Автор: Меденкова Галина Викторовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 12.04.2017

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Меденкова Г. В. Электронное обучение как инновационная педагогическая технология [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 121-122.



Новые потребности в педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования, к появлению различных инноваций, одной из которых является электронное обучение.

Ключевые слова: модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения

Национальная доктрина образования в Российской Федерации — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Система образования призвана решить ряд задач, одной из которых является задача обеспечения организации учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.

И в этой связи нельзя не отметить технологии информации и коммуникации, которые сегодня внесли изменения во все сферы жизни человека, в том числе и в образование. Современный педагог уже не может обойтись без помощи компьютера, сама жизнь заставляет его учитывать продукты, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.

Новые потребности в педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования, к появлению различных инноваций, одной из которых является электронное обучение.

В научно-техническом журнале московского государственного технического университета им Н. Э. Баумана «Инженерный вестник» электронное обучение:

‒ трактуется как образовательный процесс, который отличается систематическим и интенсивным применением современных информационных технологий и средств вычислительной техники;

‒ образует единый синонимический ряд с такими терминами как дистанционное, мультимедийное, компьютерное, виртуальное, онлайновое, Web-ориентированное, кибернетическое образование и др.

Специалисты описывают многочисленные преимущества электронной технологии обучения:

‒ высокую интерактивность,

‒ удаленность,

‒ массовость,

‒ доступ к электронным материалам,

‒ создание единой образовательной среды и др.

Рассмотрим эти преимущества с точек зрения двух участников образовательного процесса в сфере профессионального образования: преподавателя и студента.

В системе электронного обучения (СЭО) обмен данными осуществляется по каналам Интернет и коммуникациям локальной сети. Ни тот, ни другой участник образовательного процесса в этом случае не могут быть «непродвинутыми» пользователями персонального компьютера. Необходимость работы в системе электронного обучения требует полного освоения компьютерных программ как от преподавателя (повышение квалификации в форме курсов и стажировок), так и от студента, что, в свою очередь, позволит последнему освоить общую компетенцию «Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности».

При использовании системы электронного обучения в профессиональной образовательной организации формируется единая информационная образовательная среда, вход в которую и тем и другим участником образовательного процесса осуществляется под личным паролем в любое время суток. Свобода выбора темпа и места работы (в аудитории или вне ее) позволяет решить несколько задач:

‒ преподавателю в удобное для него время осуществлять загрузку и редактирование учебного и контрольно-измерительного материала; встраивать свои разработки (рабочие программы, теоретические материалы, практические работы, видео и фото материалы, презентации, тесты и др.); проводить проверку выполненных обучающимися заданий;

‒ студенту — использовать учебный контент в целях подготовки к текущей или промежуточной аттестации; ознакомиться с материалом и выполнить контрольные задания — в случае пропуска учебного занятия.

Система электронного обучения позволяет осуществлять проверку знаний на основе тестирования. Онлайн-тесты — это эффективный способ оперативного контроля и самоконтроля знаний. Тесты могут быть различных типов:

‒ случайный порядок вопросов;

‒ множественный выбор;

‒ на соответствие;

‒ на упорядочивание;

‒ с ручным вводом текста или числа и др.

Различные типы тестовых заданий, ограничение теста по времени, по количеству попыток, по уровню оценивания позволяют разнообразить контрольно-измерительный процесс и оперативно реагировать на трудности студентов в освоении учебной темы.

Подсистема тестирования позволяет мгновенно оценить качество освоения нового материала. Размещение и проверка заданий в онлайновом режиме значительно упрощает эту трудоемкую процедуру. Система сразу же выдает результат по каждому студенту и группе в целом. Формы отчетности могут быть представлены различными диаграммами:

‒ диаграмма качества знаний,

‒ диаграмма успеваемости,

‒ сравнительные диаграммы качества знаний и успеваемости по курсу в различных группах и др.

Наглядная статистика успеваемости в режиме online оперативно информирует всех участников образовательного процесса о результатах обучения; облегчает преподавателю процесс формирования отчетности.

Удобная навигация системы электронного обучения дает как преподавателю, так и студенту, мгновенный доступ ко всем ресурсам курса, в том числе, — с выходом в сеть Интернет для поиска дополнительного материала. В этой связи, заслуживает внимания такой учебный элемент в системе электронного обучения как «гиперссылка». Это часть электронного документа, который ссылается на другой элемент, например, на какой-либо сайт в системе Интернет, изображение или текст.

Большой интерес у обучающихся вызывает участие в форумах, видеоконференцияхидругих видах сетевой коллективной интерактивности. Интерактивность заданий мотивирует студентов на получение профессиональных знаний и навыков.

Электронное обучение не заменяет в полной мере традиционную систему реализации федеральных государственных стандартов, а лишь дополняет ее, позволяя разнообразить пути формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Эта инновация носит как технический, так и социальный характер. Информационная среда и программное обеспечение позволяют реализовывать проблемное обучение, выстраивать диалоги, учитывать индивидуальный подход. Социальный эффект проявляется в формировании полезных навыков, рационализации умственного труда, повышении уровня образования и профессиональной подготовки.

Литература:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
  2. Белоус В. В., Смирнова Е. В. Электронное обучение. Платформы и системы [Электронный ресурс] / Инженерный вестник// Электронный научно-технический журнал московского государственного технического университета им Н. Э. Баумана — 2013. — № 7.- Режим доступа: http://engsi.ru
  3. Берзина Л. В. Инновационные образовательные процессы [Электронный ресурс] / Педагогика online // Электронный журнал (публикации педагогов Санкт-Петербурга) Режим доступа: http://aneks.spb.ru
  4. Меденкова Г. В. Значение использования информационно-коммуникационных технологий в развитии профессиональной мобильности преподавателя колледжа/ Сборник тезисов Регионального координационного центра института открытого образования МГОУ.- М.: Издательство МГОУ, 2006. — 96с.- С. 32–34
  5. Работа с новыми программными продуктами и современным оборудованием: Учебно-методическое пособие. Часть 2/Составители: Жарков В. А.. Вайндорф-Сысоева М. Е. — М.: ООО «Диона», 2008.- 32с.
Основные термины (генерируются автоматически): электронного обучения, образовательного процесса, системе электронного обучения, системы образования, модернизации системы образования, системы электронного обучения, Электронное обучение, электронное обучение, участников образовательного процесса, появлению различных инноваций, необходимости модернизации системы, московского государственного технического, государственного технического университета, система электронного обучения, Система электронного обучения, модернизация системы образования, развития системы образования, инновационность образовательного процесса, Система образования призвана, педагогической деятельности.

Ключевые слова

модернизация системы образования, инновационность образовательного процесса, система электронного обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос