность быстрого поиска по тексту. Не каждая печатная книга обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен. Гипертекст в электронных учебниках дает возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. Таким образом, можно создать «живой», интерактивный учебный материал [3].
  4. Обучающие программы. Использование на уроках и внеурочной деятельности обучающих программ способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Обучающие программы предметного назначения, например «Живая математика», «Живая геометрия», «Компас» позволяют проводить эксперименты и практические работы в режиме реального времени для большой аудитории. Такие программы, как «Свободная плоскость. СвоП 2.0», «ПланиМир», «s 3D SecBuilder» помогают строить аккуратные чертежи или трансформировать уже готовый чертеж, выполнять практически любые геометрические построения и операции, вводить привычные обозначения, автоматически измерять длины и т. д.
  5. Доступ в интернет. Интернет дает возможность учащимся получить и отобрать необходимую им информацию, они могут найти любой материал, расширить свой кругозор.

Интерактивная доска — уникальный инновационный инструмент, использующийся для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям преподносить учебный материал красочно, живо и увлекательно. Интерактивная доска дает возможность представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, позволяя преподавателям и учащимся комментировать материал и изучать его максимально подробно [3].

Рассмотрим ряд примеров и заданий для интерактивной доски по школьному курсу математики в основной школе. При создании материала используют функции и инструменты из программного обеспечения SmartNotebook 10.

Функция «перетаскивание». Используя функцию интерактивной доски «перетаскивание» разработан ряд заданий для 5-го, 6-го и 7-го класса по курсу математики в основной школе.

В 5-м классе для урока изучения и первичного закрепления полученных знаний по теме «Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа» разработаны два задания, для этапов усвоения нового знания и первичного контроля знаний.

Учащимся на этапе усвоения новых знаний, после ввода понятия «смешанные числа», предлагается выполнить следующее задание: сопоставить рисунок с числами. В данном задании учащимся необходимо к каждому рисунку подставить правильные числа путем перетаскивания. Учащиеся по очереди выходят к доске и перетаскивают на картинку соответствующие ей числа. Остальные учащиеся могут комментировать выбор и давать аргументированные советы.

Целью данного задания является:

Развитие у учащихся предметных навыков: сформировать понятия правильной и неправильной дроби, смешанного числа, умение составлять, читать и записывать дроби;

Развитие метапредметных навыков: математическое мышление, логическую речь; умение делать выводы;

Способствовать развитию личностных навыков: позитивного отношения к труду, уважения к одноклассникам, активность, внимание.

На этапе первичного контроля знаний можно выполнить следующее задание: определить вид дроби. Учитель предлагает прочитать дроби, представленные на доске, и определить их вид. Учащиеся вместе с учителем проговаривают и проводят классификацию дробей. Поочередно выходят к доске, и подставляют числа путем перетаскивания в соответствующие столбцы таблицы.

Целью данного задания является:

Развитие у учащихся предметных навыков: формировать понятия правильной и неправильной дроби, смешанного числа, показать их сравнение с единицей; формировать умение составлять, читать и записывать дроби;

Развитие метапредметных навыков: математическое мышление, логическую речь; умение делать выводы;

Способствовать развитию личностных навыков: позитивного отношения к труду, уважения к одноклассникам, активность, внимание.

В 9-м классе для урока обобщения знаний и формирования умений по теме «График квадратичной функции» было разработано задание, в котором предлагается определить знаки коэффициентов квадратичной функции, графики которой представлены на доске. Ученики у доски перетаскивают выражения с коэффициентами (для выражений использована утилита множественного клонирования) к графику которому они соответствую.

Уроки становятся более интересными для учащихся, следствием чего, как правило, повышается эффективность урока за счет наглядности.

Использование компьютерных программ позволяет экономить время на различных этапах урока за счет того, что материалы (задания, тесты) подготовлены заранее в электронном виде.

Появляется возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть сложно, или даже невозможно.

Интерактивная доска на уроках математики совмещает в себе функции привычного оборудования и наглядных материалов, которые привыкли использовать учителя:

1) Обычная доска (для записей, к которым можно вернуться на любом этапе урока или даже на другом уроке);

2) Координатная плоскость (для построения графиков);

3) Доска для выполнения геометрических построений с использованием специальных инструментов (циркуль, транспортир, угольник);

4) Плакаты с задачами на готовых чертежах;

5) Информационные плакаты (интерактивные);

6) Раздаточный материал;

7) Тетради на печатной основе;

8) Тесты.

Учитель получает неограниченные возможности по комбинированию всех доступных средств на различных этапах урока, а, значит, привлекает внимание учащихся, повышает их интерес к изучаемому материалу и способствует улучшению качества знаний по предмету [4].

Возможно, кто-то из учителей уже убедился в преимуществах интерактивной доски и активно использует их на своих уроках, но я бы хотела поделиться своими наработками с коллегами и провести мастер-класс по использованию интерактивной доски на уроках математики.

  1. Использование доски для записей.

При использовании обычной школьной доски учитель ограничен размерами доски и наличием (или отсутствием разлинованного фрагмента). При использовании интерактивной доски можно: создавать страницы «в клетку», увеличивать поле для записей, переходить на следующую страницу, имея возможность в любой момент вернуться к ранее написанному.

  1. Построение координатной плоскости.

Для построения координатной плоскости можно использовать готовые фоны из галереи изображений, изображения, импортируемые из специализированных программ для построения графиков функций.

В этом случае можно сдвигать видимую часть координатной плоскости, так как это удобно для построения конкретного графика.

А также можно использовать построенные графики для исследования.

  1. Использование доски для решения задач на построение.

При рассмотрении темы «Задачи на построение» учителю необходимо выполнить построение с использованием специальных инструментов на доске. Интерактивная доска значительно упрощает эту задачу.

  1. Плакаты с задачами на готовых чертежах.

Для решения задач по готовым чертежам можно подготовить чертежи, скопировав любое отсканированное изображение, или заранее построить чертежи, и использовать на уроках в любое удобное время.

  1. Раздаточный материал
  2. Тетради на печатной основе
  3. Тесты

Для проведения тестирования удобно использовать систему оперативного контроля знаний, позволяющую сразу определять уровень знаний по изучаемой теме.

Таким образом, обеспечение школ необходимой компьютерной техникой и доступ в сеть Интернет обусловили развитие новых интерактивных технологий в образовании.

Литература:

  1. Акимова И. В., Баландин И. А. Использование информационных технологий в обучении. — Пенза: ПГПУ, 2010. — 112 с.
  2. Горвин, Ю. М. Интерактивная доска Smart Board: до и во время уроков/ Ю. М. Горвин // Информатика и образование. — 2013. — № 2. — С. 123–125.
  3. Дерешко Б. Ю. Компьютерные технологии в образовании: новые возможности и перспективы/ Б. Ю. Дерешко // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2012. — № 4. — С. 78–85.
  4. Иванова И. И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / И. И. Иванова; [под ред. Ганичевой Е. М.]; Департамент образования Вологод. обл., Вологод. ин-т развития образования. — Вологда: ВИРО, 2014. — 32 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle