Библиографическое описание:

Закирова Е. С. Здоровьесбережение на уроках истории и обществознания // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 17-19.



Современное образовательное учреждение должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся, не зря говорят: «здоровье — это залог успеха». И, действительно, его важно сохранять и укреплять на протяжении всей жизни. А задача школы состоит в том, чтобы каждый ребёнок понимал, что для того, чтобы быть успешным в жизни, необходимо быть здоровым. В наше время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель может достаточно много сделать для здоровья своих учеников. Для этого учителю надо работать так, чтобы обучение школьников не наносило ущерба здоровью детей.

На своих занятиях я применяю различные приемы и методы здоровьесберегающих технологий.

Во-первых, необходимо рационально организовывать урок, чтобы не наступало переутомления учеников. Нужно помнить o том, что эффективность усвоения знаний на уроке имеет следующие показатели: 5–25 минутa – 80 %, 25–35 минутa – 60–40 %, 35–45 минута – 10 %. Я использую частую смену деятельности на уроке — это может быть, например, рассказ учителя, просмотр видеофрагмента и его обсуждение, работа в парах по выполнению каких-либо заданий со сменой партнёров и мест, ролевые игры на уроках, работа с учебником, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач и т. д. Все это делает урок интересным, разнообразным и менее утомительным.

Во-вторых, важной составляющей, является создание правильной психологической обстановки на уроке, ведь между физическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь. Поэтому на уроках важна благоприятная психологическая атмосфера, основанная на доброжелательности и толерантности. Очень важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно на уроке. Самому учителю важно быть толерантным и учить детей быть терпимым к мнению других.

Многие темы на уроках истории и обществознания так или иначе затрагивают проблемы, связанные со здоровьем человека. И вопросы, рассматриваемые на них, сами являются элементами в воспитании здорового образа жизни, в формировании ответственного отношения к своему здоровью. Например, при изучении Древней Спарты в 5 классе, когда речь идет o воспитании у мальчиков отрицательного отношения к алкоголю (когда взрослые спартанцы намеренно поили илотов и затем их пьяных демонстрировали детям) есть возможность поговорить об этой вредной привычке. Во время знакомства с жизнью средневековой Европы в 6 классе, постоянными спутниками которой были мор и эпидемии, уделяется внимание на важности соблюдения норм санитарной гигиены, регулярной смены белья. На уроках истории России в 7 классе, посвящённых внешней политике во второй половине XVIII в., когда знакомимся с генералиссимусом А. В. Сувoрoвым (родившимся тщедушным и больным) мы можем поговорить o важности закаливания, как тела, так и духа, o воспитании упорства в достижении цели. На уроках обществознания в 7 классе, посвящённых психологическим и физиологическим изменениям подростков, обсуждаются, в том числе, проблемы физического и психологического здоровья человека в сложный переходный период. Отмечается важность быть особенно внимательным к своему организму, чтобы не допустить серьезных сбоев в этот период. Подчёркивается недопустимость бездумного копирования «взрослой жизни» во избежание пагубных последствий. При обсуждении глобальных проблем современности, прежде всего такой, как демографическая, говорим o тех последствиях, которые несет безответственное отношение людей к своему здоровью.

Да практический каждый урок истории и обществознания — это своего рода наглядная пропаганда здорового образа жизни.

На моих уроках присутствуют и такие оздоровительные моменты как: физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (на 15–20 минуте по одной минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого).

На перемене важно обязательно проветривать кабинет, на уроке следить за освещённостью кабинета. Постоянно держать учащихся в зоне видимости и при необходимости корректировать осанку детей.

Всегда нужно помнить o правильной, разумной дозированной заданий, как на уроке, так и при определении домашней работы.

И, конечно, любовь к детям, оптимизм, партнерские отношения, приоритет положительного стимулирования, толерантность, доброжелательность оказывают правильное влияние на психику учащегося, способствуют психологическому здоровью, а значит и, как правило, здоровью физическому.

В этом я вижу свои вклад в решении проблемы сохранения здоровья детей в условиях учебного процесса.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 457–458.
  3. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  4. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  5. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 91–93.
  6. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.
  7. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  8. Соломин В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148–156.
  9. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.
  10. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  11. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle