Библиографическое описание:

Данилова Т. С. Реализация государственной политики занятости на муниципальном уровне // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 702-704.



This article is devoted to topical issues of implementation of the state policy of employment at the municipal level. Conducted research tion suggests that in crisis conditions the state has a special interest in conducting effective employment policy and the local government is one of the connecting links of this mechanism.

Key words: employment, unemployment, management, level, policy, government, mechanism, work.

Государственная политика занятости населения — это весь комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого члена этого общества. Государственная политика занятости населения имеет несколько уровней реализации:

– общегосударственный;

– региональный;

– локальный [1].

Государственная политика в области содействия занятости населению в РФ направлена, прежде всего на:

– предупреждение массовой безработицы и сокращение длительной безработицы;

– обеспечение всем гражданам равной возможности независимо от критериев (возраст, пол) в реализации права на свободный выбор занятости и добровольный труд;

– проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы и особо нуждающихся в социальной защите, обеспечение социальной защиты населения в области занятости;

– сочетание принципа самостоятельности органов власти субъекта Российской Федерации, органов местной власти в реализации политики занятости населения;

– создание условий, которые обеспечивают свободное развитие человека и достойную жизнь;

– развитие трудовых ресурсов для экономики;

– поддержка предпринимательской и трудовой инициативы граждан, которая осуществляется в рамках законна, содействие развитию способностей к творческому и более производительному труду;

– поощрение работодателей, которые создают новые рабочие места и сохраняют действующие, прежде всего для людей, которые особо испытывающих трудности в поиске работы и нуждаются в социальной защите;

– координация деятельности органов государственной власти, представительных органов работников и работодателей в разработке, профессиональных союзов, реализация мер по обеспечению занятости всего населения;

– координация деятельности в области занятости населения с деятельностью с другими направлениями социальной и экономической политики власти [2].

Проведение активной политики занятости государства может осуществляться путем реализации и разработки федеральных и региональных программ занятости населения, которые формируются исходя из сложившейся ситуации на рынке труда и скорректированного прогноза его развития.

Важной формой реализации политики государства в области занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (районные, городские) программы. Механизм реализации государственной политики занятости включает координацию деятельности различных органов власти, а также привлечение финансовых, кадровых, материальных ресурсов.

Исполнение и организация программ занятости лежит прежде всего на органах государственной власти и включает работу как с работодателями и наемными работниками.

Урегулирование интересов между наемными работодателями и работниками осуществляется при участии органов государства на основании социального партнерства [3].

В России на муниципальном уровне реализация государственной политики в области занятости возложена на глав и заместителей глав администраций органов местного самоуправления и городских округов.

Многие органы местного самоуправления в России реализуют и разрабатывают программы поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства, программы занятости граждан города, взаимодействуют с центрами занятости населения и частными рекрутинговыми агентствами.

Органы местной власти в области занятости решают следующие задачи:

– контроль и координация деятельности управляющих структур муниципального образования, общественных и других организаций, предприятий, создание муниципального центра занятости населения;

– реализация и разработка системы экономических механизмов, в регуляции вопросов местного рынка труда, занятости и трудовых отношений;

– создание городского учебно-методического центра профессиональной подготовки трудоспособного населения по тем профессиям, которые наиболее пользуются спросом на рынке;

– создание муниципальной службы профориентации выпускников учебных заведений среднего и начального профессионального образования, школ;

– оказание всего спектра информационной поддержки безработным;

– формирование заказа на общественные работы на территории города;

– создание центра социально-психологической адаптации безработных граждан;

– формирование банка вакансий временных и сезонных рабочих мест на уровне муниципалитета;

– организация бизнеса-инкубатора для начинающих предпринимателей на уровне муниципалитета;

– проведение и организация мониторинговых исследований рынка труда с целью его прогнозирования профессионально-квалификационной и отраслевой структуры спроса на рабочую силу;

– образование попечительского совета для содействия в трудоустройстве выпускников профессиональных учебных заведений и школ на уровне муниципалитета [4].

На весь спектр оказываемых услуг по реализации политики занятости государства, гражданам влияют финансовые возможности того или иного муниципального образования.

Но наиболее приоритетными направлениями политики содействия занятости граждан РФ на уровне муниципалитетов должны стать:

– оказание адресной психологической и материальной поддержки лицам, которые нуждаются в социальной защите;

– повышение конкурентоспособности работников (организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки занятого населения данного муниципалитета);

– развитие совсем новых форм взаимодействия с работодателями [5].

В Находкинском городском округе политика регулирования занятости населения реализуется по следующим основным направлениям:

– привлечение граждан на оплачиваемые общественные работы;

– временное трудоустройство людей, которые испытывают трудности в выборе и поиске работы;

– трудоустройство граждан, находящихся на инвалидности, но способных к работе;

– временная занятость детей на летних каникулах;

– профессиональное обучение и профориентация;

– адаптация безработных, организация «Клуба ищущих работу» и ярмарки вакансий;

– поддержка малого предпринимательства и самозанятости;

– временное трудоустройство выпускников средних специальных и начальных учебных заведений в возрасте от 18 до 20 лет, которые ищут работу впервые;

– организация стажировки;

– оказание психологической поддержки [1].

В практике Находкинского городского округа существует несколько хорошо зарекомендовавших себя форм содействия занятости населения. Например, ярмарка вакансий, где все посетители могут получить информацию из банка вакансий, получить консультацию по вопросам применения трудового законодательства и выбрать учебное учреждение для прохождения профессиональной переподготовки.

Весьма важным и эффективным механизмом содействия занятости граждан на местном уровне является организация общественных работ, когда оплачиваются общедоступные виды трудовой деятельности и не требующие предварительной профессиональной подготовки людей, которые организуются для реализации временной занятости безработных.

Новой формой содействия занятости граждан муниципалитета является клуб ищущих работу. В таком клубе всем гражданам оказывают помощь по поиску новой работы, приобретении навыков в поиске, снижение психологической нагрузки на безработного, приобретение необходимых правовых знаний.

Для развития предпринимательской инициативы безработных граждан организовывается бизнес-инкубатор — коллективный офис для начинающих предпринимателей на уровне муниципалитета [2].

Очень важна помощь в трудоустройстве тем, кто особо нуждается в защите, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей молодежь. Механизмом содействия трудоустройства данным группам граждан являются закон о квотировании рабочих мест иностранных граждан [3].

Таким образом, в целях повышения уровня и качества жизни населения основные усилия органов местной власти должны быть направлены на создание эффективных условий реализации занятости граждан, создание баланса спроса и предложения трудовой силы, в том числе, основанного на повышении конкурентоспособности и качества трудового потенциала того или иного муниципального образования.

Литература:

1 Низова Л. М. Правовое регулирование занятости населения/ Л. М. Низова // Трудовое право. — 2015. — № 1. — С.40–41.

2 Долгова А. Полная и эффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд.-2015.-№ 8.-С.38–41

3 Петров А. Занятость и трудоустройство- комплексный институт российского права и некоторые новации в его регулировании. // Вопросы трудового права. — 2015. — № 11. –С.15–19.

4 Сабченко О. В. Некоторые проблемы занятости в рамках социальной функции трудового права //Право и государства. Теория и практика. — 2015. — № 9 –С.77–79.

5 Костин Л. А.,Рынок туда и теория занятости: учебное пособие /Л. А. Костин. — М.: АТиСО, 2013. — 424 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle