Библиографическое описание:

Сердюк Н. В. Психолого-педагогические условия формирования культуры общения у детей подготовительной к школе группы // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1186-1188.



В статье рассматривается проблема воспитания культуры общения у детей подготовительной к школе группы, выделены предпосылки воспитания культуры общения и психолого-педагогические условия воспитания культуры поведения.

Ключевые слова: культура общения, дошкольник, предпосылки культуры поведения, психолого-педагогические условия.

Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование гармоничной личности ребенка, при этом готовность к эффективному общению с другими людьми выступает необходимым условием развития личности уже в период дошкольного детства. Формирование культуры общения является важнейшей составляющей личностной сферы и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире.

Проблемой воспитания культуры общения у старших дошкольников занимались такие ученые как С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Л. Ф. Островская и др. [5,6,7].

С. В. Петерина определяет культуру общения ребенка как совокупность норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, владение формами вежливого обращения, умения вступать в контакт и поддерживать его, учитывать особенности других людей [5].

Возраст 6–7 лет является благоприятным периодом для развития культуры общения детей. Психологическими предпосылками воспитания культуры общения в подготовительной группе выступают следующие возрастные особенности усвоение моральных чувств и нравственных представлений; развитие новых форм общения со взрослым и со сверстниками; усвоение норм поведения и общения; развитие коллективного характера деятельности.

Проблема воспитания культуры общения у старших дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность ее очевидна, поскольку именно в культуре общения заложены этические инстанции, нормы и правила общения в социуме, выступающие базой для зарождения индивидуальных вариантов отношения к себе и к другому, основных нравственных качеств личности.

Содержанием работы по воспитанию культуры общения у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения является:

‒ обучение детей выполнению норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,

‒ использование соответствующего словарного запаса и форм обращения в зависимости от ситуации общения;

‒ обучение вежливому поведению в общественных местах;

‒ формирование умения не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции.

Процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста вызывает необходимость подбора и внедрения в воспитательный процесс особых педагогических условий.

Н. Колпакова считает, что одним из основных педагогических условий, которого должны придерживаться воспитатели в ходе воспитания культуры общения у старших дошкольников выступает построение содержания работы, с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности. При этом, воспитателям важно помнить, что данная работа также должна быть направлена на:

‒ закрепление уже знакомых правил общения;

‒ ознакомление детей с новыми, еще не усвоенными ими правилами культуры общения;

‒ расширение возможной для детей сферы их применения [4].

Согласно исследованиям С. В. Петериной, И. Н. Курочкиной, Л. Ф. Островской в старшей группе содержание процесса воспитания культуры общения следует включать обучение детей:

‒ умению держаться естественно в ситуациях общения;

‒ смотреть в лицо партнеру по общению;

‒ умению отвечать на вопросы и самому их формулировать;

‒ ждать окончания разговора, вести себя сдержанно;

‒ следить за своей позой, жестами, мимикой во время разговора [5,6,7].

В дополнение к этому содержанию, С. В. Петерина утверждает, что у детей 6–7 лет также необходимо формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам общения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений [7].

Немаловажным педагогическим условием является использование разнообразных методов и приемов в процессе воспитания культуры общения у старших дошкольников.

В частности, Л. Ф. Островская говорят о том, что в данном процессе воспитатель может использовать следующие методы:

‒ прослушивание произведений художественной литературы;

‒ этические беседы;

‒ коллективные игры в их многообразии;

‒ создание проблемных ситуаций;

‒ просмотр мультфильмов [6].

Сюжетно-ролевую игру как один из наиболее эффективных методов воспитания культуры общения у старших дошкольников называют Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова [2].

С. В. Петерина, также ставит на первое место игровые методы в процессе воспитания культуры общения у детей. При этом, она рекомендует воспитателям включать в воспитательный процесс коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею [7].

По мнению Л.Дубиной для эффективного воспитания культуры общения у старших дошкольников воспитателям следует использовать методику вспомогательных средств общения. Эти вспомогательные средства должны быть направлены на работу по двум направлениям:

‒ обучение старших дошкольников навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций;

‒ активизацию отдельных видов неречевого общения.

В качестве таких вспомогательных средств автор называет:

‒ мимику в рисунках (изображение лиц, выражающих разные эмоции);

‒ пантомимику в рисунках (изображение эмоций, настроения в позах);

‒ свободное и тематическое рисование;

‒ музыкальное сопровождение [3].

Значимым педагогическим условием воспитания культуры общения у старших дошкольников, как указывает Е. О. Смирнова, выступает учет воспитателем в ходе работы возможных трудностей, которые могут возникать у детей во время общения, присущих им форм поведения в разных ситуациях общения для того, чтобы оказывать профессиональную помощь детям по мере необходимости [8].

И. В. Курочкина считает, что для воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста важное значение имеет осуществление данного процесса в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Важно, чтобы в процессе активизации у старших дошкольников стремления к общению воспитатели поддерживали попытки детей самостоятельно организовывать игры друг с другом, а также помогали тем детям, у которых не наблюдается стремления завязывать контакты со сверстниками, и детям, которые являются зачинщиками конфликтов, при этом, предварительно, выяснив причины тех или иных трудностей общения у данных детей [5].

Для формирования у старших дошкольников навыков коллективизма возможно организовывать совместную деятельность детей, в ходе выполнения которой они смогут почувствовать удовлетворение от соучастия в общем деле, установить отношения на основе доброжелательности. Переполненные впечатлениями от совместной деятельности, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Таким образом, общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

Выполнение совместных видов деятельности способствует тому, что дети попадают в условия, когда необходимо строить диалог, договариваться, делать что-то вместе, распределять обязанности и т. д. Все это вызывает побуждение поделиться впечатлениями, что-то уточнить, а также способствует формированию у старших дошкольников таких умений как:

‒ внимательно относиться к сверстникам;

‒ выслушивать сверстников, высказывать свою точку зрения, идеи;

‒ согласовывать свои действия с действиями сверстников;

‒ строить диалог, договариваться.

Использование в процессе воспитания культуры общения ведущего вида деятельности дошкольного периода детства — игры, также является одним из педагогических условий, поскольку именно игра предоставляет детям возможности закрепить полученные знания о нормах и правилах общения в ходе проигрывания различных ситуаций общения. Для старших дошкольников характерна сюжетно-ролевая игра.

По мнению Т. В. Антоновой, именно сюжетно-ролевые игры предлагают целый ряд возможностей для коллективного обсуждения, рефлексивного мышления и совместного решения проблем. Сообща старшие дошкольники договариваются о взаимоприемлемых условиях и сюжетных линиях игры и совместно вырабатывают ее структуру [1].

Немаловажным педагогическим условием является пример взрослых в процессе их общения с детьми, особенности их стиля общения. Для этого можно организовывать прием в группе различных гостей (заведующей, медсестры и т. д.). Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.

Таким образом, анализ литературы показывает, что основными педагогическими условиями воспитания культуры общения у старших дошкольников выступают: создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, развитие коммуникативных навыков и умений; накопление и обогащение знаний детей о культуре общения и формах ее проявления; перенос усвоенных знаний и правил общения в речевую и др. виды деятельности.

Литература:

  1. Антонова Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2010. 23 с.
  2. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М.: Просвещение, 2010. 79 с.
  3. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 26–36.
  4. Колпакова Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 12–15.
  5. Курочкина И. В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.: Владос, 2013. 224с.
  6. Островская Л. Ф. Поведение — результат воспитания. Учебное пособие. Дошкольное воспитание — 5-е издание. — М.: Просвещение, 2011. 120с.
  7. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
  8. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. М.: Мозаика-синтез, 2012. 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитания культуры общения, старших дошкольников, процессе воспитания культуры, ситуациях общения, культуре общения, культуры общения детей, культуры поведения, формирования культуры общения, Формирование культуры общения, правилами культуры общения, воспитанию культуры общения, культуры общения ведущего, культура общения, культуру общения ребенка, форм общения, правила общения, ситуации общения, вспомогательных средств общения, нормам общения, видов неречевого общения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос