Библиографическое описание:

Похорукова М. Ю., Самохина В. М. Разработка схемы процесса профессионального самоопределения в информационной системе // Молодой ученый. — 2016. — №11.3. — С. 13-14.



Успешное профессиональное самоопределение означает выбор востребованной профессии, которая отвечает личностным потребностям и возможностям. Иными словами, необходимо согласовать систему факторов, которые условно можно обозначить как «хочу-могу-надо»: интересы и склонности, умения и способности, требования рынка труда. К сожалению, на практике редко встречается пересечение сразу всех трех факторов, что как раз и обуславливает существующие проблемы на рынке труда: множество специалистов с престижными профессиями не могут трудоустроиться, а открытые вакансии не пользуются спросом среди соискателей.

Одним из важных направлений в развитии современного общества является согласование профессиональных интересов соискателей с требованиями работодателей. Решение данной задачи предполагает использование системы профессионального самоопределения, способствующей принятию решения по выбору профессии с учетом как личностных профессиональных качеств, так и реальных потребностей общества в квалифицированных кадрах. Следует отметить, что для успешного профессионального самоопределения, в первую очередь, необходимо ориентироваться на потребности всего общества в квалифицированных специалистах, то есть вакансии работодателей.

Для реализации информационной системе поддержки принятия решений по выбору профессии предложена схема профессионального самоопределения (рис. 1):

Рис. 1. Схема реализации процесса профессионального самоопределения

На схеме приняты следующие обозначения:

Z – совокупность индивидуальных качеств соискателя: интересы, особенности личности, темперамент, характер;

P – профессиональные устремления соискателя, то есть имеющаяся квалификация или выбранное в профессиональном учебном заведении направление подготовки;

B – множество профессиональных интересов, предпочтений и склонностей соискателя, причем ;

S – множество, отражающее индивидуальные знания, умения, способности соискателя ();

R – множество востребованных на рынке труда профессий, включая сведения о свободных вакансиях на предприятиях;

ψ – функция согласования индивидуальных профессиональных качеств и требований работодателей;

G – результат профессионального самоопределения, который содержит список профессий, рекомендуемых соискателю для освоения.

С математической точки зрения реализация функции ψ(B, S,R) подразумевает пересечение указанных множеств. Согласно теории множеств, пересечением множеств называется множество, состоящее из элементов, которые принадлежат всем множествам, участвующим в пересечении [3]. Более того, операция пересечения множеств может быть реализована только для данных единого формата.

Для этого необходимо применить операции отображения множеств и преобразовать индивидуальные профессиональные качества в профессии, которые удовлетворяют особенностям соискателя:

,

(1)

(2)

где B′ – множество профессий, соответствующих личностным интересам и склонностям соискателя;

S′ – множество профессий, отвечающих имеющимся у соискателя профессиональным знаниям и умениям;

f, φ – функции, позволяющие индивидуальным особенностям соискателя сопоставить соответствующие профессии.

Реализовать преобразование множеств профессиональных интересов и умений соискателя в соответствующие множества профессий наиболее целесообразно с помощью специализированных профориентационных методик при автоматизации в информационной системе процедур диагностики и консультирования соискателей по выбору профессии [2].

После выполненных преобразований множество подходящих соискателю профессий определяется по следующей формуле:

,

(3)

На рис. 2 представлено пересечение множеств B′, S′, Rв виде диаграммы Эйлера-Венна,которая позволяет проиллюстрировать операции над множествами в виде окружностей [1].

Рис. 2. Диаграмма пересечения множеств профессий, соответствующих личностным данным и требованиям рынка труда

Согласно рис. 2 область, отмеченная штриховкой, означает результат профессионального самоопределения, то есть содержит список востребованных на рынке труда профессий, которые подходят профессиональным качествам пользователя (множество G). Представленная диаграмма отражает математическое описание системы факторов «хочу-могу-надо», согласование которых необходимо для реализации успешного выбора профессии.

Литература:

  1. Басангова, Е.О. Введение в теорию множеств и комбинаторику [Текст]: учебное пособие / Е.О. Басангова. – Элиста, 2007. – 88 с.
  2. Самохина В. М., Макарова М. Ю. Профориентационные методики в процессе выбора профессии // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 863-865.
  3. Чередникова, А.В. Дискретная математика. Теория и практика / А.В. Чередникова, О.Б. Садовская, Л.А. Каминская. – Кострома: Изд-во Костром. гос. технол. ун-та, 2011. – 74 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle