Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 29.04.2017

Статья просмотрена: 237 раз

Библиографическое описание:

Герич В. М., Листопад М. Е. Особенности в обеспечении социально-экономической безопасности регионального уровня (на примере Краснодарского края) // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 344-347. — URL https://moluch.ru/archive/151/42879/ (дата обращения: 23.04.2018).



В работе дано описание социальной сферы Краснодарского края, определены последствия увеличения децильного коэффициента доходов групп населения и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в крае. Описан действующий защитный механизм по противодействию угрозам в виде существующих на регулярной основе институтов, мероприятий и программ. Предложен алгоритм социально-экономической диагностики края, комплексное проведение которой позволит получить паспорт безопасности и обосновать выбор стратегии.

Ключевые слова: социально-экономическая безопасность, социально-экономическая диагностика

В современных условиях, характеризующихся динамизмом глобализационных процессов, необходимостью реструктуризации экономики с упором на инновации, высокой степенью дивергенции регионального развития и незавершенности процессов регионализации на всем постсоветском пространстве значительно возросла роль регионов. Регионы обладают самостоятельностью в формировании стратегии социально-экономического развития (далее — СЭР) и выборе механизмов обеспечения социально-экономической безопасности региона (далее — СЭБР), которые в каждом регионе имеют свои особенности из-за различия в условиях и факторах развития. Уровень качества и условий жизни населения региона, величина разрыва в социально-экономическом неравенстве, множественность и острота угроз в хозяйственно-промышленном комплексе определяют уровень СЭБР, которая, по сути, является гарантией экономической защищенности и устойчивости развития территории.

Повышение уровня СЭБР определяется уровнем самообеспеченности, самофинансирования и самоокупаемости территории [3, т. 7, с. 29].

В настоящее время Краснодарский край (далее — КК) занимается разработкой стратегии социально-экономического развития до 2030 года и проявляет интерес к тому, чтобы приоритеты и направления безопасного развития системы края в социально-экономическом развитии были максимально продуманы, интересы всех участников региональных процессов учтены, чтобы критические пороги безопасности по негативным факторам были прогнозируемы и своевременно предотвращены. К разработке стратегии администрацией региона привлекается население, партии, предприниматели, звенья и структуры экономики. Действующая стратегия СЭРКК до 2020 года принята 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ и не отвечает современному социально-экономическому состоянию края. С момента ее принятия усугубились многие существовавшие ранее социально-экономические проблемы и появились новые, а региональные угрозы возникают, как правило, из-за просчетов в политике, диспропорций в экономике, неопределенности мировых процессов и резкого повышения внешнего фактора и охватывают хозяйственный комплекс территории и благосостояние населения. Как покажет исследование, ключевым ориентиром при разработке стратегии СЭР края должны стать структурно-функциональные показатели расслоения и бедности населения.

Требование обеспечения СЭБ является основополагающим принципом при формировании и реализации региональной политики. СЭБР определяется совокупностью условий, защищающих повышение качества жизни населения региона и обеспечивающих планомерное (бескризисное) развитие региональной экономики и её место в развитии мировой (российской) экономики [1, с. 293]. СЭБ будучи качественной характеристикой требует серьезной социально-экономической диагностики края.

КК обладает агроклиматическим потенциалом, рекреационными ресурсами, выгодным географическим положением, высокой обеспеченностью трудовых ресурсов, но это не гарантирует ему устойчивость воспроизводства территориально-хозяйственного комплекса, высокий уровень экономической и социальной безопасности. По многим позициям проявляет уязвимость и восстанавливает утраченные позиции. Основные показатели, характеризующие состояние социальной сферы за 2010–2015 года и показатели, оказывающие на нее непосредственное влияние в КК представлены табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели в социальной сфере

Показатели социальной сферы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %

15,2

13,5

11,2

10,4

10,1

11,7

Децильный коэффициент доходов групп населения (ООН)

15,9

16,1

16,5

16,8

17

17,8

Суммарный коэффициент рождаемости

1,62

1,63

1,7

1,7

1,8

1,84

Коэффициент демографической нагрузки на 1000 чел. работающего населения

675

686

703

722

748

774

Численность населения на одного врача

238,5

238,5

244

243

248,4

250,1

Заболеваемость на 1000 человек населения

575,5

621,3

647

666

662,3

649,5

Численность населения на 1 больничную койку

104,1

122,4

120

120,7

122,6

132,2

Соотношение браков и разводов (на 1000 браков приходится разводов)

520

490

539

556

558

550

Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения

1239

1260

1262

1243

1195

1270

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, тыс. тон

139

161

216

205

189

191

В крае увеличивается заболеваемость на 1000 чел. населения, коэффициент демографической нагрузки на 1000 человек работающего населения, соотношение браков и разводов, число зарегистрированных преступлений, количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

За анализируемый период с 2010–2015 г. суммарный коэффициент рождаемости, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, децильный коэффициент доходов групп населения в крае находились в зоне риска и не выходят из нее, причем социальное расслоение общества только усугубляется (с 15,9 в 2010 году до 17,8 в 2015 году, нормативное значение 7–9). В крае оказывается социальная поддержка отдельным категориям граждан по видам расходов: поддержка материнства и детства, поддержка пожилых граждан, поддержка инвалидов, помощь малоимущим гражданам, но она не способна сократить разрыв между самыми богатыми и самыми бедными категориями граждан края. Последствиями такого избыточного неравенства могут быть:

1. дифференциация в доступности здравоохранения, жилья. Она способна усугубить демографическую ситуацию, выражающуюся в депопуляции (суммарный коэффициент рождаемости к 2015 году поднялся до 1,84, а оптимальный уровень в 2,14 на данный момент пока недосягаем), ухудшения здоровья, случаев распада семей, абортов, числа разводов.

2. дифференциация в доступности образования. Она может ухудшить качество предлагаемых ресурсов на рынке труда, негативно повлиять на показатели производительности и эффективности труда в экономике.

В общем виде социальное неравенство приводит к разрушительным эффектам:

− в социальной сфере провоцирует социальную напряженность, ограничивает возможности пользования «социальными лифтами» и способствует распространению социальных патологий в виде алкоголизма, наркомании, преступности.

− в экономической сфере неравенство приводит к сужению спроса, падению объема производства, невозможности реализации производственных возможностей (реальный ВВП ниже потенциального), может привести к проблемам с занятостью населения, которых сейчас не наблюдается, и нарастанию объемов теневой экономики.

В 2015 году показатель бедности, выраженный в доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, увеличился на 1,6 % (табл. 1), что совершенно не свидетельствует о благосостоянии членов общества и не благоприятствует созданию семей с полноценными возможностями ее обеспечения. Население, живущее на уровне бедности, сталкивается со снижением качества человеческого потенциала, нейропсихологической напряженностью. При формировании СЭБР необходимо учесть, что в современной России бедность характерна и для работающего населения. Таб. 2 отражает актуальные значения по минимальным стандартам. С целью нежелательного разрастания инфляции МРОТ в 7800 рублей, подтягивается к прожиточному минимуму постепенно.

Таблица 2

Минимальные стандарты условий жизни КК в 2017 году

Минимальные стандарты условий жизни

Для трудоспособного населения

Для пенсионеров

Для детей

МРОТ (с 1.07.17)

7800

-

-

Прожиточный минимум к КК (в 2017 году)

10397

7982

9118

Важно пересмотреть механизм перераспределения доходов в системе «налогообложение — социальные льготы», с тем чтобы выровнять материальное положение доходных групп населения.

Несомненно, большую роль в обеспечении СЭБР играет бюджет. В социально-ориентированном бюджете края на 2017 год 96 % расходов (189,3 млрд. руб.) распределено в рамках 27 государственных программ, причем на социальную сферу будет направлено более 70 % расходов бюджета края. Программы, действующие на территории края несомненно пытаются охватить весь спектр региональных проблем, но финансирования не всегда достаточно, чтобы завершить запланированные программы и подпрограммы. Наиболее оптимальным видится изменение подхода к региональному управлению, основываясь на системном подходе. Необходимо сформировать защитный механизм противодействия угрозам в виде существующих на постоянной основе институтов, мероприятий и программ в КК для улучшения социально-экономических позиций в КК с регулярным мониторингом состояния социально-экономической сферы. Сведем в табл. 3 актуальные институциональные, программные и аналитические меры обеспечения СЭБР в КК, проводимые администрацией края.

Таблица 3

Защитный механизм противодействия угрозам в виде существующих на регулярной основе институтов, мероприятий и программ в КК

Блок

Защитный механизм

Финансово-экономический

Создание отдела по развитию отраслей экономики и конкуренции;

Мониторинг состояния рынков товаров и услуг, помощь кризисным предприятиям;

Взаимодействие с местными властями по развитию отраслей и конкуренции;

Консультации для малого бизнеса;

Работа по устранению административных барьеров в регионе;

Функционирование института независимой институциональной экспертизы (в случае принятия того или иного государственного акта или норматива);

Социально-трудовая сфера

Мониторинг системообразующих предприятий в крае, имеющих региональное значение и оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность Краснодарского края;

Реализация плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в КК;

Социальное самочувствие

Организация прозрачности в политике государственной власти: открытая публикация данных на официальных сайтах администрации края;

Работа портала государственных услуг и предоставление услуг дистанционно;

Реализация государственной программы «Обеспечение безопасности населения» по повышению пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, профилактике терроризма.

Для предотвращения отклонения тенденций развития процессов в региональной системе СЭБ следует провести социально-экономическую диагностику края, алгоритм которой может быть представлен следующим образом:

  1. Проведение оценки экономического потенциала региона;
  2. Определение ключевых факторов социально-экономической сферы, основываясь на изучении факторов внутренней и внешней среды региона;
  3. Определение взаимовлияния прямых, косвенных и производных факторов и построение когнитивной карты (модель взаимосвязи), анализ объективных причин риска и субъективных причин риска с учетом усиливающего эффекта, вызванного проявлением нескольких факторов риска (эффект негативного синергизма), определение зон оптимальности, опасности и угрозы по каждому индикатору.

Прямые угрозы — непосредственно причиняют ущерб здоровью и жизни населения, благосостоянию населения, самодостаточности региона; косвенные факторы, способствуют возникновению негативных процессов, которые впоследствии причиняют ущерб территориальному образованию; производные — возникают в результате нецеленаправленного воздействия негативной активности, а как последствие в смежном секторе экономики [4, с. 183].

  1. Просчет наступления возможных ситуаций нежелательного развития событий с исчислением величины ущерба с учетом рисков взаимодействия;
  2. Выбор стратегии социально-экономического развития.

Результатом социально-экономической диагностики края должен стать паспорт безопасности края, который будет содержать полную информацию о состоянии хозяйственно-промышленного комплекса и социальной сферы, а также прогнозы угроз и рисков. В паспорте безопасности следует отражать динамику изменения угроз, текущий и оптимальный уровень защищенности, а также программные меры обеспечения СЭБ, чтобы оптимально распределять финансовые средства. Это позволит реализовывать конкретные государственные программы, совершенствовать нормативную правовую базу обеспечения безопасности личности, общества, сформировать и обеспечить проведение единой политики органов государственной власти в регионе [2, с. 86].

В целом, механизм обеспечения СЭБ должен предусматривать возможности реализации двух задач: первой- прогнозно-аналитической задачи, которая направлена на предупреждение критического уровня социально-экономических компонент и второй, связанной с реализацией мер, направленных на недопущение наступления кризиса и на преодоление критического порога. Такой механизм позволит системе повысить уровень СЭБ и устойчивости в региональной системе.

Литература:

  1. Багомедов М. А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 288–300.
  2. Даримчари М. Р. Социально-экономическое развитие Ростовской области: проблемы устойчивости и безопасности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2013. № 1. С. 83–86.
  3. Еремеев Л. М. Проблемы управления социально-экономической безопасностью региона // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2012. Т. 7. № 4 (26). С. 29–32.
  4. Самойлова Л. К. Классификация угроз социально-экономического характера в целях выявления уровня безопасности региона // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 3 (41). С. 181–184.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-экономической диагностики края, стратегии социально-экономического развития, жизни населения региона, доходов групп населения, прожиточного минимума, Краснодарского края, социально-экономической безопасности, социальной сферы, механизм противодействия угрозам, суммарный коэффициент рождаемости, сферы Краснодарского края, обеспечения СЭБ, виде существующих, социально-экономической безопасности региона, регулярной основе институтов, примере Краснодарского края, стратегии СЭР края, социально-экономической безопасности регионального, защитный механизм, развития системы края.

Ключевые слова

социально-экономическая безопасность, социально-экономическая диагностика

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос