Библиографическое описание:

Баташев Р. В. Оценка результативности и направления повышения эффективности камеральных налоговых проверок // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 485-487.



В статье рассмотрены практические аспекты организации и проведения камеральных налоговых проверок налоговыми органами Чеченской Республики. Дана оценка их результативности как одному из наиболее эффективных методов налогового контроля, даны некоторые рекомендации по повышению их эффективности.

Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, эффективность.

Налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков осуществляется в форме налоговых проверок. Налоговые проверки являются основным и наиболее результативным инструментом налогового контроля, позволяющим с высоким уровнем эффективности проверить правильность исчисления и уплаты налогоплательщиками налогов и сборов.

В системе налогового контроля налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. Налоговые проверки являются формой реализации налоговыми органами налогового контроля.

Камеральная налоговая проверка — проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, которые представлены налогоплательщиком, а также иных документов, связных с деятельностью налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Особенность ее заключается в том, что она проводится должностям лицом налогового орган без решения руководителя на основании поступившей налоговой декларации от налогоплательщика.

Целью проведения камеральной налоговой проверки является контроль за соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства, а также:

− профилактика налоговых правонарушений (выявление и предотвращение);

− взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени;

− возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций;

− подготовка необходимой информации по налогоплательщикам, допустившим нарушения налогового законодательства, используемой для отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка включает в себя проверку полноты представленной налогоплательщиком налоговой отчетности; визуальную проверку правильности оформления документов налоговой и своевременности представления налоговых деклараций; проверку правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет; проверку обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога, правомерности использования льгот по налогу и проверку правильности исчисления налогооблагаемой базы посредством камерального анализа.

Камеральная налоговая проверка считается наиболее трудоемкой формой налогового контроля, так как данным видом проверок обычно охватывается практически 100 % налогоплательщиков.

Следует согласиться с И. Р. Пайзулаевым, который полагает, что в системе налогового администрирования камеральная налоговая проверка выполняет две функции. С одной стороны она позволяет осуществлять контроль за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций, с другой — является основой отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. [1]

Достижением основных целей камеральной налоговой проверки определяются качество и эффективность ее проведения.

На примере Чеченской Республики рассмотрим тенденции и проблемы осуществления камеральных налоговых проверок налоговыми органами республики, и дадим некоторые рекомендации по повышению их эффективности.

Так, по итогам 2015 года налоговыми органами по Чеченской Республике проведено 68,2 тысячи камеральных налоговых проверки, что на 9.1 % меньше количества камеральных налоговых проверок за аналогичный период 2014 года (динамика составляет 91.9 %). При этом возросло количество КНП, выявивших нарушения на 1,6 процента.

Таблица 1

Количество проведенных камеральных проверок за 2014–15гг.

Количество проведенных КНП

Отклонение

В том числе КНП, выявившие нарушения

Отклонение

2014

2015

+/-

%

2014

2015

+/-

%

УФНС

74 264.0

68 242.0

-6 022.0

91.9

10 537.0

10 710.0

173.0

101.6

Рост количества результативных камеральных проверок повлек рост суммы дополнительно начисленных платежей по результатам камерального контроля: данный показатель за анализируемый период составил 64,5 тыс. руб. или больше на 57.6 % к итогам 2014 года. Абсолютный рост дополнительно начисленных платежей составил 23,6 тыс. рублей.

Таблица 2

Доначисленные платежи по результатам камеральных налоговых проверок

НО

Дополнительно начислено платежей (включая пени иштрафы), тыс. руб.

Отклонение

2014

2015

+/-

%

УФНС

40 961.0

64 567.0

23 606.0

157.6

Сумма дополнительно начисленных платежей на одну камеральную налоговую проверку по итогам 2015 года составила 0,9 тыс. руб. с ростом на 71.5 %, при этом на одну результативную проверку дополнительно начисленные платежи снизились на 9.6 % с 7.0 тыс. руб. до 6.4 тыс. руб.

За рассматриваемый период налогоплательщиками, состоящими на налоговом учете в налоговых органах по Чеченской Республике, в ходе проводимых контрольных мероприятий поданы уточненные налоговые декларации, увеличивающие сумму налоговых обязательств на 72.8 тыс. руб. или же 72.0 % от уровня аналогичного периода 2014 года. Подано уточненных налоговых деклараций, уменьшающих налоговые обязательства на 52.8 тыс. руб. или же рост более чем в 5.6 раза от уровня 2014 года.

Таблица 3

Суммы увеличенных иуменьшенных налоговых обязательств налогоплательщиков

НО

Сумма увеличенных налоговых обязательств налогоплательщиками входе КНП, тыс. руб.

Отклонение

Сумма уменьшенных налоговых обязательств налогоплательщиками входе КНП, тыс. руб.

Отклонение

2014

2015

+/-

%

2014

2015

+/-

%

УФНС

101 048

72 796

-28 252

72.0

910 857

52 802

-858 055

5.8

За 2015 год налогоплательщики в ходе проводимых камеральных налоговых проверок уменьшили сумму убытка по результатам хозяйственной деятельности на 3,3 млрд. руб., в то же время сумма увеличенных убытков составила 434 тыс. руб., таким образом положительный баланс контрольных мероприятий налоговых органов по данному показателю составил 2,8 млрд. рублей.

Приоритетным направлением осуществления камеральных налоговых проверок налоговыми органами ЧР является проверка правильности возмещения НДС. Так, за 2015 г. налогоплательщиками было заявлено возмещение НДС в сумме 1,6 млрд. руб. (102 % от уровня 2014 года). По итогам проведенных контрольных мероприятий по КНП деклараций с возмещением налога сумма НДС, признанная к возмещению, составила 649,1 млн. руб. или же 82 % от уровня 2014 года. Основные причины возникновения права на возмещение НДС — реализация на территории республики инвестиционных проектов по возведению новых объектов промышленности и сельского хозяйства, а также потери энергоносителей.

Таблица 4

Суммы НДС, заявленные квозмещению

НО

Заявлено квозмещению налогоплательщиками втекущем году

Признано квозмещению налоговыми органами

2014

2015

Темп роста%

2014

2015

Темп роста%

УФНС

1 402 831

1 606 667

91

584 712

85

По результатам проведенных контрольных мероприятий отказано в праве на возмещение НДС в сумме 942,4 млн. рублей. Абсолютный рост отказанных в праве на возмещение сумм налога составил 922,8 млн. рублей.

Подводя итог, необходимо отметить, что в 2015 году наблюдается некоторое улучшение показателей работы по проведению камеральных налоговых проверок. Так, например, рост количества результативных камеральных проверок повлек рост суммы дополнительно начисленных платежей по результатам камерального контроля: (64,5 тыс. руб. или же рост на 57.6 % к итогам 2014 года.) Абсолютный рост дополнительно начисленных платежей составил 23.6 тыс. рублей.

Сумма увеличенных налогоплательщиками налоговых платежей превышает сумму уменьшенных платежей на 5112 тыс. руб., в то время как за аналогичный период прошлого года данный показатель имел отрицательное значение и суммы уменьшенных налоговых обязательств превышали увеличенные обязательства на 834833 тыс. рублей.

Отказано в праве на возмещение НДС в сумме 942385 тыс. рублей. Абсолютный рост отказанных в праве на возмещение сумм налога составил 922796 тыс. рублей.

Вместе с тем, имеется огромный потенциал для повышения результативности камеральных проверок. Об этом свидетельствуют некоторые недостатки в работе налоговых органов республики. Прежде всего, это низкая аналитическая составляющая при организации камерального контроля и неиспользование в полном объеме возможностей имеющихся информационных ресурсов. Также следует констатировать ненадлежащее исполнение должностных обязанностей сотрудниками контрольного блока и слабый контроль со стороны Управления. Следствием этого являются возможные потери бюджета.

Одним из направлений повышения качества проводимых камеральных проверок является улучшение контрольной работы с организациями «однодневками», «транзитерами», а также мнимыми микро финансовыми организациями. Здесь необходимо устанавливать в цепочке организаций реальных выгодоприобретателей и путем признания таких сделок мнимыми, осуществлять доначисление налогов по ним. Необходимо ежемесячно проводить мониторинг по выпискам о движении денежных средств по счетам плательщиков и при установлении фактов их «обналичивания» направлять соответствующую информацию в правоохранительные органы и кредитные учреждения для расторжения договоров об открытии счетов. При этом налоговые органы сами должны принимать меры по приостановлению операций по таким расчетным счетам.

Литература:

  1. Пайзулаев И. Р Становление и развитие системы налогового администрирования в Российской Федерации (вопросы теории и практики): дис. док. экон. наук: 08.00.10: — М., 2012. — 234 с.
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-Ф.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle