Библиографическое описание:

Юсупов Ф., Сапаев У. К вопросу организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе в условиях ИКТ // Молодой ученый. — 2016. — №9.5. — С. 83-85.



На современном этапе демократизации, гуманизации и информатизации общества, расширения прав и свобод человека воспитание самостоятельности молодого поколения приобретает особую значимость. Независимость, инициатива, творчество, целеустремленность — это качества личности современного человека, необходимые ему для формирования самостоятельной позиции, принятия самостоятельного решения по жизненно важным проблемам в настоящем и в выборе желаемого будущего. Ориентация на выбор, творческую активность и самостоятельность характерна для человека современного мира, что отмечается как отечественными, так и зарубежными исследователями [1–3].

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов (СРС) играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Положение, создавшееся в последние годы в высшей школе о СРС, не может удовлетворить ни вузы, ни общество, так как не соответствует современным требованиям подготовки специалистов в области программный инжиниринг. Среди основных причин такого положения: недостаточный научно-обоснованный уровень планирования, организация и проведения учебного процесса, отсутствие научно-обоснованных нормативов времени на основные виды учебной деятельности студентов; слабое внимание кафедр к вопросам изучения и установления оптимального объема (а часах) самостоятельной работы студентов; отсутствие у многих обучающихся умения правильно и рационально планировать и осуществлять свою самостоятельную работу и учебу вообще.

В организации СРС в большинстве случаев отсутствует научный системный подход и системность — основное условие, без которого немыслимо познание. Проблема поставлена и осознана, сформулирована ее основная цель: повысить творческую активность, самостоятельность и ответственность студентов. Известны и основные причины, приведшие к затруднениям и осуществлении указанной цели. Опробованы некоторые формы обучения, призванные способствовать развитию познавательной активности студентов, такие, как компьютеризация учебного процесса, создание автоматизированных учебных курсов и обучающих систем, электронных учебников, использование деловых игр и других активных методов, расширение НИРС, перевод на обучение по индивидуальным учебным планам и т. п. однако с точки зрения системного подхода остается неясным, насколько полны и взаимоувязаны предлагаемые методы.

Учебно-воспитательный и научный деятельность студента в вузе можно представить как система, в начале он похож черного ящика (как абитуриент), а в конце белого ящика (специалист конкретной профессии). Для исследования системы применяются различные методики, методологии системных наук.

Функционирование учебно-воспитательной и научной деятельности студента как система в среде высшего образования опирается на определенную упорядоченность элементов (учебно-познавательных, воспитательных, научных и др.), отношений и связей. Структурно и функционально различные аспекты упорядоченности учебно-воспитательной и научной деятельности студента образуют основу иерархического строения системы, разбиение ее на подсистемы (понятно, что это разбиение относительно по своему характеру зависит, в основном, учебной, методической, воспитательной, научной и других деятельностей студента).

Одной из новых системных наук который используется для исследования систем является эдукология. По В. Г. Кинелеву, Председателю Комитета по высшей школе Министерства науки России, это наука о принципах формирования образованного человека и фундаментального знания как части общечеловеческой культуры с одной стороны, и являющейся основой для профессиональной подготовки специалистов — с другой. Здесь уместно привести мнение акад. Д. С. Лихачева: целью подготовки современного специалиста является не образование, а воспитание. Замечательный австрийский педагог Г. Гмайнер утверждал, что будущее человечества зависит, прежде всего, от того, насколько миру удастся воспитать в подрастающем поколении чувство собственного достоинства (ЧСД). Основа ЧСД — вера в себя, а не в партию и законы. Все успехи государства идут от человека с ЧСД. Область ЧСД — то, что необходимо человеку для выработки собственного мнения, отношения к различным решениям. ЧСД — это ощущение человеком своей собственной ценности как неповторимой личности. [4].

Высшие учебные заведения имеют возможность не только обучать, но и целенаправленно развивать заложенное в каждом человеке творческое начало, воспитать у будущих профессионалов чувство собственного достоинства с помощью эффективной организации помощи самостоятельной работы студентов, придать им творческий дух.

В ходе организации СРС и контроля знаний недостаточно последовательно реализуется принцип преемственности, позволяющий студенту работать на понимание и творческое логическое запоминание. Мало внимания уделяется замене принципов механического накопления знаний принципами творческого познания. Задания по СРС слабо увязываются с программами различных видов непрерывной подготовки, в частности, программный инжиниринг.

Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в модульно-рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50 % часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части — процесса обучения и процесса самообучения.

Все виды активной познавательной и научной деятельности требуют самостоятельных поисков. Самостоятельная работа не только не должна противопоставляться лекциям, а напротив, лекции следует рассматривать как важнейший инструмент ее стимулирования. Самостоятельная работа должна присутствовать во всех формах учебного процесса и играть решающую роль.

В высшей школе пока не уделяется должного внимания формирования у студентов стремления к целенаправленному самообразованию, выработке соответствующих умений и навыков. Многие студенты к этому не стремятся, не приобретают навыки к непрерывному образованию в своей последующей трудовой деятельности. Обладая значительными интеллектуальными и временными ресурсами, они не умеют их рационально использовать. Не все педагоги учат студентов принципами коллективной работы, хотя практически все виды деятельности человека сейчас коллективные, например, разработка программного обеспечения каких-то информационных систем. Отсутствует сотрудничество преподавателей и студентов при разработке методологии организации и проведения СРС. Однако изыскание и применение на различных видах СРС своих специфических приемов и способов вовлечения студентов в активную работу не стали пока повседневной задачей для многих кафедр и преподавателей.

Естественно, при рассмотрении основных принципов организации и руководства СРС большое внимание уделяется на приобретение студентами прочных навыков самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Информационный поиск позволяет осмыслить, закрепить и применить полученные знания для проведения исследования по УИРС, НИРС, а также для выполнения индивидуальных заданий различных видов контроля.

Самостоятельная работа должна осознаваться студентом как необходимый элемент собственного развития. Совокупность различных форм СРС, организованная посредством структурно-логических содержаний предмета и их отношений в систему с иерархической структурой, является наиболее концентрированным выражением последовательности обучения курса. Использование структурно-логической схемы самостоятельной работы студентом позволяет ему организовать планомерный график работы в период изучения данной дисциплины [5].

Все еще много несовершенного, не отвечающего современным требованиям в системе контроля знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в процессе проведения самостоятельной работы. Контроль должен начинаться задолго до заключительных рейтинговых контролей по дисциплинам и быть прежде всего, контролем за организацией и качеством СРС. В его основу должны быть положены принципы современной педагогики сотрудничества и сотворчества, творческого содружества педагога со студентом.

Исходя из вышеизложенного можно сделать заключение, о том, что необходимо направляет деятельность профессорско-преподавательского коллектива на дальнейшее совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения в системе СРС с целью возбуждения интереса, повышения активности, самостоятельности в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике и как пути индивидуализации обучения, творческого развития личности.

Важную роль в организации и оценке эффективности СРС на всех этапах обучения играет стандартизованный контроль, на основе структурно-логических связей содержания дисциплины, обеспечивающий регулярную обратную связь, необходимую для корректировки процесса обучения. В целях рациональной организации СРС с первых недель обучения по предмету, в данном случае, «Программирование на С++», серьёзное внимание уделяется установлению исходного уровня знаний. На кафедрах «Информационные технологии», «Программный инжиниринг» Ургенчского филиала Ташкентского университета информационных технологий разработана единая методика проведения стандартизированного контроля знаний, в том числе деятельности самостоятельной работы студентов, на основе структурно-логической граф схемы данной дисциплины по основным темам (модули) курса с использованием интегрированной виртуальной системы обучения и контроля (www.urgench-tuit.uz/vttnew, algo.urgench-tuit.uz). Подготовлен соответствующий дидактический материал по модулям структурно-логической граф схемы дисциплины «Программирование на С++». Например, модуль — элементарного программирования, программирование основных вычислительных и логических структур, в первом семестре, имеет более 800 заданий по программированию.

Система ведет учет деятельности каждого студента в течение семестра и выдает результаты, а также индивидуальные рекомендации для доработки соответствующего материала по программированию, а преподаватель получает информацию в виде таблиц по группам о выполнении заданий.

Диагностика выполненных операций выявляет не только причины ошибок, но и определяет пути дальнейшей деятельности. Сбор объективной информации об уровне подготовленности студента по данной дисциплине позволяет организовать индивидуализированное обучение и соответственно подготовить дидактические материалы. Мгновенная реакция интегрированной виртуальной системы обучения и контроля знаний студентов, новизна формы работы, минимизация учебного материала — все это представляет большой интерес для студентов (происходить соревновательный процесс среди студентов по количеству и качеству решенных задач). Существенно меняется образ мышления будущего специалиста, а характер СРС способствует росту научной базы, формирование мировоззренческих представлений студентов о возможности автоматизации учебного процесса, его эффективности, способствующей повышению качества знаний.

Литература:

  1. Олий ва ўрта махсус таълим вазирлигининг 2009 йил 14 август 286 сонли буйруғига 1-илова. Талабалар мустақил ишини ташкил этиш ва назорат қилиш бўйича йўриқнома.
  2. Бекузарова, Н. В. К проблеме организации самостоятельной работы студентов / Н. В. Бекузарова.-2006.
  3. Покушалова Л. В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза [Текст] / Л. В. Покушалова // Молодой ученый. — 2011. — № 4. Т.2. — С. 115–117.
  4. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000 г. — 326 с.
  5. Максанова Л. А., Золотарева А. М. Структурно-логическая схема — инструмент оптимизации самостоятельной работы студентов / Сб.научно-методических статей Научно-метод.конф. «Методика и технология оптимизации образовательного процесса. — Улан-Удэ: РИО ВСГТУ. — Вып.7.– 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle