Библиографическое описание:

Зорина А. А., Тюнников Ю. С. Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 13-15.



В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и родителей, направленной на эффективное формирование навыков самообслуживания у детей.

Ключевые слова: навыки самообслуживания, взаимодействие ДОО и семьи, совместная деятельность, младший дошкольный возраст.

Воспитатели младших групп, стоя у истоков формирования личностных качеств человека, знают, как порой трудно убедить родителей своих воспитанников в том, что для многих малышей более важно научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться, чем обучение их чтению, математике, раннему освоению компьютерных технологий.

В первую очередь «самостоятельный» — это, прежде всего, уверенный в себе ребенок. Овладение ключевыми навыками самообслуживания напрямую влияет на самооценку ребенка. Кроме того, это интеллектуально развивает ребенка. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции. С этой целью работа дошкольных учебных заведений должна направляться на активное привлечение семьи к участию в педагогическом процессе, на повышение педагогической культуры родителей. Перед педагогическим коллективом ставятся такие задачи, как информирование родителей, предоставление им определенных знаний, навыков в общении с детьми. Совместная деятельность педагогов и родителей является важным аспектом в работе современного детского сада. Необходимость разрешения этих вопросов обусловливает разработку инновационных подходов к поиску оптимальных форм сотрудничества для реализации разностороннего развития детей в соответствии с их задатками, способностями, индивидуальными психическими и физическими особенностями, культурными потребностями.

В рамках темы нашей статьи мы отмечаем, что самая первая задача педагога — убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, создании достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию.

Обобщая современный опыт взаимодействия детского сада и семьи по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников, можем выделить основные принципы сотрудничества. Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов: параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей; взаимодополнения воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей; организация совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и семье. Анализ практики работы дошкольного учреждения в данном направлении показал, что существуют значительные трудности в процессе педагогического сопровождения реализации семьи как воспитательной, развивающей так и обучающей функции в воспитании детей. Воспитатели должны иметь навыки конструктивного диалога с родителями по всем проблемам воспитания и развития навыков самообслуживания у детей, умение объединить совместную деятельность детей, родителей, коллег. Поэтому важным аспектом педагогической деятельности в этом направлении мы считаем открытость инновациям, способность творчески изменяться в соответствии с требованиями настоящего, умение углубить взаимодействие с семьей, оптимизировать реализацию ее воспитательного воздействий на ребенка.

Нами было выделено три этапа работы по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников во взаимодействии ДОО с семьей:

I этап — диагностический. Его цель — выявление начального уровня сформированности навыков самообслуживания у детей. Данный этап включает так же анкетирование родителей. II этап — практический. Целью данного этапа является реализация индивидуально-ориентированной программы обучения. III этап — контрольный, ставит перед собой задачу выявление динамики сформированности навыков самообслуживания у младших дошкольников, а, следовательно, определение успешности проведенной работы. Основными направлениями работы на практическом этапе мы считаем следующие: создание заинтересованности у родителей; расширение знаний родителей о возрастных возможностях детей младшего дошкольного возраста в самообслуживании; поиск индивидуального пути формирования навыка у каждого ребенка путем побуждения творческой активности родителей; определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка; инструктирование по отработке дома данного шага; практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку; совместное обсуждение проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков; оценка успешного продвижения по программе на примере конкретного ребенка; закрепление навыка в игровой деятельности в ДОО и дома.

Предлагаем использовать следующие формы работы: родительские собрания; семинары для родителей; индивидуальные и групповые консультации; практические занятия, организованные и проведенные с помощью родителей; подготовка творческих проектов, педагогический всеобуч и др.

Итак, подводя итог вышесказанному, мы заключаем, что, используя данную систему взаимодействия семьи и ДОО по формированию навыков самообслуживания мы способствуем: повышению самостоятельности у детей в освоении различных навыков самообслуживания; повышению родительской компетентности в вопросе воспитания их детей; достижению единства семьи и ДОО в создании достаточных условий для приобщения их к самообслуживанию.

Литература:

  1. Крылова В. В. Русский язык как фактор формирования культурно-образовательного пространства в сочинском округе на рубеже 19–20 веков // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 10. С. 173–180.
  2. Krylova V. V. Cultural and educational environment of sochi okrug (district) in late xix — early xx centuries: general trends of establishment // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 2. № -2. С. 139–143.
  3. Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.
  4. Казаков И. С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 47.
  5. Казаков И. С. Информационная компетентность и профессиональное становление педагога: учебное пособие / И. С. Казаков; Федеральное агентство по образованию, Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела. Сочи, 2009.
  6. Мушкина И. А. Профессиональные компетенции социального педагога как основа его эффективной работы с семьей // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 28–32.
  7. Moisya M. K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11–17.
  8. Ховякова А. Л. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. — 2010. — № 2. — С. 144–150.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle