Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Библиографическое описание:

Кенжебеков Н. Д., Кабдыбай А. К., Замбинова Г. К. Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1.1. — С. 30-32. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1740/ (дата обращения: 27.05.2018).



Социальная модернизация казахстанского общества требует существенного совершенствования системы государственного управления. Важное место в развитии казахстанской государственности в этой связи отводится формированию в республике местного самоуправления как неотъемлемого атрибута демократического государства и непременного условия дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Местное самоуправление как непосредственное выражение власти народа максимально приближено к населению, затрагивает интересы каждого гражданина, решает большинство его повседневных проблем. Местное самоуправление позволяет гражданам сознательно участвовать в процессе создания достойных условий жизни на своей территории, формирует ответственность за решение местных проблем, повышает их социальную и гражданскую активность, служит реальным механизмом контроля населения за деятельностью органов управления [1, с. 141].

В этой связи местное самоуправление рассматривается как важный институт, который предотвращает конфликты между отдельными группами граждан, способствует социально-экономическому развитию территории и устойчивому развитию страны в целом. В республике принята Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан, утвержденной Указом Президента РК от 28 ноября 2012 года.

В соответствии с данной Концепцией развитие местного самоуправления (далее - МСУ) осуществляется в два этапа [2, с. 9].

В рамках первого этапа реализации Концепции законодательно закреплены нормы по определению полномочий органов местного самоуправления и их ответственности, регламентации порядка формирования, проведения собраний и сходов местного сообщества, проведению выборов акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов, расширению их полномочий.

В рамках второго этапа Концепции будут приняты меры по дальнейшему разграничению функций местного государственного управления и самоуправления, формированию бюджета и собственности органов МСУ.

Законопроект предусматривает регулирование общественных отношений, возникающих при внедрении самостоятельного бюджета МСУ и коммунальной собственности МСУ, расширение полномочий органов МСУ в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью МСУ.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Бюджетный и Гражданский кодексы, Законы РК «О государственном имуществе», «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

Бюджет МСУ на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа внедряется как 4-й уровень государственного бюджета с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2000 чел., а с 2020 года – повсеместно.

В соответствии с рекомендациями Национальной комиссии бюджет МСУ будет утверждаться маслихатом района после его обсуждения на собрании местного сообщества, а исполнение бюджета МСУ возлагается на аппарат акима села.

Внедрение самостоятельного бюджета МСУ также вызывает потребность образования института «коммунальной собственности МСУ», которого сегодня нет. Законопроектом вносятся нормы в Гражданский кодекс и в Закон «О государственном имуществе», определяющие понятие коммунальной собственности МСУ, порядок формирования и управления данной собственностью.

Имущество МСУ будет состоять из имущества местной казны (средства бюджета МСУ, иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами) и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами.

Порядок формирования и управления коммунальным имуществом МСУ будет осуществляться по аналогии с коммунальным имуществом района.

При этом, в соответствии с рекомендациями Национальной комиссии управление коммунальной собственностью МСУ возлагается на аппарат акима села по согласованию с собранием местного сообщества.

Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» в части наделения маслихатов районов полномочиями по утверждению бюджета МСУ, расширения полномочий акима села и его аппарата по исполнению бюджета МСУ и управлению коммунальным имуществом МСУ.

В результате полевого обследования развития местного самоуправления в Акмолинской области были выявлены следующие проблемы местного самоуправления.

1.В настоящее время работа по определению фактических поступлений 6 видов налогов (по налогу на имущество физических лиц, земельный налог на земли населенных пунктов с физических и юридических лиц, налог на транспортные средства с физических и юридических лиц) проводится «вручную», что занимает длительное ежемесячное рабочее время органов местного самоуправления, учитывая то, что в аппаратах акимов с/о, поселков, городов районного значения для осуществления новых функций не хватает штатной численности.

2.Отсутствие базы (системы) в органах дорожной полиции по количеству автотранспорта в разрезе административно-территориальных единиц, необходимой для проведения сверки (согласования) и постоянному мониторингу по фактическому наличию автотранспорта в каждом населенном пункте.

3.Неравномерность развития регионов, узкая налогооблагаемая база многих сельских районов. Согласно п.5 статьи 45 Бюджетного кодекса РК трансферты общего характера (субвенция и бюджетные изъятия) направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов и обеспечения равных фискальных возможностей для предоставления гарантированных государством услуг в соответствии с направлениями расходов, закрепленных Бюджетным кодексом РК за каждым уровнем бюджета.

По действующему бюджетному законодательству при выравнивании расходов района с доходами не учитывается, что 6 видов поступлений районного бюджета перечисляются на контрольный счет наличности (КСН) местного самоуправления, и не предусмотрена передача расходов, закрепленных бюджетным законодательством за районным бюджетом. То есть передача части доходов местному самоуправления без передачи соответствующих расходов приводит к дефициту бюджета района.

4.При внедрении самостоятельного бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления, а также расширении полномочий органов местного самоуправления в управлении бюджетным процессом и коммунальной собственностью возрастет нагрузка на сельские округа (ведение учета коммунальной собственности, разработка проектов бюджета, его утверждение и уточнение, мониторинг доходной и расходной части органа МСУ, составление отчета об исполнении и т.д.).

При этом, передача штатных единиц из местных исполнительных органов районного уровня в местные органы самоуправления для ведения самостоятельного бюджета (сельского уровня) не представляется возможным, поскольку на районном уровне количество функций не уменьшается. (в 2013 году для выполнения дополнительных выделенных 7 функций на укрепление аппаратов акимов сельских округов сел, поселков дополнительно доведено 199 единиц, однако штатная численность аппаратов акимов по-прежнему недостаточна (в среднем 4 единицы на аппарат акима).

5.Расходы местного самоуправления осуществляются на основании представленного счета к оплате. Из-за отсутствия кодов бюджетной классификации, местные органы самоуправления не составляют план государственных закупок, тем самым не имеют доступ к Веб-порталу «государственные закупки».

6.Опрос местных жителей выявляет проблему неготовности многих местных руководителей брать на себя реальную ответственность, а также неготовности жителей участвовать в управлении местными делами, у местных жителей отсутствует понимание задачи и функций МСУ, они не верят в возможность реальных перемен своими силами.

Помимо вышеназванных организационно-экономического, финансово-бюджетных и налоговых проблем, существуют еще и административно-территориальные барьеры для развития МСУ на уровне сельских округов, сел, поселков, городов районного значения.

Можно выделить 2 типа административно-территориальных барьеров для развития МСУ: пространственная изоляция; ресурсная изоляция [3, с. 38].

Пространственная изоляция.

В Акмолинской области немало МСУ пространственно удалённых от районного центра и имеющих транспортную связь только с одним ближайшим соседом. Это «концевых» сел, сельских округов, располагающихся на самом конце единственного транспортного ребра, связывающего его с районным центром. Они располагаются не только по окраинам казахстанского пространства, многие находятся на региональных границах.

В этом отношении основными барьерами выступают удалённость и труднодоступность.

Ресурсная изоляция.

МСУ, располагающий особыми или существенно большими (меньшими) ресурсами, чем его соседи, будет различными способами изолироваться.

В случае достаточности основных ресурсов, сельский округ будет заведомо лучше развиваться по сравнению с более бедными условиями, что может привести к неравномерности и диспропорциям в развитии и усугублению миграционных потоков.

Значительное сокращение располагаемых ресурсов МСУ приводит местное общество к состоянию постоянной дефицита финансовых ресурсов, создающему специфические проблемы развития самоуправления. Такие МСУ могут вообще не быть изолированными в пространстве, располагаясь даже в пригороде регионального центра.

На основе выявленных проблем предложены рекомендации по совершенствованию механизма функционирования местного самоуправления в Акмолинской области.

1.Необходимо в первую очередь, решить проблему нехватки квалифицированных кадров для МСУ.

2.Необходимо разработать программное обеспечение с возможностью определения фактического поступления данных видов налогов по административно-территориальному значению, а также программное обеспечение с возможностью автоматического зачисления поступлений напрямую в административно-территориальные единицы, что позволит сократить трудозатраты.

3.Необходимо разработать единую базу данных по транспорту с разбивкой по населенным пунктам, с указанием владельцев транспорта и объемов двигателей, что сократит трудозатраты работников аппаратов акимов с/о, поселков, городов районного значения (постоянный подворовый обход, с учетом постановки на учет (снятие с учета) транспортных средств и т.д.), а также улучшит планирование налогов.

4.Необходимо рассмотреть вопрос по открытию доступа органами МСУ к порталу государственных закупок.

5.Поскольку доходную часть передают на уровень местного самоуправления, на законодательном уровне необходимо вместе с доходными источниками решить вопрос с передачей и расходной части.

Результатом предлагаемых мер в конечном итоге как раз и будет реализация политики развития местного самоуправления, которая в свою очередь приведет к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти, эффективное функционирование которой позволит обеспечить:

1)повышение роли населения, его участия в качественном решении вопросов местного значения;

2)повышение уровня жизни населения в каждом населенном пункте;

3)повышение политической стабильности в регионе и государстве в целом.

Литература:

  1. Мидельский С.Л. Проблемы и перспективы становления местного самоуправления в Казахстане на современном этапе. // Инновационные форматы образования как ресурс развития региона: Материалы I Межрегиональной очно-заочной научно-практической конференции 24-25 апреля 2013 года. Ижевск, 2013. – 236 с.
  2. Указ Президента РК «Об утверждении Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан» от 28 ноября 2012 года № 438.
  3. Плюснин Ю.М. Факторы развития местного самоуправления. Оценка значения изоляции и изоляционизма. // Вопросы государственного и муниципального управления, М.: Изд-во ГУ-ВШЭ. – 2008. - № 3. – С. 38 – 50.
Основные термины (генерируются автоматически): местного самоуправления, развития местного самоуправления, бюджета МСУ, органов местного самоуправления, развития МСУ, самостоятельного бюджета МСУ, коммунальной собственностью МСУ, коммунальной собственности МСУ, коммунальным имуществом МСУ, городов районного значения, органов МСУ, местного сообщества, полномочий органов местного, исполнение бюджета МСУ, утверждению бюджета МСУ, средства бюджета МСУ, исполнению бюджета МСУ, полномочий органов МСУ, собственности органов МСУ, республике местного самоуправления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос