Библиографическое описание:

Джумаева Н. И., Халилова Х. М. Национальная программа по подготовке кадров — основа модернизации и совершенствования образования // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 944-946.



Обретение Узбекистаном суверенитета стало важной вехой в истории развития образования и науки в республике. Принятый Закон о Национальной программе по подготовке кадров поставил перед работниками образования важные задачи в модернизации образования. Национальная программа по подготовке кадров стала стратегической основой в осуществлении государством кадровой политики, послужила гарантом делу развития целостной системы подготовки на всех уровнях высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров. В республике впервые разработана не имеющая прецедента новая модель системы подготовки кадров, вобравшая в себя соответствующий опыт развитых стран, с учетом национальных особенностей республики, собственных недостатков и проблем в этой сфере.

Заложенная качественно новая модель ориентирована на формирование гармонично развитого поколения, на укрепление национальных основ образовательной сферы, повышение их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени. Стратегическая цель национальной программы заключается в формировании гармонично развитой творческой личности и опережающей подготовке кадров, способных в условиях мобильно развивающейся рыночной экономики решать сложные вопросы, стоящие перед обществом. Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное образование в республике.

В республике были приняты соответствующие указы, постановления и нормативно-правовые документы, заложившие организационную и правовую базу деятельности образовательных учреждений в новых условиях и направленных на совершенствование ее функции. Важное и определяющее значение имели также неоднократные встречи Президента республики И. А. Каримова с учеными, его выступления, в которых ставилась задача по разрешению актуальных проблем научно-технического и инновационного развития нашей страны.

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.

Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей [1, c.35].

Основной целью Национальной программы по подготовке кадров Республики Узбекистан является непрерывность системы образования, основанная на преемственности: дошкольное образовательное учреждение → общеобразовательная школа → академический лицей/профессиональный колледж → вуз → послевузовское образование (ныне это институт старших научных сотрудников-исследователей) → внешкольное образование → повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров.

Сегодня в решении проблемы развития учащейся молодёжи мы опираемся на основополагающие принципы, сформулированные в Законе «Об образовании» и в Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан. Это, прежде всего:

 престижность знаний, образованности и высокого интеллекта;

 раскрытие способностей молодёжи и удовлетворение его разнообразных образовательных потребностей;

 формирование богатого мировоззрения, высокой духовности и культуры;

 национальная направленность образования, заключающаяся в его органичном единстве с национальной историей, народными традициями и обычаями народов Узбекистана;

 неразрывность обучения и воспитания учащейся молодёжи;

 непрерывность и преемственность всех звеньев образовательной системы [1, с.40].

Следовательно, современная образовательная политика должна быть ориентирована на вызовы XXI века, т. е. не просто на повышение уровня образованности подрастающих поколений, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся реалиям окружающего мира — социальным, экономическим, технологическим и информационным. Подчеркнём, что период обучения в вузе является одним из самых ответственных в становлении личности профессионала. Поэтому ценности и нормы культуры, нравственность, все достижения духовной сферы жизни — как национальные, так и общечеловеческие — должны быть обращены к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гармоничное развитие будущих специалистов.

При этом надо учитывать то, что модернизация образования будет осуществляться успешнее, если между общеобразовательной школой, средними специальными, профессиональными учреждениями и вузами, а также органами управления образованием сложатся качественно новые отношения, основанные на более тесном взаимодействии. Поскольку мир не стоит на месте, а значит реформирование и демократизация общества, модернизация и обновление республики являются непрерывным процессом.

Модернизация системы образования является частью процесса развития всего нашего общества. Смена приоритетов в республике сделала закономерным формирование у педагогов навыков развивать универсальные умения и компетентности, что ставит перед преподавателями задачу: учить обучающихся тому, как учиться на основе новейшей современной информации. Поскольку использование интернета создает условия более разнообразного пространства дополнительного и открытого образования.

Осуществляемая в стране модернизация образования, формирование и обустройство новой модели образовательных учреждений, сформированных на основе национальной модели Узбекистана, требует соответствия уровня профессиональной компетентности педагогов и руководителей образования новым вызовам времени. Современный этап модернизации образования требует от всех ее субъектов не только быстрой реакции на происходящие изменения, но и умения правильно определять те характеристики профессиональной деятельности, которые будут ключом к успеху в ближайшем будущем. Именно поэтому в центре внимания государственных органов управления образованием наряду с подготовкой педагогических кадров стоят вопросы совершенствования системы образования. Активное формирование национальной модели фактически оформило заказ системе образования на новые компетенции, как для руководителей учебных заведений, так и для педагогов. Современная модернизация системы высшего профессионального образования требует корректировки традиционных подходов к преподаванию.

Хорошая подготовка по профессиональным дисциплинам и развитые навыки самообразования облегчают привыкание начинающего специалиста к конкретным требованиям, обусловленным его профессиональными обязанностями, определяемыми его личностными характеристиками.

Таким образом, опыт Узбекистана в модернизации и совершенствовании системы образования, обеспечения ее комплексного, всеохватывающего характера; постоянного совершенствования учебных программ, учебников и учебных пособий, методики преподавания с учетом международных стандартов; обеспечения полного доступа всех обучающихся и преподавателей к информационно-коммуникативным технологиям образовательного процесса и информационным ресурсам, широкого внедрения новых технологических учебных форм и методов и другие новшества свидетельствует, что в стране создана национальная модель образования, отвечающая долгосрочным интересам, реалиям и особенностям достаточно сложного этапа современного развития Узбекистана.

Следовательно, результатом педагогической работы вуза, на наш взгляд, должна стать всесторонняя подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях изменившегося социального заказа и новых требований общества. А именно, чтобы он вместо объекта образовательно-воспитательного процесса стал его подлинным субъектом.

Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить, что подготовка педагогов новой формации является одним из важнейших условий инновационного развития республики, которая опирается на требования современного профессионального рынка.

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Ташкент, 1997. — С.63
  2. Каримов И. А. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. –Ташкент: Узбекистон, 2000. — С.94

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle