Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)

Дата публикации: 01.07.2014

Статья просмотрена: 1000 раз

Библиографическое описание:

Каминская, М. Ю. Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольника 5–7 лет / М. Ю. Каминская. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5936/ (дата обращения: 20.04.2024).

Дошкольное детство — время закладывания основ личности: время интенсивного развития познавательных способностей и эмоциональной сферы, формирования моральных и нравственных представлений и норм.

«Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.».

(А. Н. Леонтьев). Процессы развития эмоционального контроля, перехода от внешней к внутренней регуляции поведения и установления соподчинения мотивов поведения протекают под воздействием эмоциональной регуляции, поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка мы считаем важнейшей задачей педагога — психолога.

В последнее время отмечается устойчивая тенденция к росту количества детей с высоким уровнем тревожности, что становится актуальной проблемой для работников общеобразовательных учреждений.

По мнению Немова Р. С. тревожность — это «отрицательное эмоциональное состояние, выступающее в качестве неадекватного обстановке стойкого ощущения страха, ожидание неблагополучия со стороны окружающих в ситуациях, связанных с измененным или новым содержанием, а также в ситуациях нейтрального характера». Значимость исследований проблемы тревожности определяется связью между данным отрицательным эмоциональным состоянием и психосоматическим здоровьем.

Тревожность как свойство личности является предпосылкой дезадаптации человека.

Во всех случаях проявления тревожности будут иметь специфический характер. Тревожность, как устойчивое состояние личности, подобно дезадаптации приводит к соответствующим нарушениям:

-        психосоматическим отклонениям в здоровье человека (неврозы и т. д.);

-        активно-защитным способам поведения (агрессивно-протестная форма дезадаптации);

-        пассивно-защитным способам поведения (капитулятивно-депрессивная форма дезадаптации).

В целом, тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности, которое наблюдается в конфликте между самооценкой и уровнем притязаний и свидетельствует о нарушенном равновесии внутреннего мира человека. Эмоциональное состояние тревоги свойственно всем людям и играет «охранительную» функцию в поведении, особенность лишь в выраженности ее черт.

С целью предупреждения неблагоприятных путей развития и коррекции имеющихся проблем в развитии эмоционально-волевой сферы (высокий уровень тревожности, нестабильная самооценка, страхи) мы проводим курс развивающих занятий. В основе программы курса — методика М. И. Чистяковой по психогимнастике. В работе мы делаем акцент на обучении детей выразительным движениям (пантомимика), формировании эмоциональной грамотности (тренировку узнавания эмоций по внешним сигналам), снижении эмоционального напряжения с помощью обучения приемам саморасслабления и тренировки психомоторных функций. Важной частью работы является оптимизация межличностных отношений, в рамках которой проводится коррекция поведения с помощью ролевых игр, формирование у детей морально-этических представлений.

Эффективность работы по данному направлению возможна при организации и высокой заинтересованности всех субъектов образовательного процесса: и педагогов, и родителей, и детей.

Работа по направлениям осуществляется в следующих формах:

1.   Психогимнастика в группе;

2.   Лекции;

3.   Индивидуальное консультирование.

Психогимнастика с детьми проводится 1 раз в неделю.

Для занятий формируются группы: из 5 детей 5 лет и из 5 детей 6 лет с повышенной тревожностью. При определении состава участников соблюдаются принципы композиции коррекционных групп. С одной стороны, в одну группу объединяются дети с тождественными трудностями в развитии — повышенной тревожностью, страхами, что позволяет осуществить прицельную коррекцию с помощью специально отобранных узконаправленных игр, игровых упражнений, других методов (арт-терапия). С другой стороны, принцип дополнения сохраняет свою силу в отношении более частных проявлений синдрома. Например, в одну группу объединяются дети с различной степенью выраженности тревоги, типами тревожности (избирательный — комбинированный — недостаточный — оптимальный), а также отличающиеся по объекту страха: страх темноты, одиночества, незнакомых людей. Кроме этого, принцип дополнения выражается в различии личностных черт, темпераментов детей.

Дополнительно соблюдается одновозрастной принцип при организации коррекционных групп.

Дети с оптимальной тревожностью участвуют в группе психогимнастики в качестве «фоновых», придавая работе более конструктивный характер. Их реакции и поведение служат своеобразным примером для других детей.

Кроме игровых приемов на занятиях применяются методы беседы, творческого сочинения, продуктивные виды деятельности с целью сплочения группы и развития социальной компетенции детей.

Курс занятий проводится согласно этапам развития групповой работы с учетом специфики задач, тактики поведения психолога, средств и методов работы. В основе занятий лежит четырехфазная структура, предложенная М. И. Чистяковой. Для каждой из фаз занятия характерны собственные задачи: будь то знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой или выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, или тренинг моделированных стандартных ситуаций, или снятие психоэмоционального напряжения.

Работа с педагогами и родителями проводится в форме индивидуальных консультаций, в процессе которых решаются вопросы взаимодействия с проблемным ребенком на занятиях, в быту; вопросы по разрешению назревших конфликтов. В ходе этой работы помогает тестирование, направленное на выявление эмоционального состояния родителей и на определение причин конфликтности между родителями и детьми.

Причины заострения тревожных состояний у детей затрагиваются в курсе лекций для родителей.

Качественные изменения в поведении детей и количественные — в подгруппах тревожности — постепенно происходят в ходе коррекционной работы. Задачи курса по преодолению барьеров в общении, по развитию лучшего понимания себя и других, по снятию психического напряжения решаются в процессе работы. У детей, участвующих в занятиях снижается напряженность, беспокойство в движениях. Речевые высказывания постепенно приобретают большую интенсивность, речь становится выразительной. Дети начинают проявлять инициативу в ответах, в выборе роли.

Таким образом, правильно подготовленная и организованная программа по коррекции способствует профилактике и коррекции неблагоприятных вариантов развития эмоциональной сферы ребенка.

Литература:

  1. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. — М.: 1995
  2. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] — 3-е изд., испр. СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
  3. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. [Текст] / учеб. пособие. Российское педагогическое агентство, 1997. — 192 с.
  4. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1 [Текст] — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 304 с.
  5. Чистякова, М. И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М. И. Буянова. — 2 –е изд. — М.: Просвещение, 1995. — 104 с.
  6. Ермолаева, М. В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста [Текст] / М. В. Ермолаева, Л. Г. Миланович — М.: Институт практической психологии, 1996. — 104 с.
  7. Левис, Ш. Ребенок и стресс [Текст] / Ш. Левис, Ш. К. Левис. — СПб.: Питер Пресс, 1996. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, высокий уровень тревожности, группа, занятие, отрицательное эмоциональное состояние, повышенная тревожность, принцип дополнения, работа, развитие, эмоциональная сфера ребенка.

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

ребенок, работа, занятие, группа, повышенная тревожность, принцип дополнения, эмоциональная сфера ребенка, высокий уровень тревожности, отрицательное эмоциональное состояние, развитие.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника

ребенок, работа, занятие, группа, повышенная тревожность...

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой... ребенок, работа, занятие, группа, повышенная тревожность, принцип дополнения, эмоциональная сфера ребенка, высокий уровень тревожности, отрицательное эмоциональное состояние, развитие.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

эмоциональная сфера, ребенок, психическое развитие, уровень развития, эмоциональное развитие, наличие тревожности, цвет, животное, нормальное умственное развитие, характер линий. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень

Все это сказывается на эмоциональном фоне учащихся. Испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляют...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

эмоциональный отклик, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, уровень, девочка, мальчик, парциальный эмоциональный интеллект, высокий уровень, эмоция, Распределение подростков. Особенности уровня тревожности и стиля...

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. ребенок, игра, эмоциональное состояние

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение...

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики...

ребенок, работа, занятие, группа, повышенная тревожность, принцип дополнения, эмоциональная сфера ребенка, высокий уровень тревожности, отрицательное эмоциональное состояние, развитие.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника

ребенок, работа, занятие, группа, повышенная тревожность...

Роль педагога-психолога в развитии эмоционально-волевой... ребенок, работа, занятие, группа, повышенная тревожность, принцип дополнения, эмоциональная сфера ребенка, высокий уровень тревожности, отрицательное эмоциональное состояние, развитие.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную...

эмоциональная сфера, ребенок, психическое развитие, уровень развития, эмоциональное развитие, наличие тревожности, цвет, животное, нормальное умственное развитие, характер линий. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень

Все это сказывается на эмоциональном фоне учащихся. Испытуемые с высоким уровнем тревожности проявляют...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

эмоциональный отклик, эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, уровень, девочка, мальчик, парциальный эмоциональный интеллект, высокий уровень, эмоция, Распределение подростков. Особенности уровня тревожности и стиля...

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы...

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. ребенок, игра, эмоциональное состояние

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение...