Библиографическое описание:

Отамуродова Ф. Э. Технология обучения аудиовизуальных и технических средств и использование их в учебном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №10.2. — С. 22-24.



Данная статья посвящается некоторым аспектам и средствам обучения. Рассматриваются также вопросы связанные не с затратами а с эффектом и получаемыми результатами.

Ключевые слова: предпосылка, педагогический процесс, аудиовизуальные средства, дидактическая точка зрения, материально технические возможности.

Эффективность использования аудиовизуальных средств обучения и учения характеризуются понятиями действия и действенность. Показатель эффективности аудиовизуального средства обучения устанавливается путем соотнесения эффекта от применения этого средства с затратами необходимыми для его изготовления и использования. Средства обучения и учения являются факторами влияющими на осуществления и результат педагогического процесса и таким образом на развитие личности студента. Что же касается использования средств обучения и учения в комплексе всех педагогических мероприятий и средств то здесь средства обучения и учения являются одной из причин обеспечивающих педагогическое воздействия на студента. Действие здесь нужно рассматривать как событие в педагогическом процессе. Оно характеризует продолжительность и результат определенного педагогического процесса. Таким образом действие можно понимать как действительную величину в процессе.

Действенность средств обучения и учения можно рассматривать в двух направлениях: качественно и количественно.

Качественное направление характеризует педагогическую цель которой должно служить аудиовизуальное средство обучения и учения то есть направления в котором должно осуществляться действие. Например вузовский учебный фильм может служить тому чтобы мотивировать определенное отношение студентов к учебе познанию сущности тех или иных процессов. Таким образом качественное направление определяет цели которые должны быть достигнуты.

Количественное направление указывает на то с какой силой может действовать соответствующее аудиовизуальное средство обучение и учения в определенном направлении. Под количественным направлением понимаются не мера и численность а в первую очередь порядок определенная степень сравнения. Действенность аудиовизуального средства обучения и учения с точки зрения качественной и количественный зависит от ряда факторов.

На основе сказанного можно сделать некоторые выводы о понятии действенность. Все перечисленные группы действующих факторов в единстве. После того как определена по существу третья группа показателей, первые две зависят от создателя аудиовизуального средства и преподавателя. Высокая действенность зависит от оптимальности их соотношения. Эти группы показателей зависят достаточно сложно друг от друга. В подтверждении этому сошлемся на связь существующую например между содержанием и оформлением учебного фильма.

Только что рассмотренное понятие действенности аудиовизуальных средств является необходимой но недостаточной предпосылкой эффективности использования этих средств. Отлично оформленный вузовский учебный фильм обладающий высокой действенностью может оказать слабое действие на студентов если преподаватель применяет его неправильно. Значит действие средства обучения и учения зависит не только от его действенности но и от комплекса условий. Весь вузовский педагогический процесс в котором применяется соответствующее средство обучения и учения представляет собой комплекс таких условий.

  1. Индивидуальные
  2. Материальные

В соответствии с руководящей ролью преподавателя обусловленной его ответственностью за процесс обучения, объединим в одну подгруппу все те условия которые связаны с его личностью. Дидактическая методическая и специальная квалификация преподавателя его особенности и навыки в применении средств обучения и учения решающим образом влияют на действие аудиовизуальных средств. Это обеспечивает например предварительным планированием момента для демонстрации фильма или слайдов и реализации плана. Вторая подгруппа индивидуальных условий обусловлена факторами связанными с личностью студента, что особенно ярко проявляется в тех педагогических ситуациях когда сами студенты выступают как активные участники процесса. Действие средств обучения кроме того зависит от всей совокупности личностных качеств студента: его знаний, умений, его мотивации. При этом следует обратить внимание на то что действие средств обучения и учения в конце концов индивидуальный феномен.

Ко второй основной группе относятся материальные и организационные условия. Первая подгруппа этой группы объединяет условия использования аудиовизуальных средств обучения и учения. Это все те факторы которые элементарно воздействуют на видимость и слышимость. Они зависят от размера помещения, его высоты а также от формы и степени наклона пола. Соответствующие предельные параметры этих величин можно найти в общих стандартных нормативах. На акустику помещения оказывает влияние также и мебель ее расположение состояние стен и потолков и тд. к этой подгруппе относятся также условия которые оказывают опосредованное влияние на качество аудиовизуальных средств это прежде всего

– место и характер установки прибора воспроизведения

– место и характеристика экрана для показа фильмов, слайдов

– вид и качество устройства затемнения

Во второй группе объединены различные учебно- организационные условия которые также оказывают влияние на действие аудиовизуальных средств обучения. Эффективность учебного телевидения обеспечивается прежде всего высокой научной и педагогической квалификацией преподавателей.

Важным стимулом позволяющим заметно повышать общее качество преподавания по телевидению и ориентирующим педагогические коллективы на современное понимание задач высшего образования, является принятая в некоторых вузах практика привлечения к чтению телевизионных лекций крупнейших ученых страны. Современные методы обучения отличает диалектическое единство всего учебно-воспитательного процесса ориентация на его эффективность усиленное внимание к вопросам развития логического мышления анализ взаимозависимости явлений факторов, использование современных дидактических средств и целенаправленное развитие способностей студентов.

Если перечисленные программы определяют процедуру программирования то содержательная сторона определяется характером изучаемой информации и целями обучения. В любом случае программирование выступает как средство оптимизации учебного процесса с помощью современных знаний об управлении и специфике учения при опоре на современную технику. В свою очередь метод программирования выступает в виде организатора определенного учебного содержания которое в учебном процессе должно представляться в виде полной системы. В процессе конструирования и разработки целостной педагогической или дидактической системы необходимо руководствоваться рядом положений:

Целостность системы, взаимодействие элементов, составляющих систему, функциональная обусловленность всех элементов системы: разработка каждого элемента с учетом влияния остальных элементов. К настоящему времени программированное обучение рассматривается как один из дидактических приемов.

Научно технический прогресс выдвинув перед системой образования ряд новых фундаментальных проблем совершенствования образования связанных с изменением целевых установок, отбором содержания требованием индивидуализации и повышения эффективности в какой-то мере обеспечил и средства для решения этих проблем. Программированное обучение реализовав идею поэтапного контроля над итогами обучения способствовало представлению процесса научения в виде элементарных этапов обеспечило растущее внимание к таксономии целей обучения разработки принципиальных путей решения задачи приобретения необходимых знаний, умений и навыков.

Литература:

  1. Р. Н. Ильин «Изобразительно выразительные средства экранных искусств»
  2. Rolf Fuchs «Some Aspects of Assessment of Audiovisual teaching and learning aids»
  3. B. F. Skinner» The science of learning and the art of teaching»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle