Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 993 раза

Библиографическое описание:

Кунгуров, Е. Н. Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ / Е. Н. Кунгуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 908-910. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37067/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлены возможности физкультурно-оздоровительной работы, обеспечивающие поддержку и развитие физического статуса кадет, улучшение показателей их физического здоровья. Указывается на современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ.

Ключевые слова: кадеты, физкультурно-оздоровительная работа, здоровый образ жизни

«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной», отмечал Мишель Монтень.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения успехов. Дети — цветы жизни, это наше будущее. Здоровье-главное нации. Если здоровье — богатство, его надо сохранять.

«Здоровье-это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит народная мудрость.

В вопросах оздоровления кадет рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, воспитатели и родители. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у кадет, потребности быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья [1].

Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности кадета. Необходимо воспитывать у кадет мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.

Необходимо вести физкультурно-оздоровительную работу, обеспечивающую поддержку и развитие физического статуса кадет, становление показателей физического здоровья.

Задачи:

  1. Обеспечить психофизическое благополучие кадет и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природным ресурсам родного края.
  2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной оздоровительной работы.
  3. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма кадет за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.
  4. Обогащать двигательный опыт кадет и развивать психофизические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу.
  5. Научить кадет регулировать своё психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.
  6. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и оценки влияния оздоровительных технологий на организм кадета.

Концептуальные основы формирования здорового образа жизни:

концептуальной основой деятельности структурного подразделения является обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей кадет на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки кадет к обучению [2].

Таким образом, актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учётом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов, перспектив развития.

Стратегия организации работы:

  1. Проведение мониторинга состояния здоровья кадет.
  2. Анализ созданных условий предметно-развивающей среды.
  3. Изучение современных нормативноправовых документов.
  4. Изучение и внедрение современных инноваций в образовательной области «Здоровье».
  5. Проектирование модели системы работы по формированию здорового образа жизни у кадет.

Принципы работы:

  1. Научность.
  2. Доступность.
  3. Активность.
  4. Сознательность.
  5. Единство диагностики и коррекции.
  6. Систематичность.
  7. Целенаправленность.
  8. Оптимальность.

Инновационная деятельность в сфере физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает, прежде всего, формирование здорового образа жизни в работе с кадетами.

Анализ данных современной научной литературы, посвященной современным инновационным подходам к организации физкультурно-оздоровительной работы по формированию здорового образа воспитанников, показывает явно неудовлетворительный уровень. Занятия физической культурой в учебных учреждениях не заинтересовывают, а, наоборот иногда вызывают негативные эмоции.

Существенную роль в разрешении данной ситуации играют повышение мотивации к использованию средств физической культуры в повседневной жизни, в том числе к занятиям по физическому воспитанию и выбор адекватных средств компенсации дефицита повседневной двигательной активности. Поэтому неадекватность нормативных требований по физическому воспитанию и их оценок не способствуют решению основной задачи физического воспитания, а именно его оздоровительной направленности. Стратегической целью образовательных учреждений образования должно стать создание среды, которая способствует физическому и нравственному оздоровлению воспитанников, поддержанию уровня имеющегося здоровья, его укреплению, формированию навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей негативное действие внешних и внутренних средовых факторов, повышающей стрессоустойчивость воспитанников [3].

Приобщение человека к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Формирование мотивации должно базироваться на двух важных принципах: возрастном и деятельностном. Первый принцип гласит: воспитание мотивации необходимо начинать с раннего детства. Второй принцип утверждает: мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т. е. формировать новые качества путем упражнений.

Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Среди них следует выделить главные: мотивация самосохранения; суть мотива сводится к тому, что человек не совершает каких-либо действий, если они угрожают его здоровью и жизни; мотивация подчинения этнокультурным требованиям; человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить с его членами в гармонии; мотивация получения удовольствия от здоровья; ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он будет делать все, чтобы быть всегда в бодром состоянии и хорошем настроении; мотивация возможности самосовершенствования; у здорового человека физические, психические, интеллектуальные возможности гораздо большие, чем у нездорового; мотивация возможности маневрировать; здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным, независимо от внешних условий; мотивация достижения максимально возможной комфортности; человек чувствует себя максимально комфортно, раскованно, если у него отсутствует какой-либо физический или психический дискомфорт.

Формирование готовности кадет к здоровому образу жизни возможно при следующих организационно-педагогических условиях:

‒ всестороннем использовании нравственного потенциала физической культуры и спорта, как средств формирования культуры здоровья личности;

‒ единстве формирования знаний, умений и навыков, убеждений, ценностных ориентаций;

‒ сохранения индивидуальных приоритетов в создании для каждого собственной здоровьесберегающей траектории, профилактики, укрепления здоровья в социуме.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности.

Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, системы отношений в нем. Важно не только то, как, но и то, ради чего живет кадет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье во многом зависит от образа жизни. Содержание здорового образа жизни кадет отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций кадета, мировоззрения, социального и нравственного опыта.

В сфере инновационной деятельности в области физической культуры и спорта необходимо большое внимание уделять поиску новых организационных форм физкультурно-оздоровительной работы с кадетами в рамках учебного процесса и вовне учебное время. Согласно современным подходам основными задачами физкультурно-оздоровительной работы в училище является формирование у кадет потребности к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни. Это способствует повышению у них функционального состояния, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков.Физкультурно-оздоровительная работа помогает эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей.

Литература:

  1. Бажуков С. М. Здоровье детей — общая забота: (организация физического воспитания школьников) — М.: Физкультура и спорт, 1987.
  2. Козлова Т. В., Рябухина Т. А. Физкультура для всей семьи. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
  3. Фонарев М. И., Фонарева Т. А. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. — Л.: Медицина, 1981.
  4. Коростелев Н. Б. Шаг за шагом: твой календарь здоровья. — М.: Молодая гвардия, 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, физическая культура, физкультурно-оздоровительная работа, кадет, физическое воспитание, формирование, инновационная деятельность, основная задача, физический статус кадет, физическое здоровье.


Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

Ежегодно силами кадетского парламента проводится акция «За здоровый образ жизни» целью, которой является пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности здорового образа жизни у кадет...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка?

 корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка). Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по...

Ключевые слова:оздоровительная физическая культура, двигательная активность, уровень подготовленности, технология.

Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию...

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, трудовое воспитание, физическая культура, предметная неделя, кадет, здоровый образ жизни, Владимир, Классный час, Севастопольское президентское кадетское училище...

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, здоровый образ жизни, ребенок, физкультурно-оздоровительная работа, родитель, родительский клуб, физическое развитие детей, воспитательно-образовательный процесс, педагогический коллектив...

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Поэтому одна из приоритетных задач учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья школьников. Важную роль в реализации этой задачи отводится использованию оздоровительных технологий: шейпинг, фитнес, аэробики...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

Ежегодно силами кадетского парламента проводится акция «За здоровый образ жизни» целью, которой является пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности здорового образа жизни у кадет...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по...

Ключевые слова:оздоровительная физическая культура, двигательная активность, уровень подготовленности, технология.

Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка?

 корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка). Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, трудовое воспитание, физическая культура, предметная неделя, кадет, здоровый образ жизни, Владимир, Классный час, Севастопольское президентское кадетское училище...

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, здоровый образ жизни, ребенок, физкультурно-оздоровительная работа, родитель, родительский клуб, физическое развитие детей, воспитательно-образовательный процесс, педагогический коллектив...

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Поэтому одна из приоритетных задач учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья школьников. Важную роль в реализации этой задачи отводится использованию оздоровительных технологий: шейпинг, фитнес, аэробики...

Похожие статьи

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

Ежегодно силами кадетского парламента проводится акция «За здоровый образ жизни» целью, которой является пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности здорового образа жизни у кадет...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка?

 корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка). Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по...

Ключевые слова:оздоровительная физическая культура, двигательная активность, уровень подготовленности, технология.

Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию...

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, трудовое воспитание, физическая культура, предметная неделя, кадет, здоровый образ жизни, Владимир, Классный час, Севастопольское президентское кадетское училище...

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, здоровый образ жизни, ребенок, физкультурно-оздоровительная работа, родитель, родительский клуб, физическое развитие детей, воспитательно-образовательный процесс, педагогический коллектив...

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Поэтому одна из приоритетных задач учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья школьников. Важную роль в реализации этой задачи отводится использованию оздоровительных технологий: шейпинг, фитнес, аэробики...

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей...

Ежегодно силами кадетского парламента проводится акция «За здоровый образ жизни» целью, которой является пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности здорового образа жизни у кадет...

Формирование здорового образа жизни студента средствами...

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и результаты исследований. Представлены данные о формировании здорового образа жизни на занятиях оздоровительной физической культурой.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется не только на образовательной деятельности по физической культуре, но и в повседневной жизни. Ежедневно в течение дня проводится несколько форм физкультурно-оздоровительной...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по...

Ключевые слова:оздоровительная физическая культура, двигательная активность, уровень подготовленности, технология.

Физкультурно-оздоровительная технология включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка?

 корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка). Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, трудовое воспитание, физическая культура, предметная неделя, кадет, здоровый образ жизни, Владимир, Классный час, Севастопольское президентское кадетское училище...

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, здоровый образ жизни, ребенок, физкультурно-оздоровительная работа, родитель, родительский клуб, физическое развитие детей, воспитательно-образовательный процесс, педагогический коллектив...

Новые инновационные технологии в физическом воспитании...

Поэтому одна из приоритетных задач учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья школьников. Важную роль в реализации этой задачи отводится использованию оздоровительных технологий: шейпинг, фитнес, аэробики...

Задать вопрос