Библиографическое описание:

Перчихина Е. В. Инклюзия в дошкольном образовании // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 181-182.



В условиях реформирования российского образования впервые появилось направление на признание прав и реализацию потребностей в предоставлении равных возможностей с другими людьми людям с ОВЗ, что, в свою очередь, было вызвано переосмыслением государством и обществом отношения к ним. Разработка вариативных стратегий для людей с особыми образовательными потребностями послужила началом развития толерантного отношения к ним со стороны российского общества.

Для упорядочения деятельности образовательных организаций, с целью реализации Федерального закона от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 28 августа 2013 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. На государственном уровне был провозглашен главный принцип стандарта — поддержка и развитие личности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей.

Начальный уровень инклюзивного образования относится к периоду дошкольного возраста. Именно в этот период предоставляется уникальная возможность ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в ДОО, максимально способствующие их социализации и развитию, а также организованная система поддержки их семей.

Нетрудно заметить, что система дошкольного образования реформируется в Москве и Московской области. Создаются вариативные формы дошкольного образования (службы ранней помощи, лекотеки), расширяются возможности выбора для семей, в которых растут дети с особыми образовательными потребностями. Расширяется сеть инклюзивных дошкольных образовательных организаций. Намечаются тенденции к развитию инклюзии в регионах. Москва в данном случае выступает как создатель научно-практической базы, так как обладает для этого всеми необходимыми ресурсами: большим количеством высших учебных заведений, образовательными организациями, которые могут быть использованы в качестве экспериментальных площадок, источниками финансирования и пр. Это может стать новым путем решения проблем и обретения конституционного права на достойную жизнь и свободное развитие человека, как указано в ст.7 Конституции РФ.

При инклюзивном подходе выигрывают все дети, так как он предполагает как индивидуальный, так и дифференцированный метод в организации и реализации образовательного процесса. При этом процессе реализуется ряд социальных и педагогических факторов:

– взаимная адаптация детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников;

– использование реального примера для детей с ОВЗ — того, к чему они могут стремиться;

– участие сверстников в совместном взаимодействии в процессе образования и досуга;

– формирование толерантного отношения у нормально развивающихся сверстников.

В инклюзивной ДОО предлагаются образовательные услуги по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому в группах кратковременного пребывания (ГКП), центрах игровой поддержки ребенка (ЦИПР) и отдельных кружках, а также в индивидуальном порядке. Образовательные услуги реализуются путем специально организованной воспитательно-образовательной деятельности, психологической помощи воспитанникам и их семьям.

В ДОО комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников (п. 1.12 СанПиН 2.4.1.3049–13).

Введение инклюзивной практики в условиях дошкольного образования детей возможно при соблюдении ряда условий: создание вариативной программы инклюзивного образования, подготовка кадров к осуществлению реализации программы инклюзивного образования; создание специальных условий в образовательной организации, в том числе и создание предметно-развивающей среды для реализации программы инклюзивного образования.

Образовательная программа инклюзивного образования — внутренний программный документ, регламентирующий деятельность специалистов в направлении инклюзивного образования в ДОО.

Основные задачи Программы:

– сформировать нормативную правовую, образовательную и методическую базы инклюзивного образования;

– создавать условия развития толерантного отношения к лицам с ОВЗ в сознании подрастающего поколения;

– создавать единую образовательную среду для детей, в том числе для детей с ОВЗ;

– разрабатывать индивидуальные образовательные направления для детей с ОВЗ на основе углубленной педагогической и психологической диагностики;

– организовывать системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации различных специалистов для овладения специальными знаниями и педагогическими технологиями, обеспечивающими возможность обучения детей с ОВЗ.

Немаловажным фактором успешности реализации программы инклюзивного образования выступает создание специальных условий в ДОО с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для правильного построения специальной среды следует учитывать, что нахождение в ДОО любого воспитанника должно быть максимально удобным с точки зрения его физических возможностей и максимально обеспечивать чувство психологического комфорта в условиях данной организации.

Само понятие специальных условий можно разложить на следующие компоненты:

– организационное обеспечение создания специальных условий в ДОО;

– материально-техническое обеспечение;

– организационно-педагогические условия;

– программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;

– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации;

– кадровое обеспечение.

Для формирования педагогической компетентности педагогов в инклюзивной практике дошкольного образования необходима комплексная подготовка кадров в этом направлении.

Профессиональное развитие педагогических работников осуществляется с помощью курсов повышения квалификации, которые предполагают дополнительные профессиональные образовательные программы в области коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже чем каждые три года в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

Конечно, курсы повышения квалификации в направлении коррекционной педагогики и инклюзивного образования очень актуальны и педагогов следует направлять на обучение, но и внутри ДОО можно проводить методическую работу по повышению педагогической компетенции специалистов к осуществлению реализации программы инклюзивного образования. Семинар-практикум, объединяющий в себе ряд интерактивных занятий для педагогов и специалистов образовательной организации, может выполнить эту задачу. Данная форма профессионального образования и самообразования позволяет повысить эффективность педагогического взаимодействия между участниками инклюзивного процесса.

Необходима систематическая просветительская работа с родителями. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело развития стало общим для семьи и детского сада, надо обучать не только детей, но и родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и вместе искать пути и способы их решения.

Формы сотрудничества с семьей можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые и наглядно-информационные.

Информационно-аналитические формы предполагают проведение анкетирования, социологических опросов.

Познавательные подразумевают организацию лекций, родительских клубов, собраний.

Досуговые предполагают проведение совместных досугов, праздников, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Наглядно-информационные предполагают проведение дней открытых дверей, организацию родительских уголков, творческих выставок, копилок добрых дел, размещение информации на сайте ДОО.

Родители — союзники в воспитании детей, а специалистам надо помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь своего ребенка к лучшему.

Литература:

  1. Андреева А., Тахаува А. К проблеме инклюзивного воспитания и обучения в детском саду// Дошкольное воспитание. 2012. № 6.
  2. Потапова О. Е. Инклюзивные практики в детском саду: Метод.рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 128 с. (Управление детским садом). (8)
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивного образования, программы инклюзивного образования, реализации программы инклюзивного, дошкольного образования, уровень инклюзивного образования, специальных условий, направлении инклюзивного образования, толерантного отношения, базы инклюзивного образования, программа инклюзивного образования, развития толерантного отношения, особыми образовательными потребностями, нормально развивающихся сверстников, вариативной программы инклюзивного, осуществлению реализации программы, создание специальных условий, дошкольного образования детей, проблеме инклюзивного воспитания, участниками инклюзивного процесса, инклюзивной ДОО.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle