Библиографическое описание:

Поначугин А. В., Ворошилова О. С. Сетевое обучение: «за» и «против» // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 148-152.



Особое внимание уделяется тенденции перехода образование в РФ от обычных форм к электронному обучению. Система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения: перцептивный, интерактивный, коммуникативный, а также в подходе к анализу проблем на этапе внедрения и первичной эксплуатации с точки зрения преподавателя и студента. Основными выводами проведённого исследования являются — на нынешний день, средства электронного обучения становятся основанием передового образования, гарантирующей необходимый степень качества.

Ключевые слова: вебинар, онлайн обучение, Интернет, информационная система, компьютерные технологии, обучение в сети, средства электронного обучения, учебный курс, Moodle, IT-технологии.

В связи с массовой информатизацией и масштабным развитием информационно-коммуникативных технологий во всех сферах жизнедеятельности, образование никак не остается в стороне и принимает на себя различные новшества. Тема сетевого или электронного обучения актуальна, так как в современном мире, введение компьютерных технологий в образовательное пространство сказывается на состоянии системы образования; образование в РФ уверенными шагами уходит от обычного к электронному обучению [1].

Интернет-образование на данный момент является одной из самых динамически развивающихся областей образования, о чем свидетельствуют международные и национальные программы [6].

В передовых исследованиях, электронное обучение характеризуют как процесс формирования знаний, умений, навыков при интерактивном взаимодействии между преподавателем и обучающимся и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все свойственные учебному процессу составляющие, исполняемый в критериях реализации средств информационно-компьютерные технологии [7,10].

Роберт И. В., под электронным обучением понимает организацию образовательной деятельности с использованием хранящейся в базах этих и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям взаимосвязи указанной информации, взаимодействие учащихся и преподавателей [8,11].

Реализация электронного обучения требует создания электронной среды или платформы данного вида обучения. В основном, платформы для электронного обучения представляют собой персональную страницу, позволяющую выходить на учебные материалы и осуществлять коммуникации на уровне группы.

Рассмотрим систему, исполняющую обучение в сети Интернет, это система дистанционного обучения Moodle (http://moodle.org), она относится к классу CMS (ContentManagementSystem), то есть к системам управления содержимым. Платформа начала набирать обороты сравнительно недавно, поэтому следует её совершенствовать и уделять ей должное внимание [3].

Создатель Moodle — Мартин Дугиамас. По окончании курса изучения в институте по специальности «Компьютерные науки и образование» подготовил и защитил диссертацию. Мысль о сотворении платформы помощи изучения с внедрением IT-технологий возникла у него в 1999 году после длительного эксперимента администрирования коммерческой платформы WebCT в одном из крупных институтов — Curtin University в Австралии. Moodle придумывался как инструментарий расширения способностей обучения, а никак не как безвозмездная подмена популярных платных WebCT и BlackBoard. Но, структура Moodle и заложенных в данную платформу взглядов оказались так успешными, что Moodle захватила признание по всему миру.

Основной целью Moodle считается создание учебного курса, включающего в себя материалы для справок и учебно-методический комплекс. Учебный курс формируется лично преподавателем, или администратором; неотъемлемым условием считается присутствие права на создание. Далее выбирается формат учебного курса. Формат описывает из каких составляющих будет состоять курс. Для учащихся очной формы целесообразнее всего создавать сегменты по календарным неделям, так как каждой неделе будет подходить собственный материал, который должен быть изучен в конкретные сроки. Система Moodle универсальна для учащихся заочной формы обучения. Именно электронное обучение позволяет людям с повышенной занятостью обогащаться знаниями в свободное для них время [2].

Примером успешного внедрения Moodle может служить создание системы электронного обучения в Нижегородском государственном педагогическом университете им Козьмы Минина. В результате эксплуатации данной системы в течении 5 лет в учебном процессе были выделены следующие преимущества [4]:

1) Постоянный доступ к материалам курса. Все необходимые материалы располагаются в среде на странице курса. Могут быть выложены как лекции, так и дополнительные материалы, например, рекомендуемая литература, интерактивные презентации, ссылки на образовательные ресурсы и т. д. Также могут быть выложены и видеолекции, записанные как на обычном лекционном занятии в университете, так и специально для данного курса.

2) Интерактивные формы обучения. Применение различных интерактивных форм обучения и представления информации позволяет повысить интерес обучающихся, изучать сложные темы в более привлекательной форме.

3) Самостоятельная работа. Система электронного обучения Moodle предоставляет прекрасные возможности студенту для самостоятельной работы. В электронном курсе могут быть выложены все необходимые материалы для самостоятельной работы студента, доступ к которым открыт 24 часа в сутки. Также могут быть выложены тесты и задания для самостоятельной проверки знаний. Кроме того, по результатам прохождения тестов студенты могут получать рекомендации к повторению неусвоенных тем.

4) Промежуточная аттестация. Система Moodle предоставляет возможность проведения промежуточной аттестации в форме тестов и/или заданий. Это позволяет сократить время, затрачиваемое преподавателем на проведение промежуточной аттестации.

Из вышеперечисленного следует, что система Moodle помогает воплотить все главные механизмы общения:

– перцептивный;

– интерактивный;

– коммуникативный.

Вместе с тем, электронная форма обучения своеобразное новшество и значительно отличается от других форм образования. Внедрение электронного обучения как главный элемент учебного процесса влечет за собой некоторое модифицирование общей картины российского образования.

Как и любой инновационный продукт, электронное обучение имеет 2 нюанса: «за» и «против», рассмотрим основные аргументы, которые отражают позитивную сторону обучения в сети Интернет:

– если у вас имеется выход в Интернет, то вы без труда получите доступ к электронным ресурсам;

– обучение ведется при участии группы компетентных преподавателей;

– экономный вариант, так как обучение основывается на обмене информацией чрез современные средства телекоммуникации и гаджеты;

– обучающийся сам выбирает очередность исследования материала и его длительность;

– обучаемый экономит немало времени, также данный вариант комфортен, если вы в пути при наличии мобильного Интернета;

– одновременно можно проводить занятия, рассчитанные на большие группы;

– возможность получить дополнительное образование, усовершенствовать собственные навыки и знания в новой сфере;

– есть вариант сохранить материал для исследования и в свободное время повторно его проработать;

– преподаватели либо администраторы своевременно выкладывают и обновляют учебные материалы.

На настоящий момент электронное обучение обустроено комплексом средств:

– Основным средством электронного обучения считаются электронные учебники. Они представляют собой некий мультимедийный объект, который по своей форме и структуре отличается от обыденного учебника. Он обычно представлен в виде набора электронной страницы с большим количеством мультимедиа вставок перекрёстных ссылок;

– еще один важный элемент — электронные книги (аналог бумажной книжки), комфортны, когда издание недоступно в печатном виде;

– тестирующие системы помогают выполнить контроль знаний учащихся;

– проведение вебинаров на семинарах, применяются для обсуждения определенных тем.

Наряду с неоспоримыми достоинствами, электронное обучение обладает некоторыми недостатками Недостатки применения системы электронного обучения возможно разделить на 2 категории по критерию того, кто из субъектов образовательного процесса (преподаватель либо учащийся) встречается с той либо другой трудностью.

Вероятные проблемы для преподавателя:

  1. Финансовые издержки

На исходном шаге внедрение и первоначальное использование системы электронного обучения может требовать больших инвестиции.

  1. Научно-технические барьеры

Главную роль играют научно-технические причины. При исследовании курса (материала) нужно ответить на последующие вопросы: какие технические характеристики станут подходить решению установленных задач, станет ли неотъемлемым студенту постоянный доступ к Интернет, нужен ли обмен моментальными сообщениями, станет ли доступ к материалам в оффлайн режиме и пр.

  1. Содержание

Одной из самых актуальных проблем для педагога считается проблема определения содержания образовательного электронного курса (материала). В режиме классической системы изучения преподаватель немедленно откликается на реакцию учащегося, подстраивает курс, средства и способы работы в режиме «живого» общения. Модифицирование содержания электронного ресурса требует времени.

Вероятные проблемы для учащегося:

  1. Проблема мотивации

Электронное обучение во многом рассчитывает на самостоятельную мотивацию обучающегося, его умение сконцентрировать внимание и оперировать тайм-менеджментом. Если учащийся владеет недостаточно высокой степенью этих навыков, может появиться ряд проблем. Может быть еще больше отвлекающих причин по сравнению с классической формой обучения.

  1. Отсутствие живого взаимодействия

Принципиальной частью образовательного процесса считается взаимодействие между учащимися (дискуссия, дебаты, взаимная помощь и пр.) Данная составляющая может быть потеряна для системы электронного обучения. В предоставленном случае учащийся имеет возможность ощущать себя изолированным, как от остальных участников процесса обучения, так и от преподавателя. Все это имеет возможность негативно отразиться на мотивации к обучению.

Данная проблема может быть решена, если в процесс изучения будут вовлечены общественные технологии: форумы, сообщения, платформы социальных сетей [9].

  1. Зависимость от технического оборудования

Осуществление основ электронного обучения возможно лишь при условии, что учащийся имеет открытый доступ к определенным технологиям (доступ к Интернет, мобильное устройство, планшетный компьютер и т. п.) Также учащийся обязан владеть определенным уровнем компьютерной компетенции. Информация должна быть свободно доступна для слушателя, в противном случае отдача образовательного процесса равна нулю.

Также стоит отметить необходимость универсальности образовательных ресурсов. Курсы (материалы), созданные специально для одной операционной системы имеют все шансы быть непригодны для применения в иной системе (Apple OSX, Microsoft Windows и пр.) [12].

Одним из направлений развития университетов России являются внедрение смешанной и дистанционной форм обучения, направленных на расширение контингента студентов, повышение комфортности проведения учебного процесса без снижения его качества и увеличения трудоемкости. Для этого необходимы реорганизация учебного процесса, направленная на индивидуализацию образовательных траекторий студентов, разработка информационных систем, поддерживающих работу не только администрации вуза, но и студентов и преподавателей [5].

Для функционирования информационной системы в университете придется ввести элементы защищенного документооборота, включая цифровые подписи. Информационная система поддержки учебного процесса должна взаимодействовать с существующими информационными системами, иметь удобный пользовательский веб-интерфейс. Такая система должна создаваться последовательно при всемерном учете пожеланий пользователей.

На нынешний день, средства электронного обучения становятся основанием передового образования, гарантирующей необходимый степень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В исследованиях, посвященным проблемам электронного обучения, подчеркивается, что одним из самых серьезных недостатков является снижение роли личностной коммуникации. Создав положительную коммуникативную среду в электронном обучении (возможность комментировать, задавать вопросы, участвовать в обсуждениях и форумах), можно говорить о формировании коммуникативных навыков, поскольку это одна из компетенций, которой должен обладать выпускник высшего учебного заведения.

Современный вид улучшения образовательных технологий, направленный на максимальное внедрение достижений научно-технического прогресса, подразумевает обилие форм электронного обучения и их неизменное обновление. Это позволяет сделать уверенные в будущем прогнозы на формирование в РФ электронного обучения в сфере образования. Современное образование требует применения новых технологий обучения. Возникает потребность получения информации в любом месте и доступу в любое время. Учитывая уровень развития современных информационных технологий, именно электронное обучение может обеспечить постоянный доступ к информации.

Литература:

  1. Алексахина Н. В., Бойцова Е. Г., Чичев Е. М. Организация образовательного процесса средствами сетевых технологий // Управление качеством образования. — 2014. — № 3. — С. 58–67;
  2. Андреев, А. В. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. — 146 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://moodle.finec.ru/file.php/1/doc/ElearningPracticeUsingMoodle.pdf (дата обращения: 13.02.2016);
  3. Гильмутдинов А. Х., Ибрагимов Р. А., Цивильский И. В. Электронное образование на платформе Moodle. — Изд-во: Казанский Государственный Университет, 2008. — 169 с;
  4. Леонтова Н. Как управлять системой электронного обучения? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://itua.info/business/11943.html (дата обращения: 20.01.2016);
  5. Новикова Т. Г., Гоглова М. Н. Историко-генетический анализ моделей развития дополнительного профессионального педагогического образования // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. — 2015. — № 3. — С. 59–77;
  6. Наумова И. М., Поначугин А. В. Сравнительный анализ эффективности традиционных и дистанционных образовательных технологий. Сборник «Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». Международная научно-практическая конференция ЮНЕСКО / Под редакцией Н. М. Прусс, Ф.Г Мухаметзяновой. — 2014. — С. 97–101;
  7. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). — М.: ИИО РАО, 2007. — 234 с;
  8. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь понятийного аппарата информатизации образования — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 71 с;
  9. Сейдаметова З. С., Аблялимова Э. И., Меджитова Л. М., Сейтвелиева С. Н., Темненко В. А. Облачные технологии и образование. — Симферополь: «ДИАЙПИ», 2012. — 204 с;
  10. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: минобрнауки.рф (дата обращения: 27.02.2016);
  11. Шевцова Л. А., Кручинина Г. А. Подходы к формированию ИКТ-компетентности педагога в контексте требований профессионального стандарта. Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Кафедра прикладной информатики и информационных технологий в образовании. Нижний Новгород. — Изд-во: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2015. — С. 117–122;
  12. Burov V., Patarakin E., Yarmakhov B. An innovate approach to collaborative document improvement. Proceedings of the IADIS International Conference Web Based Communities and Social Media, 2012. — p. 191–194.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle