Библиографическое описание:

Ложкина О. П., Ложкина Н. П., Тютюнников В. И. Физическая культура в образовательном процессе курсантов (студентов) // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1210-1213.



Физическое воспитание в вузе, являясь неотъемлемой частью обучения и воспитания в системе образования, развивается и совершенствуется во взаимосвязи с другими науками.

Процесс формирования и проявления физической культуры личности предполагает не изолированное развитие физических способностей, а их телесную взаимосвязь с духовным совершенствованием. Придерживаясь этого положения, процесс формирования физической культуры личности должен проходить наряду с процессом воспитания телесной культуры, накопления знаний, законов, и правил развития и совершенствования физического потенциала человека, освоения духовных, нравственных и человеческих ценностей.

Путь курсанта (студента) к культуре физической начинается с расширения представления о физической культуре как важнейшем феномене и неотъемлемой части общечеловеческой культуре.

Физическое воспитание в вузе, взяв на себя функции физкультурного образования курсантов (студентов), реализует свою педагогическую сущность и усиливает роль физической культуре в повышении общекультурного уровня будущих специалистов.

Величина нагрузки на организм зависит от факторов: сложности упражнения, состояния внешней среды, оптимального соотношения умственной и физической работоспособности с помощью разнохарактерных физических нагрузок у исследователей до сих пор нет единой точки зрения. Одни приходят к выводу, что на умственную работоспособность лучшее влияние оказывают занятия циклическими видами спорта (бег, плавание, велоспорт). Причем наиболее полезны оптимальные продолжительные нагрузки умеренной интенсивности (выносливость). Другие являются сторонниками интенсивных и длительных нагрузок. Третьи, и их большинство, приходят к выводу, что эффективнее поддерживать высокую общую работоспособность помогает нагрузка на выносливость. На наш взгляд, для практики физического воспитания в вузах более целесообразны второе и третье мнения ученых, поскольку они позволяют вести учет двигательной активности без измерительной аппаратуры.

Повседневная учебная, зачетно-экзаменационной сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики- все это требует от курсантов (студентов) не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психологической подготовки. Изучение бюджета времени студентов показано, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, по факультетам, специальностям и курса в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, и трудоспособностью и сложностью изучаемых дисциплин, условием предварительной подготовленности и отношением самого студента к учебе.

Время на учебные занятия являются наиболее стабильными составляет 6–8 часов в день. Время, затрачиваемое на самоподготовку «средним» студентом, колеблется от 3 до 5 часов, а в период зачетно-экзаменационной сессии 9–10 часов в день. Это значительная психологическая нагрузка на организм молодого человека, которая показывает, что учебный труд является весьма напряженным.

Молодые люди часто надеются при этом на достаточно быстрое естественное восстановление молодого организма. Эта особенность и на самом деле действует, но нельзя бесконечно эксплуатировать молодой организм, нарушая элементарные правила труда и отдыха. Так, например, 2/3 студентов занимаются самоподготовкой к следующему учебному дню в поздние часы, причем до 30 % из их приступают к занятиям лишь 21–23 часа. Как следствие, у многих — нарушение режима сна. Кроме того, наблюдается пренебрежение к режиму питания.

Эти перегрузки и пренебрежительное отношение к своему организму рано или поздно дают о себе знать. Они проявляются в пониженной работоспособности в конце семестра, когда необходима мобилизация сил для успешной сдачи зачетно-экзаменационной сессии.

Именно в этот период надо особое внимание обратить на правильный режим труда и отдыха, на применение средств активного отдыха, компенсирующих малую двигательную активность и большое умственное утомление. Курсанты (студенты), регулярно занимающиеся спортом и не прекращающие занятия даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят этот период.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре. Сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по владению ценностями физической культуре, нацеленность на ЗОЖ, физическое совершенствование. Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Знания необходимы для самопознания, курсанта (студента) ставит перед собой цели определенной трудности.

Убеждения определяет направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становится принципами ее поведения.

В нашем представлении ориентации на занятиях по физической культуре на значимые ценности курсантов (студентов), а также предпочитаемые виды спорта усиливают мотивацию к физкультурной деятельности. Более того, когда значимые ценности молодежи достигается средствами физической культуре, это улучшают не только эмоциональный фон занятий, но и является фактором, способствующим дальнейшему самосовершенствованию средствами физической культуры. Таким образом, одним из простейших и доступным звеньев в повышении мотивации различных категорий курсантов (студентов) к физической культуре является учет наиболее предпочитаемых ими видов физкультурной деятельности.

Повышение уровня физической подготовки и эффективности физического воспитания курсантов(студентов) в большой степени зависит от формы организации занятий физическими упражнениями. Чем лучше организация, тем выше плотность и эффективность занятий учебного процесса.

Функциональная направленность видов спорта также различна, поэтому и совершенствование психофизиологических функций на занятиях отдельными видами спорта происходит в различной степени.

Большая пластичность высшей нервной деятельности обусловливает возможности ее совершенствования. Способность организма, и прежде всего центральной системы, приспосабливаться к различным условиям, к воздействиям внешней среды дает почти неограниченные возможности направленного образования морфофизиологических сдвигов под воздействием соответствующего подбора средств, методов и тренировочных нагрузок.

В условиях высшего учебного заведения массовые физкультурно-спортивные мероприятия занимают важное место. Во-первых, они являются методом приобщения курсантов (студентов) к физической культуре и спорту, повышению уровня их физической подготовленности, воспитание полезных двигательных навыков и умений, стимулирует интерес к дальнейшим занятиям физическими упражнениями и спортом. Во-вторых, создают условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и подготовленности занимающихся. Доступность этих мероприятий обеспечивается благодаря специальному подбору состязательных упражнений, элементов спорта или вида спорта в целом, дистанций определенной сложности и протяженности, веса используемых снарядов, количества и интенсивности выполняемых упражнений. В зависимости от направленности массовые физкультурно-спортивные мероприятия подразделяются на агитационно-пропагандистские, учебно-тренировочные и на спортивные соревнования.

Только четко организованные массовые физкультурно-спортивные мероприятия могут полностью выполнить поставленные задачи:

– Осуществляются пропаганду физической культуры и спорта;

– Способствуют выявлению желающих заниматься различными видами спорта и физическими упражнениями;

– Дают возможность выявить сильнейших из числа занимающихся для комплектования спортивных команд курса, факультета, вуза;

– Способствуют патриотическому воспитанию, особенно в процессе проведения мероприятий, посвященных памятных датах;

– Помогают подведению итогов работы коллективов физической культуры факультетов и вузов за семестр и учебный год.

Массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия предусматривают широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культуры и спортом, укрепления здоровья, совершенствования физической и спортивной подготовленности курсантов (студентов). Они организуется в свободное от учебных занятий время, в выходные дни, праздничные дни, и в оздоровительные — спортивных лагерях, во время учебной практики. Такие мероприятия помогают курсанту (студенту) организовать свою жизнь, труд, учебу, отдых. Таким образом, мы видим насколько важную роль играет массовые факультативно — оздоровительные мероприятия в жизни курсантов (студентов).

Литература:

  1. Шварц. В. Б., Хрущев. С. В. Медико-биологические и аспекты спортивной ориентации и отбора.- М.: Фис, 2000г.
  2. Пономарчук. В. А. Физическая культура, спорт, личность: Стеногр. лекции / «Знания» РСФСР 1988г.
  3. Сборник научных трудов под редакцией Российской научно –практической конференции под редакцией Ю. И. Евсеева, Б. А. Кабаргина. Физическая культура, спорт и туризм как фактор воспитания и оздоровления. Ростов — на –Дону. 2002г.
  4. Виленский. М. Я. Горшков. А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: Учебное пособие для вузов/ Гардарити — 2007г.
  5. Железняк. Ю. Д. Петров. П. К. Основы научно — методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие / Академия -2008г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle