Библиографическое описание:

Толпова Р. С. Курс основ безопасности жизнедеятельности основной школы как средство формирования у школьников навыков здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 39-41.



Государственная политика в области образования носит гуманистический характер, при этом социальным заказом для образовательных учреждений является создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Среди приоритетных задач, определенных Федеральным государственным стандартом общего образования, выделяется задача формирования ответственного отношения школьников к своему здоровью. Для решения этой задачи открываются широкие возможности учебно-воспитательной работы в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В ходе проведения данной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» школьники знакомятся с основами здорового образа жизни, приобщаются к практической и познавательной деятельности, развивают исследовательские способности, расширяя возможности учебной дисциплины. При этом важным направлением учебно-воспитательной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является организация здорового образа жизни.

Вопросы формирования культуры здоровья школьников рассматриваются в многочисленных научных исследованиях междисциплинарного характера. Особое внимание в них отводится роли образовательной школы в укреплении здоровья детей и подростков уделено внимание в исследованиях. Так анализ результатов научных исследований показал, что организация учебно-воспитательной работы по здоровому образу жизни учащихся способствует формированию у них знаний о средствах и методах диагностики, сохранению и укреплению своего здоровья.

Одним из основных факторов, определяющих состояние здоровья человека, является его образ жизни. Понятие «образ жизни» отражает особенности повседневной деятельности людей, охватывая трудовую, бытовую и духовную стороны жизни. Следует обратить внимание на то, что данная категория сложная и включает в себя следующие понятия: «уровень жизни», отражающий степень удовлетворения материальных и духовных запросов; «качество жизни», характеризующее комфорт и удовлетворенность существования; «стиль жизни», отражающий поведенческие особенности повседневной жизни.

Среди других факторов, влияющих на здоровье человека, выделяют: экологические, биологические, социальные и личностные. Ведущую роль играют личностные факторы формирования здоровья, обуславливающие мотивацию к здоровью и здоровому образу жизни, включающие активную направленность личности на формирование, укрепление и сохранение здоровья. Каким бы образом ни оказывали влияния на человека условия его жизни и деятельности, именно его внутреннее стремление к активной, деятельной и продуктивной жизни, понимание ценности своего здоровья и сбережение его путем следования принципам здорового образа жизни имеют решающее значение в формировании ответственного отношения к своему здоровью.

На формирование таких личностных факторов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации и, конечно, педагогическая деятельность образовательных учреждений. Особенно следует выделить возможности учебно-воспитательной работы в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности», как одной из форм развития интереса учащихся к своему здоровью, расширения представления о применении теоретических знаний по формированию здорового образа жизни на практике. Таким образом, учащиеся подводятся к пониманию понятия «здоровый образ жизни» как деятельности человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических условиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека. Соблюдение норм здорового образа жизни, в свою очередь, способствует формированию у школьника ценностного отношения к здоровью, развивает стремление к его сохранению, вооружает практическими умениями здорового образа жизни.

Таким образом, учебно-воспитательные мероприятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», направленные на формирования здорового образа жизни предусматривают взаимосвязанное изучение теоретических и прикладных аспектов в области сохранения здоровья, дающее широкие возможности для организации различных видов учебной работы. Содержание уроков и внеклассных работы обладает высоким познавательным потенциалом. Реализация задач учебных мероприятий, направленных на сохранения и укрепления здоровья способствует включению учащихся в различные виды деятельности по анализу, оценке, прогнозированию, проектированию и т. д. В связи с этим, возникает необходимость подготовки современного специалиста, умеющего методически грамотно организовывать и проводить учебную работу по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.

Так, современный педагог-исследователь, должен владеть компетенциями в соответствии с видами профессиональной деятельности. При этом особо выделяя такое направление учебной деятельности как формирование основ здорового образа жизни, следует обратить внимание на тот факт, что в силу своей вариативности учебная работа по данному направлению откликается на потребности и интересы школьников. Это, в свою очередь, способствует реализации творческого потенциала личности, влияет на формирование их ценностных ориентаций. Если учесть, что усвоение теоретического материала на занятиях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» взаимосвязано с организацией различных видов деятельности учащихся, развивающих активность, самостоятельность и познавательный интерес, то необходимо отметить, что содержание работы по данному курсу имеет большие возможности для оптимальной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Одним из эффективных условий, способствующих организации учебной работы, является комплексное использование методов обучения, направленных на повышение качества знаний учащихся.

При планировании и разработке учебных занятий следует выделять такие цели и задачи как воспитание культуры здоровья; ответственное отношение ученика к своему здоровью; формирование основ здорового образа жизни учащегося. Целью данной деятельности являются: развитие исследовательских и коммуникативных умений; формирование критического мышления; освоение навыков работы с методической литературой и другими источниками информации по конкретной теме. Однако при выборе видов учебной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо учитывать возрастные особенности школьников, их интересы, уровень подготовки, наличие свободного времени, материальную базу школы или учреждений дополнительного образования.

Таким образом, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» основной школы является эффективным средством формирования у школьников представлений о здоровом образе жизни. Однако реализация высокого потенциала учебного курса может быть достигнута только при наличии в школах грамотных и ответственных специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
  5. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
  6. Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  7. Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.
  8. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  9. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle