Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 3722 раза

Библиографическое описание:

Удалова, Е. П. Занятия по физической культуре как средство социальной адаптации студентов-первокурсников / Е. П. Удалова, Е. Н. Кокурина, Е. А. Лихоманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 679-681. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42118/ (дата обращения: 06.10.2024).



Адаптация — это процесс, при котором организм приспосабливается к условиям внешней среды, а в дальнейшем формирует новые способы поведения по преодолению имеющихся трудностей для дальнейшей и успешной деятельности без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Начало обучения в ВУЗе — один из наиболее сложный и ответственный момент в жизни человека. Поступление в университет для многих эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении на человека влияет комплекс факторов: новый коллектив, новые педагоги, новые требования, изменение режима, для некоторых студентов — переезд от родителей и новые обязанности. [1, с. 110]

Результаты анкетирования студентов первого курса показывают, что у подростков при переходе в высшее учебное заведение возникают эмоциональные всплески на почве смены привычной социальной группы, приводящие к дискомфорту, нарушению взаимоотношений в системах: «личность-общество», «студент-преподаватель», «группа-студент», проявляется чувство тревожности, наблюдается снижение работоспособности. Причиной данных отклонений является неполная адаптация молодого человека, находящегося в процессе перехода к взрослой жизни, к условиям нового учебного заведения.

В педагогике физическая культура рассматривается как одно из средств решения проблемы адаптации молодежи. Роль физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности также признается специалистами физической культуры. Однако современная система образования не в полной мере использует возможности физической культуры в процессе адаптации и личностного развития человека с целью преодоления сложной кризисной ситуации.

Анализ исследуемого вопроса показал, что на процесс адаптации студентов влияют многочисленные факторы. Помимо учебной нагрузки, сказываются: экологическое влияние (большие объемы времени перед экраном компьютерного монитора, нахождение в плохо проветриваемом помещении, скученность на местах занятий и т. д.), проблемы межличностных отношений в быту и в учебной группе, постоянный дефицит времени, низкая двигательная активность, нарушение режима питания и сна. Совокупность этих факторов вызывает перенапряжение физической и психической сферы студента, что может вести к переутомлению и дезадаптации. Итогом такого процесса является снижение успеваемости и ухудшение здоровья.

По мнению ряда авторов, адаптация — одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для первокурсников, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения и связана с изменением социального статуса молодого человека.

Важно отметить, что в процессе физкультурной деятельности студент вступает в большое количество социальных контактов, в результате которых он адаптируется к новым условиям. Адаптация в сфере физкультурной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к новым требованиям в процессе труда, структуру поведения, взгляды и отношения, необходимые для успехов в дальнейшей учебной деятельности. Исследования показывают, что существует прямая зависимость между успехами студентов в физической культуре и его социальным статусом, так как при хороших показателях он приобретает авторитет. Физкультурная деятельность включает студентов во множество социальных отношений, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в среде учебного заведения. Воспитательные возможности физической культуры используются не в полной мере из-за наличия серьезных противоречий между целевой установкой, рассматривающей физическую культуру только как оздоравливающее средство, и ее большими возможностями как средства социального развития человека; между объективно возрастающими требованиями общества к преподавателю как организатору процесса физического воспитания и уровнем его психолого-педагогической компетентности. Усвоение основных элементов образа жизни и деятельности происходит через социализацию личности, через восприятие норм поведения, принятых в данной среде. [2, с. 159]

Положительная роль в процессе адаптации студентов к обучению в вузе заключается в том, что они не только влияют на физиологическую составляющую адаптации (уровень здоровья, функциональную и физическую подготовленность), но и активизируют процесс социально-психологической адаптации, путем включения студентов в коллективную деятельность (игровые технологии, используемые на занятиях по физической культуре; секционные занятия, участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спортивные праздники в рамках недели факультетов), а также способствуют развитию личностного адаптационного потенциала (адаптивные и коммуникативные качества, нервно-психическая устойчивость), повышают уровень активности и работоспособности в учебной деятельности.

К основным условиям эффективности адаптации человека в процессе физических занятий можно отнести:

  1. Достижение соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей личности учащегося.
  2. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе физического воспитания.
  3. Положительное воздействие занятий физкультурой на эмоциональную сферу человека.
  4. Формирование адекватного самоанализа и самооценки первокурсников.
  5. Наличие компетентного преподавателя для контроля за адаптацией студентов в коллективе.

Адаптация, при таком подходе предполагает, что человек имеет возможность развиваться в соответствующем темпе, в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в вузе. Существенно расширяется в рамках этой концепции и представление о развивающемся пространстве среди студентов.

Цели адаптации:

  1. создании благоприятных условий для самореализации личности учащегося, приспосабливая его к новым и меняющимся требованиям;
  2. создание модели саморазвивающейся системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования.

Такое взаимное приспособление образовательной системы к подростку, а подростка к требованиям системы и входит в понятие «адаптация».

К основным показателям, определяющим уровень личностного развития учащегося в условиях адаптации, можно отнести: социальная направленность;

  1. адекватность самооценки;
  2. уровень физического развития и физической подготовленности;
  3. наличие продуктивных коммуникативно-целесообразных взаимодействий в формальной и неформальной сферах;
  4. соответствие уровня развития основных психических процессов (памяти, мышления, восприятия, внимания) выбранному направлению обучения, психологической совместимости с преподавателями, и в частности с преподавателями кафедры физического воспитания, а так же со своей студенческой группой.

Адаптация первокурсников — сложный многофакторный процесс, связанный с усвоением социального опыта вузовской среды, включением личности в систему поведения, потребности, интересы, психологию студенчества, духовный мир. Это активное творческое приспособление первокурсников к условиям высшей школы. Происходящие изменения личности студента связаны с преодолением трудностей, в том числе отсутствие навыков саморегулирования. Первокурсники имеют относительно низкий уровень психологической, практической готовности к специфике обучения, что приводит к излишнему нервному перенапряжению, беспокойству, тревоге, психической усталости, ослаблению мышления, памяти. Функции физического воспитания в высшей школе многогранны и оказывают существенное влияние на сферу воспитания, учебно-познавательную и будущую профессиональную деятельность студентов. Его влияние проявляется в формировании эстетических вкусов, духовной культуры, норм и принципов здорового образа жизни. Физическое воспитание обеспечивает сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, оказывает положительное влияние на качество учебного труда, работоспособность, способствует повышению эффективности процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузе. [4, с. 114]

Перед преподавателями физической культуры стоит важная педагогическая проблема — определить средства и методы использование разнообразных физических упражнений и систему мероприятий оздоровительного характера в учебное и внеучебное время, с помощью которой можно обеспечить оптимальные условия выполнения студентами своих учебных обязанностей, а также достижение физического совершенства.

Литература:

  1. Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций. // Психологический журнал, 1995, т.16, № 5, с. 104–115.
  2. Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник / Б. А. Карпушин. — М., 2013. — 300 с.
  3. Налчаджян А. А. Личность: групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1988.
  4. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. / под ред. С. Д. Неверковича. – М.: Академия, 2010. – 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое воспитание, физкультурная деятельность, адаптация, высшая школа, молодой человек, полная мера, процесс, социальный статус, учебное заведение.


Похожие статьи

Прогулки и экскурсии как формы познавательного развития дошкольников на занятиях по дополнительному образованию

Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Формирование самостоятельности учащихся школы в процессе обучения физике

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой

Похожие статьи

Прогулки и экскурсии как формы познавательного развития дошкольников на занятиях по дополнительному образованию

Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов

Игры с правилами как средство развития познавательной активности дошкольников

Экскурсия как средство патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Формирование самостоятельности учащихся школы в процессе обучения физике

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой

Задать вопрос