Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 19.05.2018

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Балич Ф. Ш. Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 376-378. — URL https://moluch.ru/archive/206/50470/ (дата обращения: 22.09.2018).



В данной статье рассмотрены проблемы формирования конструктивных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Проанализированные особенности обучения детей данной категории обучению конструктивной деятельности.

Ключевые слова: умственная отсталость, ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс конструирования.

В дошкольном возрасте ведущее значение имеет игра и первые виды продуктивной деятельности, к числу которых относится конструирование.

Конструирование — тот вид деятельности, который имеет моделирующий характер. В процессе конструирования происходит моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью положительно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Понятие «умственная отсталость» подразумевает под собой задержку или неполное развитие психики, которое обнаруживается в возрасте до 3 лет, но нередко к младшему школьному возрасту [2].

Олигофрены составляют большую часть детей с умственной отсталостью. Нарушение и недоразвитие психики, которое уже возникает на ранних этапах развития, обуславливается поражением мозговых систем.

У детей с умственной отсталостью вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Нарушение психической деятельности проявляется в сниженной активности познавательных процессов. Не формируется и ведущая деятельность, соответствующая возрасту ребенка, которая должна была стать опорой всего психического развития в данном возрастном периоде. В итоге её нельзя применить как средство коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому одной из существенных задач коррекционно-воспитательной работы становится формирование предпосылок к развитию деятельности и целенаправленное обучение всем ее видам. При этом необходимо учитывать этапы развития всех видов деятельности у нормального ребенка.

Обучение конструированию в дошкольном возрасте способствует психическому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики умственно отсталого ребенка.

О. П. Гаврилушкина рассматривала вопрос об особенностях обучения конструированию детей с умственной отсталостью. У детей данной категории отсутствует интерес к процессу конструирования, а также непонимание функционального значения конструктивных материалов. Исходя из этого, в первую очередь при обучении этих детей требуется обратить внимание на формирование интереса к конструктивной деятельности.

Результаты её исследований позволили сделать вывод, что детям с умственной отсталостью доступны только начальные действия с моделями. Особенно это касается действий с конкретными моделями, т. е. конструирование по образцу. Но при создании педагогических условий у таких детей могу быть сформированы навыки работы с графическими моделями (выполнение построек по графическому образцу и создание графических моделей по объёмной конструкции) [1].

Процесс конструктивной деятельности включает в себя решение целого ряда практических задач: форма и приемы работы, последовательность действий, планирование, выделение существенных признаков предмета для передачи конструкции и т. д.

Решение таких задач способствует развитию у детей с умственной отсталостью начальных представлений о пространстве (ориентировка на форму и величину предмета), такое развитие поможет ребенку в дальнейшем обучении предметов, где нужна ориентировка в пространстве.

Работа с детьми по конструированию способствует такой образовательной области, как «развитие речи». В ходе работы, где ребенок планирует вместе со взрослым свою деятельность, а также рассказывает о продукте своей деятельности, полученного при конструировании, происходит расширение активного словаря, усвоение правильного значения слов и способов употребления этих слов.

Овладение общетрудовыми умениями (анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности) происходит также в рамках обучения детей конструированию. Тут дети с умственной отсталостью учатся работать двумя руками под контролем зрения, завершать работу — доводить её до конечного результата, отрабатываются практические приемы выполнения задач.

Помимо всего, процесс формирования конструктивных умений и навыков имеет коррекционное влияние на психическое развитие детей с умственной отсталостью на более ранних этапах развития, что в дальнейшем облегчает обучение этих детей в общеобразовательных учреждениях.

В дошкольном возрасте первой продуктивной деятельностью детей является конструктивная и изобразительная деятельность. Их формирование связано с восприятием ребенком предметов и явлений окружающего мира.

Отличительной особенностью детей с умственной отсталостью является формальный интерес или отсутствие интереса к процессу конструирования. Действия детей при этом достаточно своеобразны. Это нагромождение конструктивного материала друг на друга, перекладывания с одного места на другое, сооружение бесформенных построек без дальнейшего объяснения. Такие сооружения быстро рушатся, ведь они не устойчивы, однако у большинства детей это может вызвать неадекватную радостную реакцию.

На занятиях по конструированию у детей с умственной отсталостью необходимо сформировывать интерес к данному виду деятельности, а также желание самостоятельно создавать постройки для игры. Педагог строит различные предметы и при этом вовлекает ребенка в совместную игру. Весь процесс сопровождается разъяснениями, игрой, комментариями, наводящими вопросами. Речь педагога должна быть эмоционально окрашена для вызова ответного эмоционального отклика. При такой работе ребенок знакомится с функциональной и предметной стороной конструкций.

Конструктивная деятельность у детей с умственной отсталостью формируется во время предметных действий, подражания и восприятия действий взрослого. Ребенок, подражая взрослому, начинает создавать простейшие постройки, играть с этими постройками, рассказывать о них, то есть у ребенка формируются элементы предметно-игровой деятельности. Условия сюжетно-отобразительной игры способствуют развитию у детей интереса к конструктивной деятельности, в частности, это само создание построек и усвоение пространственных отношений между элементами конструкции.

Для развития самостоятельности детей с умственной отсталостью в конструктивной деятельности педагог показывает, что предмет, имеющий одно функциональное значение (например: магазин), может иметь разный внешний вид. Демонстрация построек на одну и ту же тему, но при этом имея различный образ и вид, играет роль для преодоления у детей с умственной отсталостью склонности к стереотипному воспроизведению одной и той же конструкции. Такая работа нужна, чтобы в собственной деятельности дети хотели использовать различные конструктивные материалы.

Нужно выделить тот момент, что педагог во время работы с детьми с умственной отсталостью формирует представления о связи предмета со всеми видами изображений. Такая работа состоит в одновременном применении различных видов изобразительных приемов: рисование, строительство, наклеивание на бумагу, это дает детям знания о том, что каждый предмет может быть изображен в различных формах: аппликация, графика, конструкция.

Следующим шагом в обучении является выполнение конструкций по образцу. Основано оно на самостоятельных действиях ребенка и реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством педагога. На начальном этапе обучения выполнения конструкций по образцу используются несложные объемные образцы, в которых четко просматриваются составляющие элементы. Взрослый анализирует образец в определенной последовательности.

Анализ образца начинается с целостного восприятия объекта: его название и выделение основных деталей. Перечисление основных деталей нужно называть в той последовательности, которая соответствует очередности дальнейшего конструирования предмета. Педагог указывает важность каждой детали, говорит о её значении. Дальнейшая работа направлена на определение форм элементов и подбор строительных материалов, которые соответствуют этим элементам. Для более правильного восприятия образца детьми с умственной отсталостью, педагог использует вспомогательные движения (обведение основных деталей рукой, обведение по контуру). Когда организован подбор конструктивного материала для работы, педагог организует и контролирует процесс выполнения образца, учет детьми последовательности действий.

В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. Для организации этого вида работы потребуется различные конструкторы, сборно-разборные игрушки. В старших группах дети выполняют постройки по представлению (по словесному описанию).

Каждый из этих методов используется в зависимости от уровня развития ребенка и той конкретной коррекционной задачи, которую ставит педагог на определенном занятии.

При правильной организации педагогической работы дети с умственной отсталостью способны овладеть начальными действиями со всеми видами моделей.

Для выработки у детей с указанным дефектом самостоятельности в выборе способов реализации поставленных конструктивных задач требуется тщательно продуманное и последовательное применение различных методов обучения: от поэлементного диктанта (операционального метода) до метода сюжетного конструирования. В результате такой работы помимо формирования конструктивных умений и навыков, а также возникновения образов-представлений, у детей происходит овладение умственными действиями, которые они применяют при решении сходных и новых задачах.

Овладение конструктивной деятельностью ребенка с умственной отсталостью на этапе дошкольного возраста является важным моментом для дальнейшего обучения. В ходе работы у ребенка развивается восприятие, развивается речь, самостоятельность, планирование своей деятельности, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, желания трудиться, бережное отношение к продуктам своей деятельности и т. д.

Таким образом, при особой организации и коррекционной направленности обучения дети с умственной отсталостью оказываются способны выполнять предметные изображения, а также отражать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом.

Литература:

  1. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991.-94 с.
  2. Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. — Мн. «Современное Слово», 1998. -768 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умственная отсталость, ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс конструирования, конструирование, психическое развитие, графический образец, конструктивный материал.


Похожие статьи

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

конструктивная деятельность, конструктивные способности, конструирование, старший дошкольный возраст, развитие детей.

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников. Конструирование — целенаправленный процесс решения технических задач...

Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Мыслительные процессы у умственно отсталых дошкольников протекают весьма

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.

Lego конструирование — это вид моделирующей творческой, продуктивной деятельности.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Под детским конструированием следует понимать создание конструкций, моделей из различных материалов ребенком, которые и определяют вид конструирования. Наиболее распространенным видом конструирования в дошкольных организациях является...

Формирование элементарных математических представлений...

Ключевые слова: умственная отсталость, ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс конструирования. Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

конструктивная деятельность, конструктивные способности, конструирование, старший дошкольный возраст, развитие детей.

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

Художественно-продуктивные виды деятельности считаются значимым средством всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Это и дает возможность старшим проследить душевное состояние ребенка. Деятельность может помочь адекватно выразить...

Числовое конструирование как вид продуктивной деятельности...

конструктивная деятельность, продуктивная деятельность, конструктивные задачи, числовое конструирование.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, конструктивные способности, конструирование, старший дошкольный возраст, развитие...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

Использование LEGO конструирования в соответствии последних требований стандарта помогут педагогам, специалистам, в организации конструкторской деятельности развития детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного...

Творческое воображение — достаточно сложный психический процесс.

Деятельность по конструированию может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] /А. Н...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие конструктивной деятельности детей старшего...

конструктивная деятельность, конструктивные способности, конструирование, старший дошкольный возраст, развитие детей.

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников. Конструирование — целенаправленный процесс решения технических задач...

Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Мыслительные процессы у умственно отсталых дошкольников протекают весьма

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью.

Lego конструирование — это вид моделирующей творческой, продуктивной деятельности.

Конструирование как способ формирования познавательного...

Под детским конструированием следует понимать создание конструкций, моделей из различных материалов ребенком, которые и определяют вид конструирования. Наиболее распространенным видом конструирования в дошкольных организациях является...

Формирование элементарных математических представлений...

Ключевые слова: умственная отсталость, ребенок, конструктивная деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, процесс конструирования. Формирование наглядно-образного мышления у детей...

Развитие познавательной активности детей дошкольного...

конструктивная деятельность, конструктивные способности, конструирование, старший дошкольный возраст, развитие детей.

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

Художественно-продуктивные виды деятельности считаются значимым средством всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Это и дает возможность старшим проследить душевное состояние ребенка. Деятельность может помочь адекватно выразить...

Числовое конструирование как вид продуктивной деятельности...

конструктивная деятельность, продуктивная деятельность, конструктивные задачи, числовое конструирование.

Ключевые слова: конструктивная деятельность, конструктивные способности, конструирование, старший дошкольный возраст, развитие...

LEGO-конструирование как средство создания образовательной...

Использование LEGO конструирования в соответствии последних требований стандарта помогут педагогам, специалистам, в организации конструкторской деятельности развития детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного...

Творческое воображение — достаточно сложный психический процесс.

Деятельность по конструированию может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] /А. Н...

Задать вопрос