Библиографическое описание:

Тихоненкова И. С. Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 235-238.



К современному этапу развития теории и практики специальной педагогики, общей и специальной психологии относится углубление изучения различных особенностей психического развития детей, что имеет важное научно — практическое значение. В последнее время продолжает уделяться внимание проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей с задержкой психического развития.

Актуальность выбранной темы исследования определяется ее значимостью для адаптации и социализации детей с ОВЗ. Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема изучения эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ продолжает оставаться актуальной.

Целью нашего исследования по данной тематике стало изучение своеобразия эмоций детей с ОВЗ, а также разработка путей коррекционной работы по развитию их эмоциональной сферы.

Объект исследования — эмоциональная сфера детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Предметом данного исследования является изучение путей развития эмоциональной сферы у детей с ОВЗ.

Научной гипотезой данного исследования послужило предположение о том, что при проведении специально организованной коррекционной работы по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ в развитии их эмоциональной сферы произойдут положительные изменения.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. В ходе экспериментального исследования выявить особенности эмоций младших школьников с ОВЗ.
  3. Провести коррекционную работу по развитию детей с ОВЗ.
  4. Провести анализ полученных результатов исследования.

Теоретический анализ литературных источников показал, что проблема изучения и развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ продолжает оставаться актуальной.

Практическая часть исследования включала констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интернат № 73 для детей с ОВЗ. Эксперимент проводился с 2 группами детей 10–11 лет: ЭГ и КГ. В каждую группу входило по 10 человек.

Констатирующее исследование проводилось с каждым ребенком в индивидуальной форме. Использовались следующие диагностические задания:

Диагностическое задание № 1: тест тревожности (Р. Темпел, М. Дорки, В. Амен).

Диагностическое задание № 2: методика «Закончи историю».

Диагностическое задание № 3: методика «Сюжетные картинки».

Диагностическое задание № 4: Тест агрессивности (Л. Г. Почебут).

Диагностическое задание № 1: тест тревожности (Р. Темпел, М. Дорки, В. Амен). Сравнение результатов ЭГ и КГ.

В ходе экспериментального исследования особенностей развития эмоций были получены следующие результаты:

 при количественном анализе результатов теста тревожности детей из экспериментальной группы (ЭГ) было выявлено, что у 60 % учащихся индекс тревожности (ИТ) более 50 %, что означает высокий уровень тревожности. 20 % детей показали средний уровень тревожности, что составляет 25–30 % ИТ и 20 % учащихся показали низкий уровень тревожности 15–20 % ИТ.

 при количественном анализе результатов теста тревожности детей контрольной группы (КГ) было выявлено, что у 70 % учащихся ИТ равен 50 % и более, что означает высокий уровень тревожности. 20 % детей обладают средним уровнем тревожности и у 10 % детей был выявлен низкий уровень тревожности.

 При анализе методики «Закончи историю»детей из ЭГ 6 из 10 детей получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития нормы. Остальные двое детей получили по 1 баллу, два ребенка получили 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития.

 При анализе методики «Закончи историю» детей из КГ 8 из 10 детей получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития. Остальные двое детей получили по 1 и 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития.

 Результаты ЭГ при анализе методики «Сюжетные картинки» 5 детей получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 5 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации, изображенные на картинках, но по их рассуждениям и описанию тех или иных картинок дети правильно делали выбор.

 При анализе результатов методики «Сюжетные картинки» КГ 4 детей получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 6 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации изображенные на картинках, но по их рассуждениям и описании тех или иных картинок дети правильно делали выбор.

Результаты выполнения детьми ЭГ теста агрессивности

Таблица 1

Аня

Дима

Арина

Максим

Андрей

Рита

Дима

Таня

Данила

Саша

ВА

3

1

6

1

1

3

1

2

1

3

ФА

2

4

2

0

2

2

0

3

0

3

ПА

3

5

2

2

1

6

1

4

2

2

ЭА

3

3

3

1

2

1

1

3

3

1

СА

4

7

6

2

4

6

1

5

5

5

Сумма баллов

15

20

16

6

10

18

4

17

11

14

Суммируя данные по ЭГ, можно сказать, что дети обдают высоким и среднем уровнем адаптивности, низким и средним уровнем агрессивности. Результаты выполнения детьми КГ теста агрессивности.

Таблица 2

Саша

Леша

Настя

Антон

Володя

Люда

Паша

Женя

Ваня

Миша

ВА

3

6

2

3

1

1

1

2

1

3

ФА

2

2

0

2

0

2

1

3

4

3

ПА

6

2

2

2

2

1

1

4

4

5

ЭА

1

3

4

3

1

2

1

3

3

3

СА

5

6

6

3

2

4

1

5

7

4

Сумма баллов

17

16

14

12

5

10

5

17

19

18

Анализ полученных баллов по всем шкалам, показал, что у учащихся КГ средняя и низкая степень агрессивности, средняя и высокая степень адаптированности.

В результате проведения констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эмоциональной сферы детей ЭГ и КГ: снижение эмоционального фона настроения, недифференциированность и неточность, их неадекватность и некоторые другие. Исследование выявило неустойчивость настроения и повышенную тревожность у детей в обеих группах. [6]

Не следующем этапе экспериментального исследования нами был проведен обучающий эксперимент с детьми ЭГ на базе школы города Москвы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы — интернат № 73. Занятия проводились в течение 6 месяцев 2 раза в неделю только с детьми ЭГ.

Эксперимент проводился с учениками ЭГ в форме фронтальных занятий 6 месяцев, 2 раза в неделю. Коррекционная работа проводилась в виде игровых занятий в одно и то же время в помещении игровой комнаты. Все занятия были спланированы и продуманы.

На занятиях детям предлагались упражнения для распознавания и уточнения разных эмоциональных состояний, разыгрывались этюды на выражение разнообразных эмоций, использовались так же игры — драматизации.

Так, например, в 3 раздел занятий, направленном на закрепление полученных знаний об эмоциях, было проведено такое занятие игра — драматизация «Опять двойка».

Перед группой детей лежала репродукция картины Решетникова «Опять двойка».

Занятие проводилось по плану:

– обсуждение картины, ее названия;

– выделение главного героя;

– определение настроения каждого из героев;

– распределение ролей;

– проигрывание ситуации;

– «Что надо сделать, чтобы герои были довольные и радостные?»;

– проигрывание ситуации;

– в обсуждение входит рассказ каждого ребенка о его эмоциях при первой постановке и при второй. Улучшилось ли у него настроение после проигрывания второй сценки; что вызывает у нас радость, а что грусть.

Для получения сведений о результатах проведения обучающего эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент с двумя группами детей: ЭГ и КГ.

 при количественном анализе результатов теста тревожности детей ЭГ было выявлено, что у 70 % учащихся ИТ 15 %, что означает низкий ИТ и только 30 % детей выполнили методике на 20–30 %, что означает средний ИТ.

Качественный анализ данных показал, что после проведенной коррекционно — педагогической работы у детей повысилась способность к адекватному восприятию ситуаций.

 при количественном анализе результатов детей КГ теста тревожности было выявлено, что у 60 % учащихся ИТ более 50 %, что означает высокий уровень тревожности, 30 % детей показали средний уровень тревожности и 10 % учащихся показали низкий ИТ.

Качественный анализ данных не показал положительных сдвигов в эмоциональном развитии детей КГ.

 При анализе методики «Закончи историю» 6 из 10 детей ЭГ получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития нормы. Остальные четверо детей получили по 2 балла, дети правильно оценивали представленную ситуацию, называли нравственную норму, но не мотивировали свою оценку.

 При анализе результатов, полученных после проведения методики «Закончи историю» 7 из 10 детей КГ получили 3 балла, что может свидетельствовать о высоком уровне нравственного развития нормы. Остальные двое детей получили по 1 и 0 баллов, что свидетельствует о низком уровне нравственного развития. Один ребенок получил 2 балла: правильно называл нравственную норму, но не мотивировал свою оценку.

 При анализе результатов методики «Сюжетные картинки» 6 детей ЭГ получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой моральной норме, дети обосновывали свой выбор, эмоциональные реакции были ярко выражены. 4 ребенка получили по 2 балла: дети правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была не ярко выражена, дети обосновывали свои действия.

 При анализе результатов методики «Сюжетные картинки» 5 детей КГ получили по 3 балла, что свидетельствует о высокой нравственной норме. 3 детей получили по 0 баллов: дети не правильно раскладывали картинки, эмоциональная реакция была либо ярко выражена, но не адекватна, либо не правильно интерпретировались ситуации изображенные на картинках. 2 балла получили двое детей: эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо, дети правильно раскладывали картинки, обосновывали свой выбор.

Результаты выполнения детьми ЭГ теста агрессивности

Таблица 3

Аня

Дима

Арина

Максим

Андрей

Рита

Дима

Таня

Данила

Саша

ВА

1

1

6

0

1

2

0

2

1

2

ФА

2

4

2

0

0

2

1

3

0

1

ПА

2

2

2

2

1

5

0

2

2

0

ЭА

1

3

3

1

2

1

1

3

3

2

СА

2

5

6

2

2

5

1

4

1

4

Сумма баллов

8

15

16

5

6

15

3

14

7

9

По полученным результатам можно сделать вывод, что дети ЭГ группы, после проведения обучающего эксперимента понизили показатели агрессивности и повысили показатели по степени адаптированности.

Результаты выполнения детьми КГ теста агрессивности

Таблица 4

Саша

Леша

Настя

Антон

Володя

Люда

Паша

Женя

Ваня

Миша

ВА

2

6

2

3

1

1

1

2

2

4

ФА

2

2

0

2

3

2

1

3

4

2

ПА

5

3

2

2

2

1

1

4

4

4

ЭА

2

3

4

3

3

2

1

3

4

3

СА

6

6

6

3

2

4

1

4

7

5

Сумма баллов

17

20

14

12

11

10

5

16

21

18

При анализе результатов выполнения этого задания у детей КГ положительной тенденции выявлено не было.

Таким образом, по итогам выполнения учащимися экспериментальных заданий можно сделать вывод о том, что у учащихся ЭГ наметилась тенденция к положительным сдвигам в процессах опознания, осознания и воспроизведения различных эмоциональных состояний. Улучшилось понимание детьми эмоций, они правильнее стали определять причины эмоциональных состояний, расширился диапазон определяемых эмоций по конкретной ситуации. Повысилась адекватность восприятия эмоций других людей.

Положительной тенденции в развитии эмоциональной сферы детей КГ выявлено не было.

Задания и упражнения, использованные в обучающем эксперименте, могут применяться педагогами и практическими работниками образовательных организаций для детей с ОВЗ при коррекции недостатков эмоционального развития детей. [5]

Таким образом, цель, поставленная в исследовании была достигнута, задачи исследования решены, а предполагаемая гипотеза подтвердилась.

Проведение коррекционно-педагогической работы положительно сказывается на эмоциональном фоне младшего школьника с ОВЗ.

При проведении коррекционно-педагогической работы, при подборе занятий, следует учитывать особенности развития таких детей. Материал должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников с таким развитием, требуется использование наглядности. В занятиях должна наблюдаться связь с жизнью ребенка, а также обязательное закрепление полученных знаний должно входить в структуру занятий. [3]

Литература:

  1. Веретенникова Л. К. Развитие творческого потенциала младших школьников// Учебн.пособие. в 2 ч. — Москва, изд. Альфа,2008.
  2. Веретенникова Л. К. Формирование образовательных стратегий студентов университетов// Преподаватель 21 век. 2014.№ 3.
  3. Выготский Л. С. Проблема эмоций [Текст]: Вопросы психологии. — 1958. — № 3. -С. 125–134.
  4. Забродин Ю. М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции [Текст]: Психологический журнал. -1989. — № 5. — С. 87–94.
  5. Ланге Н. Н. Избранные психологические труды. — М; Воронеж, 1996.
  6. Макаренко Ю. А. Пути изучения эмоций у детей. 1976 [Текст]: — М.: Ин-т педиатрии АМН СССР, 1976.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle