Библиографическое описание:

Писчаскина М. В. Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы, решения // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С. 37-41.



В федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особоепространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.

При всей, казалось бы, четкости формулировок основополагающих документов у руководителей образовательных учреждений, учителей, преподавателей на стартовом этапе внедрения ФГОС ООО неминуемо возникает целый круг проблемных вопросов по организации внеурочной деятельности:

- Какой вид деятельности обучающихся можно отнести к внеурочной?

- Как правильно выбрать модель организации внеурочной деятельности?

- Каким образом избежать перегрузки детей и педагогов?

- Какие условия необходимо создать, чтобы внеурочная деятельность действительно стала частью основной образовательной программы и обеспечивала достижение новых образовательных результатов? и пр.

Наибольшие затруднения вызывали моменты, связанные с механизмами организации внеурочной деятельности.

При этом выбор модели организации внеурочной деятельности диктуется многими факторами: региональными особенностями; социально-культурной ситуацией образовательного учреждения; материально-техническим и информационно-технологическим обеспечением образовательного учреждения; укомплектованностью кадрами и пр.

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях предлагают несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: базовая модель, модель дополнительного образования, модель школы полного дня, оптимизационная модель, инновационно - образовательная модель.

Это перечисление можно было продолжать достаточно долго – список моделей внеурочной деятельности на сегодняшний день обширен.

Популярность многих описанных в методической литературе моделей объясняется тем, что они были рекомендованы Министерством образования и науки РФ в качестве базовых.

Каждое образовательное учреждение выбирало свою модель внеурочной деятельности, исходя из условий и возможностей.

Прорабатывая подходы к построению модели внеурочной деятельности в суворовском военном училище, выявился тот факт, что ни одна из разработанных ранее моделей не отвечала запросам суворовского военного училища в силу, в первую очередь, специфики довузовского образовательного учреждения.

Поэтому, возникла необходимость разработки собственной модели внеурочной деятельности, которая, тем не менее, опиралась бы на общепринятое понятие внеурочной деятельности, а также на ее цели.

Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности обучающихся (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цели организации внеурочной деятельности определяются изложенными в ФГОС ООО требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей (законных представителей), целевыми установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

В связи с этим определились:

основная идея модели: создание развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся во внеурочной деятельности;

цель модели: разработка механизмов организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках введения Федеральных государственных стандартов основного общего образования;

основные задачи модели:

 развитие личности учащихся, их творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться, ответственности за результаты своего труда;

 воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

 освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

 охрана и укрепление физического и психического здоровья учащихся;

 сохранение и поддержка индивидуальности суворовца;

 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

 создание условий для индивидуального развития суворовца в избранной сфере внеурочной деятельности;

 формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

 развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

 создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

 развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

 расширение рамок общения в социуме.

Для успешной реализации внеурочной деятельности в училище была разработана интегрированная модель, которая опирается на оптимизацию всех внутренних ресурсов, в том числе использование потенциала собственно системы дополнительного образования училища.

Интегрированная модель предоставляет широкий выбор видов деятельности для суворовцев на основе спектра направлений детских объединений по интересам. Содержание внеурочной деятельности учащихся 5-х классов складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения с использованием возможностей системы дополнительного образования училища.

В реализации данной модели принимают участие следующие педагогические работники училища: преподаватели; педагоги-организаторы; педагоги-психологи; воспитатели; педагоги дополнительного образования.

Координирующая роль отводится методической службе училища, которая учитывая специфику нашего образовательного учреждения, анализирует потенциальные возможности кадрового состава педагогических работников, материально-технические условия училища, информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса и прочие условия (такие, как распорядок дня), а затем составляет план внеурочной деятельности и расписание занятий.

Организационную функцию выполняет старший воспитатель курса, который взаимодействует с педагогическими работниками.

Внеурочная деятельность в училище реализуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное, общекультурное.

Спортивно-оздоровительное направление

Цель данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию суворовца, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования..

Основные задачи:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

- использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных и психологических особенностей;

- развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление реализуется программой «Спорт для всех».

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования,показательные выступления, дни здоровья.

Духовно- нравственное направление

Цель названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.

Основные задачи:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

- укрепление нравственности— основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности обучающегося поступать согласно своей совести;

- формирование основ морали — осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности обучающегося формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

- формирование патриотизма и гражданской солидарности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, воспитателями, сверстниками в решении общих проблем.

Данное направление реализуется программами «Дорога в мир жизненных навыков» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, создаются проекты.

Социальное направление

Цельназванного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

- формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование основы культуры межэтнического общения;

- формирование отношения к семье как к основе российского общества;

- воспитание у обучающихся почтительного отношения к родителям, взрослым, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.

Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности «Будь гражданином!» (общественно-полезная практика).

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов.

Общеинтеллектуальное направление

Цель названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основными задачами являются:

- формирование информационно-коммуникационных компетенций;

- формирование навыков научно-интеллектуального труда;

- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

- овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования.

Данное направление реализуется программами: «Лаборатория ИКТ», «Я – географ-следопыт», «Математика и человек», «Живая планета», «Мастерская Самоделкина», «Юный историк», «Музыкальная шкатулка», «Английский - это весело», «Юный лингвист».

По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов.

Общекультурное направление

Цельданного направления заключается в воспитании способности обучающегося к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры.

Основными задачами являются:

- формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

- становление активной жизненной позиции;

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира, развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Данное направление реализуется программами: «Смысловое чтение», «Основы танцевального искусства».

По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки.

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности обучающихся, разработаны педагогами образовательного учреждения самостоятельно (авторские) или на основе переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся, его дифференциации и индивидуализации.

Программы внеурочной деятельности по вышеназванным направлениям реализуются как в рамках отдельного взвода (класса), так и в рамках свободных объединений суворовцев.

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.

Продолжительность учебного года составляет: 5 классы - 34 недели.

Продолжительность учебной недели внеурочной деятельности: 5 классы – 6 дней.

Обязательная максимальная нагрузка внеурочной деятельности обучающихся не превышает предельно допустимую - до 10 часов в неделю.

Продолжительность одного занятия составляет 45 минут (в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.2821-10).

Соответственно рекомендациям ФГОС ООО определено общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования: до 1750 часов.

В связи с тем, что внеурочная деятельность является обязательной, то учет часов освоения рабочих программ предполагается проводить в личном деле суворовца.

Таким образом, план внеурочной деятельности на 2015–2016 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности суворовцев.

План внеурочной деятельности в 5 классах

Направления внеурочной деятельности

Количество часов

Спортивно - оздоровительное

«Спорт для всех»

2

Духовно-нравственное

«Дорога в мир жизненных навыков»

1

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

0,5

Социальное

«Будь гражданином!» /общественно-полезная практика/

1

Общеинтеллектуальное

«Лаборатория ИКТ»

1

«Я – географ-следопыт»

«Математика и человек»

«Живая планета»

«Мастерская Самоделкина»

«Юный историк»

«Музыкальная шкатулка»

«Английский – это весело»

«Юный лингвист»

Общекультурное

«Смысловое чтение»

1

«Основы танцевального искусства»

1

Итого

7,5

В период летних каникул для продолжения внеурочной деятельности суворовцы будут посещать объединения Летней школы.

Преимущества интегрированной модели состоит в:

- создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении;

- содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений; предоставлении широкого выбора для суворовца на основе спектра направлений детских объединений по интересам;

- возможности свободного самоопределения и самореализации суворовца;

- привлечении к осуществлению внеурочной деятельности различных категорий педагогических работников образовательного учреждения, в том числе педагогов системы дополнительного образования.

В ходе реализации интегрированной модели внеурочной деятельности создаются условия для достижения следующих результатов:

 развитие индивидуальности каждого суворовца в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 приобретение суворовцем социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

 формирование позитивных отношений суворовца к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

 воспитание уважительного отношения к своей стране, области, городу, училищу;

 формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности суворовцев;

 увеличение числа обучающихся, охваченных организованным досугом;

 воспитание у суворовцев толерантности, навыков здорового образа жизни;

 создание оптимальных условий для развития и отдыха обучающихся;

 расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализации его интересов;

 творческая самореализация суворовцев;

 формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

 психологический комфорт и социальная защищенность каждого суворовца;

 сохранение имиджа училища как общественно-активной, развитие традиций училища;

 формирование единого воспитывающего пространства;

 развитие ученического самоуправления на всех уровнях;

 использование потенциала открытого образовательного пространства.

Педагогический коллектив училища стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости суворовцев во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Для каждого обучающегося создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

ЛЛЛитература:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся // М.: Просвещение, 2013.
  3. Григорьев Ю.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» // М.: Просвещение, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle