Библиографическое описание:

Шевченко Е. А. Формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью посредством Лего-конструктора // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 137-141.



Развитие математических представлений в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности умственно отсталого ребенка. Элементарные математические представления необходимы для развития игровой, конструктивной, трудовой деятельности.

Обучение умственно отсталых дошкольников основам математики является наиболее трудным разделом, требующим большой настойчивости, четкой системы и последовательности.

Работа по усвоению счета и математических представлений для всех умственно отсталых детей очень трудна, с одной стороны, в силу их основного дефекта: нарушения познавательной деятельности, а также в связи со вторичным недоразвитием речи, она бывает трудна и из-за характерных для многих из них нарушений эмоционально — волевой сферы, целенаправленной деятельности и других дополнительных дефектов; с другой стороны, эти трудности связаны с характером самого материала, требующего большей, чем в других разделах, отвлеченности, обобщенности, усиленной сосредоточенности внимания, понимания отношений между предметами и их частями, то есть напряжения познавательной, мыслительной деятельности [1].

Формирование элементарных математических представлений является неотъемлемой частью содержания воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, тесно связанной с другими разделами программы. Математические представления используются и закрепляются на занятиях по конструированию, рисованию, лепке, аппликации и др. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. В процессе обучения детей конструированию решается спектр коррекционно-развивающих задач: обогащается сенсомоторный опыт; развивается анализирующее восприятие; формируются представления об окружающей действительности, совершенствуется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, происходит развитие словесной регуляции в виде словесного отчета; развиваются контрольные функции [2].

В свете новых ФГОС я считаю, является актуальным использование в коррекционно-развивающей работе по формированию элементарных математических представлений Лего-технологий. Использование в работе с детьми с ОВЗ наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, обучении и воспитании.

Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Отечественными психологами и педагогами (О. П. Гаврилушкина, Г. В. Косова, Е. А. Стребелева, Н. Д. Соколова и др.) доказано, что дети, имеющие речевые или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами и психологами и автором, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным психофизическим развитием.

Вопросами разработок методик обучения конструктивной деятельности детей, имеющих нормальное психофизическое развитие, занимались Н.Н Поддъяков, Л. А. Парамонова и др.; дошкольников с умственными отклонениями — О. П. Гаврилушкина и др.

ЛЕГО конструктор представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка. Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления ЛЕГО-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций [3].

Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. С помощью Лего-конструирования можно в игровой форме изучать с ребенком счет, учить его придумывать и рассказывать истории, расширять кругозор, использовать Лего в дидактических играх и упражнениях, в процессе диагностики.

Занятия по ФЭМП с использованием Лего-конструктора имеют коррекционное и развивающее значение именно потому, что они предъявляют требования к познавательной деятельности и формированию высших психических функций умственно отсталых детей.

Необходимость коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей позволила считать проблему формирования элементарных математических представлений у дошкольников с умственной отсталостью актуальной, так как исследования в области формирования элементарных математических представлений у детей непосредственно связаны с практикой и дают научные способы решения ее важнейших проблем. В данной статье мною был изучен уровень сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью и развитие их посредством Лего-конструктора.

В начале учебного года перед занятиями обследовались знания детей по разделам «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Цвет», «Ориентировка в пространстве и на плоскости».

Как показали результаты первичного исследования, дошкольники в своем подавляющем большинстве слабо владеют счетными операциями. Лучше у детей сформированы представления о величине, но слова, обозначающие величину, находятся у большинства детей в пассивном словаре. При выполнении заданий, направленных на выявление представлений детей о форме предмета, выяснилось, что большинство детей хорошо знают только одну форму: шарик, часть детей знают две формы: кубик, шарик. У некоторых детей не сформированы представления о цвете, часть детей путают названия цветов, самостоятельно не называют, а часть детей знают и называют основные цвета. Обследовав ориентировку в пространстве, выяснилось, что дети слабо ориентируются в пространстве, при выполнении заданий часто ошибаются, путают лево-право, верх-низ.

Образовательная деятельность по ФЭМП проводилась один раз в неделю продолжительностью 20 минут в течение учебного года. В процессе проведения ОД использовались структурные компоненты: организация детей на занятие, объяснение новой темы, фронтальная работа, индивидуальная работа, динамическая пауза, повторение пройденного материала в процессе проведения дидактических игр, подведение итогов, организованное окончание занятия.

Использовать Лего на занятиях я стала, когда заметила, что дети в свободной деятельности любят играть в Лего, конструируют различные постройки для игрушек.

ЛЕГО — конструктор используется мною на непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с целью формирования, закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, изучения геометрических фигур, цвета, умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам.

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ — это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной игры, в которой не будет проигравших, так как, каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.

На образовательной деятельности по ФЭМП и индивидуальных занятиях проводились следующие дидактические Лего-игры и упражнения: «Найди кирпичик, как у меня», «Разложи по цвету», «Собери кирпичики Лего», «Найди постройку», «Чудесный мешочек», «Лего-клад», «Счетная лесенка», «Найди такую же деталь, как на карточке», «Назови и построй», «Волшебный Лего-квадрат», «Самоделкин», «Веселый поезд (Лего-поезд)», «Дрессированные животные», «Веселые цифры», «Продолжи ряд».

ИГРА «Волшебный ЛЕГО-квадрат» (рис.1)

Из деталей Лего конструируется квадрат. Ребенок располагает лего-фигурки по инструкции в нужном секторе лего-квадрата (верхний левый угол, центр, нижний правый угол и т. д.). Эта игра развивает ориентировку на плоскости.

DSC03485.JPG

Рис. 1. Волшебный Лего-квадрат

Математическая игра «Коврик» сиспользованием лего (рис.2)эта игра очень полезна для развития пространственного мышления. Пластина лего разделена с помощью деталей на две области. Взрослый выкладывает узор с одной стороны, а ребенок выкладывает зеркально с другой.

DSC03468

Рис. 2. Коврик

«Веселые цифры» (рис.3): Цифры конструируются из лего-конструктора. Помогает формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд, формировать, закреплять представления о цвете («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д).

DSC03489

Рис. 3. Веселые цифры

«Разноцветные дорожки» (рис.4)формируются, закрепляются представления о цвете, форме, величине. Кирпичики лего чередуются по цвету, форме. Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т.д).

DSC03481

Рис. 4. Разноцветные дорожки

«Счетная лесенка» (рис.5)дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков сколько обозначает цифра. Играформирует представления о количестве (больше-меньше), о величине, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (верх-вниз), цветовосприятие.

DSC03496

Рис. 5. Счетная лесенка

ЛЕГО-ПОЕЗД (Рис. 6)Из конструктора дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5, в зависимости от умственного развития ребенка). Задачи аналогичные. («Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон…»; «Везем груз»; «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше)» и т.д)

DSC03500

Рис. 6. Лего-Поезд

ЛЕГО-КЛАД (рис.7) На лего пластину прикрепляются детали разных форм и цветов. Под одной из них спрятан клад(любая маленькая игрушка или фигурка, которая помещается под кубиком лего). Ребенок ищет клад по подсказкам педагога: «Клад не под красной фигурой», значит все красные фигуры можно убрать. «Клад не под квадратной фигурой» — и мы убираем все квадратики. Так продолжается пока не останется одна единственная фигура.

DSC03502

Рис. 7. Лего-Клад

«РАЗЛОЖИ ПО ЦВЕТУ (ФОРМЕ) (рис.8)классификация предметов по цвету, форме, величине.

DSC03478

Рис. 8. Разложи по цвету

В конце учебного года повторно обследовались знания детей по разделам «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Цвет», «Ориентировка в пространстве и на плоскости». В целом по результатам итогового обследования детей можно сказать об углублении, расширении и конкретизации знаний детей. Усвоение абстрактных понятий проходит более медленными темпами и окончательное формирование таких сложных для детей категорий происходит уже в школе. Навыки счета, определения формы, цвета, величины у детей были сформированы, дети стали лучше ориентироваться в пространстве и на плоскости, стали более развиты конструктивные навыки, у детей повысилась познавательная активность, интерес к занятиям.

Таким образом, использование в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью по формированию элементарных математических представлений Лего-конструктора позволяет достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, обучении и воспитании.

Литература:

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под редакцией А. А. Столяра. — Москва, 2006. — 310 с.
  2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. / Программа воспитания и обучения с интеллектуальной недостаточностью.-2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: КАРО, 2009. — 272с.
  3. Фешина Е. В. / Лего-конструирование в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2012.-144с.
  4. Гаврилушкина О. П. / Обучение конструированию в дошкольных учреждениях умственно отсталых детей.- М.: Просвещение, 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle