Виды информационных сетей и построение их на базе АРМов АТП | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 16.03.2016

Статья просмотрена: 1116 раз

Библиографическое описание:

Федорченко, Н. А. Виды информационных сетей и построение их на базе АРМов АТП / Н. А. Федорченко, А. Р. Федорин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.3 (110.3). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27240/ (дата обращения: 27.04.2024).



Виды информационных сетей и построение их на базе АРМов АТП

Федорченко Никита Александрович, студент; Федорин А. Р.

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Польшакова Наталья Викторовна

Орловский государственный аграрный университет

Анализ опыта реализации информационных систем. Анализ развития современной вычислительной техники, программного обеспечения, методов инженерии знаний и искусственного интеллекта. Отмечаются основные элементы в современных информационных системах.

Ключевые слова: автоматизированное рабочее место (АРМ), информационная сеть, предприятие, автотранспортное предприятие (АТП)

Анализ опыта реализации информационных систем показывает, что, чуть ли не каждое автотранспортное предприятие идет своим путем, однако совершает при этом одинаковые ошибки. В частности:

— практически во всех АРМах персоналу предприятий выдаются только выходные формы, анализ которых и лежит в основе принятия управленческих решений, при этом не используются такие мощные средства как экспертные системы, позволяющие автоматизировать процессы принятия решений, накапливать знания об управляемой системе;

— программные средства заказываются у разных разработчиков, которые зачастую используют несовместимые системы программирования (dBASE, FoxBASE, Clipper, Clarion, Paradox, Paskal и пр.), в результате чего не удается реализовать обмен данными между готовыми АРМами, что снижает эффективность работы всей системы, а следовательно и отдачу от вложенных средств;

— узким местом продолжает оставаться ручной ввод информации в компьютер, эта процедура утомительна для персонала и высока вероятность ввода ошибочных данных или сознательного искажения информации.

— при создании АРМов осуществляется механический перенос существующих информационно-технологических процессов в прикладные программы, а ведь не секрет, что сложившийся документооборот далек от совершенства;

— в основном реализуются учетно-статистические задачи (учет работы на линии, складской учет, бухгалтерский учет и пр.), при этом мало внимания уделяется задачам управления затратами (на топливо, шины, запчасти и пр.);

— как правило, отсутствует комплексный подход к решению задач АТП на единой программно-технической базе. В целях экономии средств поэтапно автоматизируют отдельные виды работ (складской учет, бухгалтерский учет, учет ТО и ремонтов, учет работы водителей и пр.) без проработки всей схемы информационной системы [1,2].

Анализ развития современной вычислительной техники, программного обеспечения, методов инженерии знаний и искусственного интеллекта показывает, что на современном этапе необходимо ориентироваться на использование ЭВМ инженерно-техническими работниками предприятия, на встраивание информационных систем в реальные технологические процессы функционирования предприятия. Это позволит ликвидировать (или, в крайнем случае, резко ослабить) влияние недостатков централизованной и двухуровневой систем обработки данных, одновременно обеспечивая переход на безбумажную технологию, что при наличии технических и программных средств, локальных вычислительных сетей существенно повысит быстродействие и качество коммутационных процессов управления. Только применение АРМов на базе ПЭВМ может автоматизировать ту рутинную часть работы специалистов, которая отнимает у них до 75 % рабочего времени. Экономический эффект этого процесса очевиден, но требуется серьезная подготовка инфраструктуры предприятия (техническое и программное обеспечение), серьезная работа по подготовке и переподготовке кадров [3,2].

При информатизации производственных процессов руководители предприятий не должны повторять общих ошибок своих коллег, необходимо руководствоваться общими принципами, лежащими в основе построения современных информационных систем.

Прежде всего, есть 3 пути, по которым информация может попасть в базу данных компьютера:

— через средства автоматической идентификации объектов (магнитной, штриховой, радиочастотной и пр.).

— от персонала АТП (заявка на ремонт, требование на получение запчасти и т. п.);

— из первичной документации (техпаспорт, путевой лист и т. п.);

Если первичный документ появляется от сторонней организации (например, технический паспорт на автомобиль), то естественно данные в компьютер вносятся с уже готового документа. Если документ является внутренним (например, ремонтный лист), то нет необходимости его ручного формирования. Данные о характере неисправности могут быть внесены в компьютер со слов персонала (в данном случае – водителя), а документ (в случае необходимости) будет сформирован системой автоматически. Если требуется абсолютная достоверность информации и существует соответствующая технологическая возможность, то данные могут попадать в компьютер, минуя персонал — через средства автоматической идентификации объектов. В этом случае вообще отпадает необходимость в формировании первичных документов, система может сразу выдать соответствующую сводку (например, сведения о работе водителей на линии без путевых листов). Естественно при реализации информационных систем необходимо стараться придерживаться второго или третьего пути.

Есть два пути, по которым можно получить вторичный документ.

Первый — сформировать отчетные сведения о деятельности подразделений предприятия, которые могут быть выданы на экран монитора или на бумажные носители в виде выходных форм.

Второй — получить управленческое решение с помощью экспертной системы. Формирование выходных форм это наиболее легко реализуемый, традиционный путь, однако персонал должен обладать достаточным опытом и знаниями, что бы принять правильное решение на основе анализа данных вторичных документов. Использование экспертных систем достаточно новое направление для нашей страны. Этот путь более сложный с точки зрения реализации, однако, гораздо эффективней с точки зрения обоснованности и оптимальности принятых решений. Этот путь особенно целесообразен, если требуется анализировать большое количество информации, а цена ошибки достаточно велика.

Основным элементом в современных информационных системах является автоматизированное рабочее место (АРМ) — проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, вынесенный на рабочее место и автоматизирующий в режиме диалога некоторый набор управленческих процедур конечного пользователя при его непосредственном участии. Первичная информация должна вводится в ЭВМ один раз через АРМ того подразделения, где она возникает (зарождается), а затем может быть использована любым подразделением АТП. Поиск, обмен, обработка и анализ информации должен выполняться автоматически посредством прикладных программных средств.

Кроме того, при реализации информационных систем необходимо придерживаться следующих принципов:

—использование единой нормативно-справочной информации всеми подразделениями предприятия;

— работа всех информационных подсистем в режиме реального времени;

— пересмотр всей структуры и схемы документооборота предприятия, т. е. сокращение до минимума первичной документации и (по возможности) формирование их на ЭВМ, исключение из оборота всех вторичных и промежуточных носителей информации;

— однократный ввод первичной информации в ЭВМ с использованием всех возможностей СУБД контроля ошибок ввода;

— отделение нормативно-справочной информации от текущей (постоянно изменяющейся) и ее хранение на магнитных носителях;

— реализация обмена информацией между подразделениями АТП через локальную компьютерную сеть;

— перераспределение задач между подразделениями АТП с целью сокращения обменных информационных потоков.

Структура информационной системы автотранспортного предприятия включает комплекс взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов):

Сразу следует оговориться, что структура информационной и функции отдельных АРМов будут разными для различных типов АТП (пассажирские, грузовые, таксомоторные и пр). Однако, вне зависимости от этого все рабочие места должны работать в рамках единой (локальной) сети, с использованием единой базы данных.

АРМ отдела кадров предназначен для ввода и корректировки информации о персонале предприятия. Здесь заполняются необходимые справочники (штатное расписание, категории работников, виды образования, структура подразделений предприятия и пр.). Персонал отдела кадров отслеживает все перемещения работников (прием, увольнение, переход в другое подразделение), а также изменения по конкретным работникам (смена места жительства, изменение классности, рождение детей и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа кадрового состава позволит получить оперативные данные о текучести, потребности, вакансиях, списочный состав подразделений и пр. Все данные об изменениях кадрового состава мгновенно отражаются в базе данных и становятся доступными на чтение с других рабочих мест.

АРМ технического отдела предназначен для ввода и корректировки информации о подвижном составе предприятия. Здесь заполняются необходимые справочники (марки автомобилей, нормативы технического обслуживания и пр.). Персонал технического отдела отслеживает все перемещения автомобилей (получение, списание, перевод в другое подразделение), а также изменения по конкретным автомобилям (смена двигателя, закрепление за водителем и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа состояния подвижного состава позволит получить оперативные данные о пробегах, возрастной структуре парка, закрепления за водителями и пр. Все данные об изменениях подвижного состава мгновенно отражаются в базе данных и становятся доступными на чтение с других рабочих мест.

АРМ техника по учету топлива предназначен для ввода и корректировки топливных нормативов, получения выходных форм анализа расхода топлива, ежедневного контроля правильности ввода топлива, полученного водителями, получение оперативных сведений о пережоге. Данные о пробегах и расходе топлива формируются автоматически в ходе работы АРМа таксировщика.

АРМ диспетчера предназначен для оперативного планирования работы водителей и кондукторов. Здесь заполняются необходимые справочники (маршруты, режимная таблица, расписания и пр.). Диспетчер составляет месячный график работы линейного персонала, вносит в данный график оперативные корректировки (невыход по болезни), анализирует табеля фактической работы линейного персонала, составляет суточные наряды выходов на работу. Делает оперативную корректировку нарядов, обеспечивает их печать и передачу в автоколонны. Наличие данного АРМа резко сокращает трудозатраты на обработку путевых листов, поскольку после формирования наряда плановая отработка автоматически заносится в базу данных [5,7].

АРМ таксировщика предназначен для ввода и обработки путевых листов. На данном АРМе должны обрабатываться путевки по всем видам работ (маршрутные, заказные, хозяйственные, коммерческие и пр.). Здесь же вводится информация о полученном водителем топливе (с ведомости топливо раздачи или с путевых листов), выручка кондукторов (с билетно-учетных или путевых листов). Кроме того, здесь же оформляются сходы подвижного состава с линии, перебросы на другие маршруты, сменяемость кондукторов и пр. В фоновом режиме происходит расчет отработанных часов, корректировка плановой выручки (в случае схода с линии), расчет пробегов и нормативного расхода топлива. Результаты обработки путевых листов сразу попадают в базу данных и становятся доступными на чтение с других рабочих мест.

АРМ обработки СКАД отметок предназначен для ввода листов регулярности. Его наличие необходимо только на тех ПАТТ, где работает СКАД система. На данном АРМе обрабатываться работа только маршрутных автобусов. Он должен работать в 2-х режимах: расчет выполненных рейсов и регулярности только на основе СКАД отметок, ручной ввод выполненных рейсов с расчетом регулярности по СКАД отметкам (в случае не стабильной работы табло). Данный АРМ должен иметь полную стыковку с АРМом таксировщика, а вернее выполнен в 2-х вариантах — как самостоятельное рабочее место (только обработка листов регулярности), как элемент АРМа таксировщика [4,7].

АРМ бухгалтерии. Это наиболее сложная служба (с точки зрения реализации и сопровождения) и должна состоять из комплекса самостоятельных АРМов, функционально связанных как между собой, так и с другими рабочими местами предприятия. Все бухгалтерские проводки должны фиксироваться в главной книге, исходя из этого, в бухгалтерии должны функционировать следующие подсистемы:

— расчета заработной платы (все категории работников)

— подсистема работы с банком (выписка платежных поручений)

— подсистема учета основных средств

— подсистема работы с внешними организациями (поставщики запчастей, договорные работы и пр.)

— подсистема учета материальных ценностей (малоценка)

Подсистема расчета зарплаты должна рассчитывать начисления:

— премии (готовится плановым отделом);

— основную заработную плату (показатели, оговоренные коллективным договором);

— дополнительные выплаты и пр.

— доплаты (ночные, праздничные, за работу в выходной день, за классность, за разрывной график работы, за сверхурочные и пр.);

Удержания: пенсионный фонд; алименты; подоходный налог; профсоюзные взносы и пр.

В качестве справочной информации бухгалтера заносят в базу данных: праздничные и рабочие дни, начисления и удержания, таблицу настройки по справочнику начислений, справочник минимальных зарплат по месяцам, тарифов и пр. В течение месяца бухгалтера обрабатывают только больничные листы, отпуска и начисляют зарплату уволенным работникам, корректируют табеля выходов для служащих. Расчет зарплаты выполняется раз в месяц (эта процедура занимает несколько минут), после чего делается распечатка нужных выходных документов (кассовые ведомости, расчетные листки и пр.).

Учет основных средств сводится к формированию необходимых справочников (виды, подвиды средств, норы амортизации и пр.). Сведения о новых основных средствах вводятся в базу данных с накладных. При необходимости в автоматическом режиме делается расчет их износа (остаточной стоимости), а также переоценка стоимости (в случае инфляции, морального износа и пр.). При списании средств в автоматическом режиме составляются соответствующие акты. В системе присутствует модуль анализа состояния основных средств, с помощью которого можно получить любые интересующие сводки (прибытие, убытие, наличие, стоимости и пр.) [10].

Учет малоценных материалов сводится к формированию необходимых справочников (виды, подвиды материалов, материально ответственные лица и пр.). Сведения о малоценных материалах средствах вводятся в базу данных с накладных (оформляется поступление на склад). При необходимости малоценные материалы передаются в эксплуатацию с указанием конкретного подразделения или лица, при этом делается расчет их износа. При списании малоценных материалов в автоматическом режиме составляются соответствующие акты. В системе присутствует модуль анализа состояния малоценных материалов, с помощью которого можно получить любые интересующие сводки (прибытие, убытие, наличие на складе и в эксплуатации, стоимости) [10].

В системе присутствует модуль ведения основных справочников (склады, клиенты, поставщики, виды договоров и пр.). Все новые договора вводятся в систему через соответствующий модуль, денежные проводки выполняются либо в данном АРМе, либо в АРМе работы с банком. Имеется модуль анализа состояния поставок и движения денежных средств с выдачей соответствующих выходных форм [4,7].

АРМ техника учета ходимости шин предназначен для определения пробегов по каждой шине, установленной на автомобили, составления заявок на отправку шин в наварку, для анализа ходимости шин (в разрезе моделей шин, шинных заводов, маршрутов, марок автомобилей и пр.). С помощью данного АРМа возможен и анализ причин преждевременного износа шин. Здесь заполняются необходимые справочники (модели шин, шинные заводы, классификаторы причин преждевременного износа, нормы ходимости шин и пр.). Персонал данной службы переносит в базу данных картотеку шин, установленных на автомобили, отслеживает все перемещения шин по автомобилям (установка, снятие), с выдачей соответствующих актов, приказов и распоряжений. Модуль разноски пробегов шин позволит делать расчет пробега в автоматическом режиме (данные о пробегах автомобилей формируются в АРМе таксировщика). Модуль анализа ходимости шин позволит получить оперативные данные о пробегах шин, данные о причинах их преждевременного износа пр. [6,7,9].

АРМ планового отдела предназначен для планирования технико-экономических показателей (ТЭП), убытков и доходов. Кроме того, здесь выполняется расчет премий и анализ деятельности предприятий Формы анализа должны формироваться по всем видам работ (маршрутные, заказные, хозяйственные, коммерческие и пр.) в разрезе всех подразделений предприятия (отработанные часы, расход топлива, фактическая выручка и пр.) [7,8].

Литература:

  1. Классификация и принципы построения АРМ // [Электронный ресурс]Режим доступа:http://refdb.ru/look/1844622-p5.html
  2. Базовые принципы построения информационных систем в АТП // [Электронный ресурс]Режим доступа:http://pandia.ru/text/78/216/79608.php
  3. Информационные системы и их виды// [Электронный ресурс]Режим доступа:http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=447423
  4. Польшакова Н. В., Раманова О. И. Онтологический подход как основа интеллектуального поиска в области CALS-, CAD-, CAM-, CAE-технологий // В сборнике: Современные инновации в науке и технике Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Ответственный редактор Горохов А. А.. 2014. С. 320–323.
  5. Польшакова Н. В. Навигационные системы для сельскохозяйственной техники // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 432–434.
  6. Коломейченко А. С., Польшакова Н. В., Ноздрина Ю. В. Роль нформационно-консультационных служб в информационном обеспечении трансфера инноваций в АПК // Научное мнение. 2014. № 5. С. 117–124.
  7. Кузнецова М. С., Турек Ю. И., Польшакова Н. В. Место и роль информационных технологий в экономической науке и практике // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 89–91.
  8. Яковлев А. С. Роль социальной сферы в формировании постиндустриального общества в России./А. С. Яковлев. — дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.01 — Экономическая теория, 2012, 192с.
  9. Яковлев А. С. Социальная сфера и её структурные составляющие (региональный аспект)./А. С. Яковлев//Вестник ОрелГИЭТ, — № 4(6), 2008, С.97–103
  10. Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития. Монография. Том 34/Яковлев А. С., Польшакова Н. В. и др.: Воронеж: ВГПУ, 2014 г....–С.88–99
Основные термины (генерируются автоматически): баз данных, система, автоматический режим, данные, средство, автотранспортное предприятие, модуль анализа состояния, подвижной состав, программное обеспечение, справочник.


Ключевые слова

предприятие, информационная сеть, автоматизированное рабочее место (АРМ), автотранспортное предприятие (АТП)

Похожие статьи

Информационное обеспечение автотранспортных систем

— открытость системы (для пополнения данных).

В этой связи информационное обеспечение транспортной системы грузовых перевозок должно соответствовать

Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития. Монография.

Информационно-навигационное обеспечение современных...

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом.

- модуль формирования и корректировки нормативно-справочной информации, - база данных

Анализ существующего программного обеспечения для...

– возможность как ручного, так и автоматизированного заполнения базы данных.

– поддерживается неограниченное число баз данных

Система управления знаниями предприятия – разработчика программного обеспечения для телекоммуникационной отрасли.

Разработка программного модуля для сбора и анализа...

Разработка модуля анализа данных в интеллектуальных системах.

Разработка программного модуля по реализации функции интеллектуальной обработки данных для системы 1С-Битрикс.

Разработка автоматизированной системы массогабаритного...

Данные предложение были сформулированы и представлены в Министерство транспорта для

Предлагаемые системы позволяют сэкономить значительные средства предприятия за счет

Проблемы и пути развития систем автоматического массогабаритного контроля...

Оценка систем организации ТО и Р автомобилей

Основные термины (генерируются автоматически): техническое обслуживание, транспортное средство, планово-предупредительная система, система, Р автомобилей, фактическое состояние, техническое состояние, комплексная диагностика, подвижной состав, типовая...

Автоматизированные системы управления техническим...

− Создание баз данных, содержащих информацию об оборудовании предприятия, его технических, технологических и ремонтных характеристиках.

Системы подвижной спутниковой связи с зональным обслуживанием.

Автоматизированные системы управления | Статья в журнале...

Комплекс технических средств проводит оптимизацию режимов, регулирование активной и

Решение задач осуществляется благодаря традиционным процедурам обработки данных и выводе

Основные термины (генерируются автоматически): автоматизированная система...

Разработка рекомендаций по формированию... | Молодой ученый

Основу этих служб составляют современные средства обработки информации, средства связи и передачи данных.

И последней стадией проектирования инженерной части системы будет привязка программного обеспечения, которая включает в себя расчет режимов управления...

Похожие статьи

Информационное обеспечение автотранспортных систем

— открытость системы (для пополнения данных).

В этой связи информационное обеспечение транспортной системы грузовых перевозок должно соответствовать

Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития. Монография.

Информационно-навигационное обеспечение современных...

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом.

- модуль формирования и корректировки нормативно-справочной информации, - база данных

Анализ существующего программного обеспечения для...

– возможность как ручного, так и автоматизированного заполнения базы данных.

– поддерживается неограниченное число баз данных

Система управления знаниями предприятия – разработчика программного обеспечения для телекоммуникационной отрасли.

Разработка программного модуля для сбора и анализа...

Разработка модуля анализа данных в интеллектуальных системах.

Разработка программного модуля по реализации функции интеллектуальной обработки данных для системы 1С-Битрикс.

Разработка автоматизированной системы массогабаритного...

Данные предложение были сформулированы и представлены в Министерство транспорта для

Предлагаемые системы позволяют сэкономить значительные средства предприятия за счет

Проблемы и пути развития систем автоматического массогабаритного контроля...

Оценка систем организации ТО и Р автомобилей

Основные термины (генерируются автоматически): техническое обслуживание, транспортное средство, планово-предупредительная система, система, Р автомобилей, фактическое состояние, техническое состояние, комплексная диагностика, подвижной состав, типовая...

Автоматизированные системы управления техническим...

− Создание баз данных, содержащих информацию об оборудовании предприятия, его технических, технологических и ремонтных характеристиках.

Системы подвижной спутниковой связи с зональным обслуживанием.

Автоматизированные системы управления | Статья в журнале...

Комплекс технических средств проводит оптимизацию режимов, регулирование активной и

Решение задач осуществляется благодаря традиционным процедурам обработки данных и выводе

Основные термины (генерируются автоматически): автоматизированная система...

Разработка рекомендаций по формированию... | Молодой ученый

Основу этих служб составляют современные средства обработки информации, средства связи и передачи данных.

И последней стадией проектирования инженерной части системы будет привязка программного обеспечения, которая включает в себя расчет режимов управления...

Задать вопрос