Библиографическое описание:

Турова М. Г., Тюнников Ю. С. Формирование культуры общения старших дошкольников средствами народных традиций // Молодой ученый. — 2016. — №9.3. — С. 32-34.



Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки.

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Именно поэтому формирование культуры общения детей дошкольного возраста приобретают особую актуальность, поскольку отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Проблема культуры общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях философов, социологов, педагогов и психологов. Однако на сегодняшний день можно констатировать, что рассматриваемая проблема не нашла должного отражения в методической литературе для воспитателей детских дошкольных учреждений, и они не владеют в достаточной мере способами формирования культуры общения детей старшего дошкольного возраста. Родители также не понимают всей серьезности данной проблемы для будущего их детей, не обладают необходимыми психолого-педагогическими знаниями и умениями в этой сфере.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что «Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [1].

Резкое возрастание интереса к проблеме культуры общения дошкольников обусловлено сегодня серьезными трудностями, которые многие дошкольники испытывают в общении. А ведь потребность в общении со взрослыми и особенно со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста становится одной из главных.

Культура общения — это знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией. Культура общения строится на основе культурных ценностей, традиций и норм общения, сложившихся и принятых в обществе.

Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах. В том числе она предполагает освоение дошкольником культурных норм речи, включая речевой этикет и грамотность речи. Их знание позволяет ребенку быстрее найти понимание и поддержку в новой для него социальной среде [2].

Формировать культуру общения у старших дошкольников в ДОУ необходимо во всех видах деятельности: регламентированной, совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей, а также привлекать родители к этому процессу.

Несмотря на то, что уже достаточно долгое время изучается и внедряется в педагогическую деятельность воспитателя использования народных традиций в формировании культуры общения старших дошкольников, но она все еще остается нерешенной, а потому крайне актуальной и требующей изучения.

Традиции, обычаи, обряды, праздники представляют для дошкольного образования предмет социальной востребованности для формирования культуры общения. Воспитательное значение национальных традиций заключается в том, что они вызывают стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Поэтому необходимо создавать у старших дошкольников положительное отношение к народным традициям и обычаям, понимать их сущность и формировать желание их изучать.

Для того чтобы процесс формирования культуры общения старших дошкольников был более эффективным необходимо в воспитательно-образовательный процесс включать различные виды и жанры народных традиций: сказки, пословицы, загадки, проведение национальных праздников, народных игр, изготовление национальных кукол и т. д.

Первое познание в жизни ребёнка, с помощью которой мы передаем ребенку накопленную мудрость народа и знакомим его с национальной культурой разных народов является сказка. Сказки исполнены огромным жизнеутверждающим смыслом, потому что в них высшей ценностью признается человек. Сказка помогает решению задач морального воспитания, творческого развития. Восприятие сказки — это содействие, когда ребенок становится на позицию героя сказки, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия и помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания героев, согласовывать с ними свои действия.

Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки) отличаются лаконичностью, поэтической образностью и важны для запоминания нравственных норм, правил поведения, навыков взаимодействия с людьми.

К универсальным средствам народных традиций относятся национальные праздники, которые являются одним из древних элементов человеческой культуры, имеют общечеловеческие корни и при этом ярко выраженные национальные черты, что свидетельствует о развитии праздника как общественного явления [3].

Особым средством в формировании культуры общения детей является национальная игрушка, которая представляет то общее, что характеризует детство у всех народов и во все времена. Народная игрушка представляет культуру разных национальностей и помогает детям в общении.

Обязательным атрибутом народных праздников являются народные игры. В работах исследователей (А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, А. К. Бондаренко, Т. Н. Гришина и др.) подчеркивается необходимость широкого использования народных игр в работе с дошкольниками.

В конце ХIХ в. известный отечественный педагог П. Ф. Каптерев отмечал важность использования игр в воспитании детей, в развитии их представлений о России и народах, ее населяющих [4].

Игра — наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений и общений. Для формирования культуры общения нами были отобраны следующие игры: «Крепкая цепочка» (воспитывает уважение к людям разных национальностей); игра по сказке «Морозко» (для закрепления у детей навыков общения со взрослыми); «Цветок примирения» (воспитывает у детей желание мириться, с уважением относиться к сверстникам); игра «Добрые картинки» (воспитание у детей понимания таких качеств человека, как: доброта, забота, вежливость, справедливости и т. д.).

Таким образом, культура общения является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и своевременное включение в воспитательно-образовательный процесс своеобразие различных видов и жанров национальных традиций является эффективным средством формирования культуры общения у старших дошкольников направленных на [5–14]: знакомство с простейшими правилами культуры общения, уважительного отношения к окружающим, умения слушать и не перебивать собеседника, спокойно отстаивать свое мнение, в также в процессе взаимодействия с окружающими строить взаимоотношения на основе взаимопонимания, доброжелательности, уважения.

Литература:

  1. Об утверждении ФГОС ДО. Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155. /Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155.
  2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
  3. 3. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  4. Заварзина Л. Э. Педагогическое наследие П. Ф. Каптерева: биобиблиография / Воронеж. гос. пед. ун-т, Каф. педагогики. — Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2007.
  5. Казаков И. С. Основные виды деятельности будущего педагога в информосфере // SochiJournalofEconomy. 2014. № 1 (29). С. 230–232.
  6. Казаков И. С. Профессиографическая структура информационной компетентности будущего педагога // EuropeanSocialScienceJournal. 2014. № 5–1 (44). С. 160–163.
  7. Казаков И. С. Основные положения реализации компетентностного подхода в вузе // В сборнике: Научный поиск в современном мире сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. Редакционный совет (НИЦ «АПРОБАЦИЯ»): Кутаев Ш. К., Деневизюк Д. А., Сефербеков Р. И., Назаров А. Д., Эльдаров Э. М., Семиляк В. И.. 2014. С. 141–142.
  8. Казаков И. С. Информационная компетентность как объект педагогического проектирования // SochiJournalofEconomy. 2013. № 1–1. С. 98–101.
  9. Казаков И. С. Анализ ФГОС ВПО педагогических направлений подготовки и информационная компетентность будущих педагогов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 9. С. 230–231.
  10. Kazakov I. S. Classification of invariants of future teachers' information competence // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 1. № -1. С. 4–6.
  11. Володина И. В., Мойся М. К. Взаимодействие ДОУ с родителями в социальном развитии старших дошкольников. / Дни науки СПФ СГУ: материалы 13-й Всерос науч.-практ. конф. студентов и аспирантов — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2014. — С.93–96.
  12. Moisya M. K. The potential of collegiate relations between instructors and students in the professional making of future teachers // European Journal of Contemporary Education. 2014. № 1 (7). С. 11–17.
  13. Tyunnikov Yu.S., Krylova V. V. Recreational behavior in terms of crucial problems of formation // European Journal of Contemporary Education. 2013. Т. 3. № -1. С. 54–64.
  14. Тюнников Ю. С., Колодий Н. Е. Негативные стереотипы общения младших школьников: проблема и педагогические условия преодоления // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 10. С. 209–216.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle