Библиографическое описание:

Куркина М. П., Галкина Н. Г. Оценка социально-экономического положения населения посредством технологии мониторинга // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1334-1336.



В статье исследуется проблема анализа показателей управления благосостоянием населения в регионе с применением инструментов социально-экономического мониторинга.

Ключевые слова: социальное управление, оценка социально-экономического положения населения, социальные услуги, качество и уровень жизни населения, технология мониторинга

Индикаторы состояния социальной сферы региона основываются на значениях и темпах изменения уровня развития территории, которые, безусловно, зависят от общих трендов социально-экономического положения в стране. Однако региональная социально-экономическая политика и система социального управления в регионе должны опираться на механизмы снижения рисков и прогнозировать изменение положения населения территории, не допуская критического.

Решения в области социального управления могут и должны создавать необходимые условия, обеспечивающие в совместной деятельности людей организованность для достижения результатов, повышающих уровень удовлетворенности населения региона уровнем и качеством жизни [1].

Внимание к этим вопросам обусловлено важностью социального управления как показателя развития региона на национальном уровне. Критерием эффективности управления при этом является состояние человеческого потенциала. «Человеческий потенциал — обобщенная собирательная характеристика ресурсов, привязанных к конкретному месту и времени, структура которых характеризуется различными компонентами: демографическая компонента; компонента здоровья; образовательная; трудовая; культурная; духовно-нравственная. Однако вслед за экономическим аспектом в социальном управлении актуализируется социально-технологический аспект, определяющий способы и методы формирования или (и) совершенствования специальных социальных практик и социальных технологий воспроизводства. Определяющими точками для анализа и влияния органов исполнительной власти региона на формирование демографического, трудового, производственного, духовного потенциала общества являются показатели качества жизни, уровня жизни, образа жизни людей как результативные в оценке воспроизводства человеческого потенциала» [2].

Человеческий потенциал в трудах ученых и специалистов различных отраслей знания выступает как многокомпонентная величина, присущих человеку свойств и качеств, позволяющих ему развиваться, удовлетворять потребности, реализовывать имеющиеся способности. Именно уникальное многообразие компонентов, на которые раскладывается человеческий потенциал, определяет способности и возможности человеческого развития [3].

Наблюдение и анализ индивидуального социально-экономического положения граждан является предметом эмпирического изучения их благосостояния и частью системы мер, направленных на повышение уровня и качества жизни в регионе посредством мониторинговых технологий.

Мониторинг представляет собой систематически повторяющееся исследование социально-экономического положения граждан пожилого возраста, качеством и доступностью социальных услуг, эффективности работы системы их предоставления на основе единой системы показателей и индикаторов при комплексном использовании информации. Результаты мониторинга необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Результативность деятельности органов государственного управления оценку можно определить как набор мероприятий, направленных на определение значения количественного и качественного результата, характеризующего условия жизни пожилых людей. Оценка предполагает установление взаимосвязи между конечными или промежуточными результатами и произведенными действиями. Мероприятия, показавшие свою результативность, могут воспроизводиться в рамках комплексных и целевых программ, а действия, которые не привели к положительным результатам, могут быть в будущем пересмотрены [4].

Сравнительный анализ результатов исследований объективных статистических показателей, оценок качества жизни населения, состоящих из показателей системы здравоохранения, сферы культуры и спорта, образовательной сферы и социально обслуживания в регионах ЦФО имеет практическое значение и дает возможность региональным органам государственной власти и муниципального самоуправления увидеть себя в динамике и в сравнении с другими регионами.

В ходе анализа полученных обобщенных данных исследования была произведена группировка данных результатов мониторингового исследования, проведенного в 2013 году. По данным федерального статистического наблюдения к началу 2013 года медицинская помощь населению ЦФО оказывалась в 1415 больничных учреждениях, 1100 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 1930 амбулаторно-поликлинических учреждениях, входящих в состав других учреждений, 303 диспансерах, 214 стоматологических поликлиниках, 8532 фельдшерско-акушерских пунктах. Коечный фонд стационаров ЦФО за 2000–2013 годы сократился с 420607 до 336711 коек (на 19,9 %). Обеспеченность населения койками за 10 лет снизилась с 114,5 до 90,7 на 10 тысяч населения (в Российской Федерации — с 109,1 до 90,1). Коечный фонд стационаров ЦФО за 2000–2013 годы сократился с 420607 до 336711 коек (на 19,9 %). Обеспеченность населения койками за 10 лет снизилась с 114,5 до 90,7 на 10 тысяч населения (в Российской Федерации — с 109,1 до 90,1).

Показатель обеспеченности врачами в ЦФО выше, чем в среднем по России. За 2000–2013 годы показатель увеличился с 45,7 до 47,9 на 10 тысяч населения (в Российской Федерации — с 42,2 до 44,1). Однако в ряде субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Центрального федерального округа, обеспеченность медицинскими кадрами недостаточна: Тульская, Тамбовская, Владимирская, Костромская, Калужская области отстают от средних показателей обеспеченности врачами по Российской Федерации. Исходя из уровня данных показателей в 2013 году, можно отметить высокое количество амбулаторно-поликлинических учреждений во Владимирской и Липецкой областях, а также в округе города Москвы (рисунок 4). Наибольшее количество больничных коек (более 100) расположено в Смоленской, Тверской и Ярославской областях.

По результатам сравнительного анализа следует, что явным «лидером» является Смоленская область, так как занимает высокие позиции по всем пяти сегментам социальной сферы. Стабильно низкую позицию «аутсайдеров» занимает Тульская область. Курская область в 2013 году занимает позицию «середняков» почти по всем показателям, и только в образовательной сфере проявляет «лидерские» позиции.

Мониторирование социально-экономического положения различных категорий населения является актуальной практикой и инструментом измерения и анализа социального и материального благополучия граждан.

Эффективность мониторинга социально-экономического положения населения также достигается за счет:

– обеспечения методического единообразия и тождественности инструментария на протяжении всего периода проведения мониторингового исследования;

– включения в инструментарий, наряду с основным, неизменным комплексов вопросов, «изменяемого» блока вопросов, ориентированного на ситуативность и изменчивость социальной ситуации [5].

Предварительный анализ проблемы позволил предположить, что в условиях современных демографических сдвигов и модернизации социально-экономического пространства социально-экономическое положение граждан претерпевает изменение и требует пристального внимания со стороны системы регионального управления с целью обеспечения доступности и качества социальных услуг. В настоящее время система оценки уровня и качества жизни населения является базисной опорой для всех политических, социально-экономических, научно-технических реформ в международном и национальном масштабе. Повышение качества жизни названо приоритетной целью развития современного информационного общества.

Результаты оценки эффективности регионального управления на основе показателей качества жизни и характеризуют восприятие ситуации и действий органов власти населением [6,7].

Возникает необходимость в эффективном социально-ориентированном управлении, сочетающем интересы территориальных образований и субъектов экономической деятельности, основой которого должен стать многомерный системный подход к оценке и управлению уровнем и качеством жизни населения.

Регион в настоящее время приобретает большую социальную ответственность перед своим населением и обеспечивает реализацию всего жизненного цикла человека, семьи, практически все основные потребности домашних хозяйств. Однако российские регионы значительно отличаются по уровню социально-экономического развития. Сокращение существующих различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является одним из системных приоритетов государственной региональной политики [5].

Литература:

  1. Куркина М. П. Социальное управление в регионе. Монография / М. П. Куркина [и др.]; Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. мед. ун-т» М-ва здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Курск, 2012.
  2. Куркина М. П. Человеческий потенциал как научная категория / В. П. Бабинцев, М. П. Куркина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2012. № 20. С. 223–229.
  3. Куркина М. П. Оценка показателей развития базового человеческого потенциала в регионах ЦФО / М. П. Куркина // Казанская наука. 2014. № 9. С. 222–224.
  4. Куркина М. П. Организация и проведение мониторинга социально-экономического положения населения граждан пожилого возраста в регионе / М. П. Куркина // Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. мед. ун-т» М-ва здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Курск, 2011.
  5. Куркина М. П. Оценка социального потенциала региона / М. П. Куркина // Казанская наука. 2014. № 7. С. 194–196.
  6. Бабинцев, В. П.Оценка эффективности регионального управления на основе показателей качества жизни населения / В. П. Бабинцев, Б. В. Заливанский, Е. В. Самохвалова, Ж. А. Шаповал. — 28/03/2011 // Регионология. — 2010. — № 04. — С. 63–72.
  7. Колмыкова, Т.С. Организационно-экономический механизм структурных преобразований экономики: монография / Т. С. Колмыкова. — Курск, 2010. — 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle