Автор: Гюлумян Лусинэ Артуровна

Рубрика: 7. Финансовое право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 21.04.2016

Статья просмотрена: 350 раз

Библиографическое описание:

Гюлумян Л. А. Проблемы налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 117-119.



Крупнейшие налогоплательщики характеризуются особой ролью в экономике государства по ряду причин, среди которых основной является их весомый вклад в формировании доходной части государственного бюджета.

Так, к примеру, в общей сложности 10 крупнейших налогоплательщиков Омской области за 6 месяцев 2015 года направили в федеральный бюджет 23,5 млрд рублей или 67,6 % от общей доли поступлений от омских налогоплательщиков. В территориальный бюджет от десяти крупнейших налогоплательщиков поступило 52 млрд рублей или 59 % от общей доли поступлений, из них в бюджет Омска — 776 млн рублей или 13,5 %.

В данную десятку входят, к примеру, АО «Транснефть — Западная Сибирь», ООО «Газпромнефть — Восток» и др.

Другим примером выступает Владимирская область. Так, 54 предприятия Владимирской области обеспечивают 40 % налоговых платежей в региональный бюджет, перечисляемых юридическими лицами. За девять месяцев они совокупно заплатили налога на прибыль и НДФЛ в размере 8,1 млрд рублей. Среди юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Владимирской области, больше всех средств в региональный бюджет в виде налогов заплатило ковровское оборонное предприятие ОАО «Завод имени В. А. Дегтярёва».

Обеспечение со стороны крупнейших налогоплательщиков существенной доли налоговых поступлений обуславливает необходимость разработки особых методов к проведению налогового контроля данной категории налогоплательщиков.

Мировая практика налогового контроля свидетельствует о том, что создание специальных механизмов контроля деятельности крупных налогоплательщиков обусловлено необходимостью:

‒ формирования налоговой системы, эффективной в условиях глобальной экономики;

‒ выявления воздействия налоговой системы на каждый сегмент экономики;

‒ обеспечения соблюдения законодательства крупными компаниями и, как следствие, стабильности государственных доходов;

‒ развитием форм и методов налогового контроля, возрастающей сложности операций, осуществляемых налогоплательщиками [6, с. 120].

Понятие налогового контроля неразрывно связано с налоговым администрированием. Так, на основе анализа положений Закона о налоговых органах РФ (в редакции Федерального закона о налоговом администрировании) можно сделать вывод, что законодатель рассматривает понятие налогового администрирования прежде всего с точки зрения осуществления контроля за соблюдением норм налогового законодательства [4, с. 18–19].

В зарубежной практике налоговое администрирование крупных компаний характеризуется широкими полномочиями налоговых органов при проведении налогового контроля; организацией взаимодействия с банками, биржами; различной длительностью и периодичностью проверок; функциональными особенностями подразделений по крупнейшим налогоплательщикам при осуществлении налогового контроля.

В России же начало налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков было положено в 1998 году путем создания специализированных инспекций.

В настоящее время налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков в России характеризуется наличием нормативно-правового регулирования процедур налогового контроля, установлением критериев отнесения компаний к категории крупнейших налогоплательщиков, использованием общих функций налогового администрирования, осуществлением централизованного контроля за деятельностью инспекций по крупнейшим налогоплательщикам [6, с. 30].

Администрирование крупнейших налогоплательщиков происходит на федеральном (межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) и региональном уровнях (межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) [2].

Однако, несмотря на наличие продуманной системы налогового учета и контроля, на пути формирования эффективной системы налогового контроля встает ряд проблем, требующих оперативного решения.

Так, прежде всего, несовершенна система законодательного и нормативного регулирования статуса крупнейших налогоплательщиков. Регламентация прав и обязанностей данных налогоплательщиков представлена в законодательстве недостаточным образом, а определение данной категории и вовсе отсутствует. Более того, весь процесс администрирования «самых прибыльных» налогоплательщиков регулируется подзаконными актами Министерства финансов РФ и ФНС России, которые постоянно изменяются. В НК РФ ни один принципиально важный вопрос не раскрыт по существу [3, 129–130].

Вследствие этого, на практике как налоговые инспекции, так и крупнейшие налогоплательщики сталкиваются с проблемами различного рода. Неоднократно отмечалось, что камеральные проверки крупной компании не отличаются от проверки данного рода других категорий налогоплательщиков, а применяемая методика оценки эффективности и результативности выездных налоговых проверок не отражает объективного состояния налогового контроля.

Таким образом, для решения существующих проблем предлагаются следующие пути решения.

Во-первых, должно быть законодательно закреплено определение понятия «крупнейший налогоплательщик», в котором необходимо указать, что это особая категория налогоплательщиков (юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Российской Федерации, юридически обособленные субъекты или группы лиц), отвечающая законодательно установленным критериям (вид осуществляемой деятельности, отрасль экономики, к которой относится субъект, финансовые показатели деятельности, участие в группе лиц, численность работающих и т. д.) и подлежащая особому учету и контролю со стороны налоговых органов в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Во-вторых, помимо норм, закрепляющих понятие «крупнейший налогоплательщик», также должны учитываться на уровне федерального законодательства и критерии отнесения юридических лиц к указанной категории, поскольку данные положения предусматривают в отношении частных лиц определенные лишения, выражающиеся в ограничении прав и свобод человека и гражданина, и не могут быть предметом подзаконных актов.

При этом, представляется возможным установить определенные альтернативные варианты определения крупнейших налогоплательщиков в законе и подзаконных актах. В первом случае возможно отнесение субъектов налогообложения к данной категории путем полного закрепления их определения, признаков и других элементов статуса только на уровне закона. Второй же вариант предполагает лишь указание в законе на основные признаки крупнейших налогоплательщиков, которые будут детализированы в соответствующих подзаконных актах. Данный вариант предусматривает более гибкую налоговую политику и делегирование полномочий органам исполнительной власти.

Иные пути совершенствования системы налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков можно привести следующие:

1) использование принципа наличия достаточного объема информации для проведения налогового контроля при организации камеральных налоговых проверок;

2) соблюдение принципа благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков при проведении выездных налоговых проверок на основе принципа периодичности;

3) совершенствование системы получения информации и запроса первичных документов;

4) усиление аналитической составляющей при контрольной работе с целью обоснованного отбора налогоплательщиков для включения в план выездных проверок;

5) повышение профессионализма сотрудников налоговых инспекций в силу невозможности исключения человеческого фактора.

В научном сообществе обсуждаются также совершенно иные предложения, связанные с повышением эффективности системы налогового контроля, осуществляемого в отношении крупнейших налогоплательщиков.

К примеру, говорится о том, что в целях повышения эффективности налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками с одновременным поддержанием и укреплением законности в государстве возможна: отмена законодательных ограничений по срокам проведения налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков либо значительное продление этих сроков, чтобы в особых случаях проверки могли продолжаться до одного года; ослабление ограничения в отношении повторных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков в особых случаях; установление проверяющим лицам дополнительных полномочий, например, разрешение посещения третьих лиц — контрагентов или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, для получения информации о проверяемых лицах (с определенными ограничениями) [7, с.120–123].

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 15.02.2016) // Доступ из Справочно-правовой системы “КонсультантПлюс” URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194063 (Дата обращения: 12.04.2016)
  2. Приказ МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3–30/290@ (ред. от 19.09.2014) «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»// Доступ из Справочно-правовой системы “КонсультантПлюс” URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47536/ (Дата обращения: 12.04.2016)
  3. Вакуленко К. Э. Особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков // Молодой ученый. 2014. № 13.
  4. Горулько И. А. К вопросу о налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков // Налоги. — 2008. — № 4.
  5. Крохина Ю. А. Налоговое право. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2015.
  6. Курилас М. О. Организация налогового контроля крупнейших налогоплательщиков: дисс.... к.э.н., Спб, 2010.
  7. Юнак А. А. Проблемы правового регулирования и учета крупнейших налогоплательщиков: дисс. … к.ю.н., М..2009.
Основные термины (генерируются автоматически): крупнейших налогоплательщиков, налогового контроля, отношении крупнейших налогоплательщиков, крупнейших налогоплательщиков, системы налогового контроля, налогового администрирования, проверок крупнейших налогоплательщиков, налоговых проверок, крупнейших налогоплательщиков Омской, крупнейших налогоплательщиков существенной, администрирования крупнейших налогоплательщиков, категории крупнейших налогоплательщиков, администрирование крупнейших налогоплательщиков, Администрирование крупнейших налогоплательщиков, статуса крупнейших налогоплательщиков, определения крупнейших налогоплательщиков, признаки крупнейших налогоплательщиков, контроля крупнейших налогоплательщиков, учета крупнейших налогоплательщиков, омских налогоплательщиков.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос