Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 969 раз

Библиографическое описание:

Каримова Н. О. Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/archive/147/41164/ (дата обращения: 20.04.2018).



Современный этап модернизации и технического обновления промышленности характеризуется внедрением информационно-коммуникационных технологий в производство. Важной составной частью компьютерной автоматизации производства является разработка и внедрение интегрированных автоматизированных систем управления.

В данном статье проанализируем особенности автоматизированных систем управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования (АСУ ТОиР). Как видно из названия, данный класс автоматизированных систем управления относится к категории специализированных систем, предназначенных для автоматизированной информационной поддержки задач по техническому обслуживанию и различным видам ремонта оборудования.

Основная цель АСУ ТОиР — обеспечение безаварийной работы оборудования при минимизации потерь, возникающих при остановках оборудования на профилактические осмотры, текущие, средние и капитальные ремонты. Общий принципиальный подход при решении таких задач заключается в том, что при остановке на ремонт какого-либо оборудования, вызывающей резкое снижение производительности у ряда следующих за ним агрегатов, целесообразно было бы в это же время остановить и их на ремонт. Однако подобный принцип наталкивается на ряд ограничений — все зависит от имеющихся трудовых и материальных ресурсов, которые можно одновременно использовать на ремонтных работах. Поэтому на ЭВМ приходится решать довольно сложные математические задачи: выработки планов всех видов ремонта основного оборудования на год, квартал и месяц с учетом нормативных сроков межремонтного пробега для каждого вида оборудования; составления календарного графика ремонтов внутри каждого месяца с учетом мощности ремонтных цехов и соблюдения плана выпуска продукции; оперативного управления ремонтами с целью текущего согласования отдельных работ их увязки и минимизации общего простоя оборудования во время его ремонта. При решении всех этих задач следует, кроме того, стремиться к равномерной загрузке ремонтных бригад (цехов) предприятия.

В целом ряде работ подчеркивается, что деятельность по ТОиР — это своеобразная «черная дыра», в которой легко исчезает значительная часть заработанных предприятием средств, а обеспечение ТОиР ресурсами — это сфера, тяжело поддающаяся управлению «по старинке». В работе [1] в числе факторов, характеризующих предприятие до внедрения информационной (автоматизированной) системы управления ТОиР, указываются следующие:

− больше 40 % работ выполняются по отказу. Даже такой, казалось бы, устоявшийся подход к организации ТОиР, как планово-предупредительные работы (ППР), не реализован в полной мере. Сказывается отсутствие инструмента, позволяющего в разумные сроки и с приемлемыми трудозатратами формировать и корректировать планы работ;

− уровень обслуживания потребностей в запчастях и материалах <95 %, что свидетельствует о существенных проблемах. Причина — отсутствует должный контроль исполнения заявок на снабжение, недостоверность информации о наличии запчастей на складе, низкое качество обоснования потребности;

− неполнота данных о проведенных работах по ТОиР. Собрать данные о тысячах работ в бумажной форме или в таблицах Ехсеl не представляется возможным. В итоге даже энергичный руководитель бессилен перед отсутствием необходимой ему для анализа информации;

− низка достоверность представления и анализа технических и финансовых показателей эксплуатации оборудования. Эта информация поступает от нескольких источников (от различных служб предприятий), имеет нестыковки и противоречия, обусловленные, кроме всего прочего, внутрикорпоративными интересами различных групп;

− сопровождение и корректировка регламентов, нормативов носит случайный (разовый) характер. Системная и непрерывная работа, необходимая в данной сфере, не ведется по причине отсутствия статистических данных за достаточно длительный период. В итоге данные документы весьма далеки от реальности, что дает исполнителям работ оправдывающие аргументы в случаях перерасхода ресурсов или времени;

− недостаточно глубокая детализация регламентов ППР. Отсутствует адекватный инструмент, необходимый для детального регулирования работ, который позволил бы охватывать весь объем требуемой информации;

− нет необходимой точности в планировании, расчете затрат на ремонты, в формировании плана закупа материалов, в анализе ремонта. Соответственно невозможно однозначно классифицировать те или иные внеплановые издержки — появились ли они по причине изначально неточного планирования или причина их возникновения кроется в недостатках организации работы участников ТОиР;

− нет возможности взаимоувязанной оперативной корректировки плана ремонтов и плана закупки материалов. Эти два плана информационно не связаны, поэтому, например, исключение из плана какой-либо работы не приведет к изменению плана снабжения — запчасти на работу все равно будут закуплены и осядут на складе. И наоборот — сокращение (секвестирование) финансовых средств на закупку ТМЦ не приведет к корректировке плана работ;

− отсутствует системный подход при определении видов оборудования, для которых целесообразно перейти с календарного регламента ТОиР на ремонт по наработке и фактическому состоянию. В итоге предприятие несет издержки на выполнение работ, которые могли бы и не проводиться;

− нет оперативного контроля наличия на складах и автоматизированного дозаказа недостающих материалов и запчастей для проведения ремонтов. По этой причине к началу ремонтов запчасти могут отсутствовать, возникают внеплановые простои, также могут закупаться избыточные материалы и запчасти;

− нет оперативного контроля текущего статуса каждой единицы основных фондов по месту установки и критериям состояния. Такая информация приходит к руководителю с большим опозданием, когда возможное решение по ней уже устарело:

− нет замкнутой системы в определении норм материалов и запчастей для проведения ремонтов, их получения и списания с указанием единицы оборудования и вида работы. Зачастую случается, что механики даже одного цеха, не говоря уже обо всем предприятии, руководствуются различными нормами;

− отсутствует единая классификация оборудования и взаимосвязь различных служб, задействованных в одну технологическую цепочку. Механическая, электро- и энергослужба, служба обслуживания подъемно-транспортного оборудования, служба снабжения изолированы друг от друга. Координация планирования и выполнения работ, их обеспечения ресурсами в итоге фактически ложится на начальника цеха и его заместителя по оборудованию и зависит от степени энергичности их действий.

Отсюда видна крайняя необходимость создания и внедрения на предприятиях АСУ ТОиР. В зависимости от специфики предметной области функции одних АСУ ТОиР могут отличаться от функций других (например, АСУ ТОиР механического оборудования может иметь ряд отличий от АСУ ТОиР электрооборудования).

Вместе с тем, все автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования характеризуются наличием множества однотипных функциональных задач и соответствующих им программных модулей. В качестве типовых задач, решаемых АСУ ТОиР можно, например, указать следующие.

− Создание баз данных, содержащих информацию об оборудовании предприятия, его технических, технологических и ремонтных характеристиках.

− Создание баз данных нормативной ремонтной документации (нормы времени, технико-экономические нормативы и др.).

− Создание баз данных графической технологической и конструкторской документации (технологические схемы, чертежи и др.).

− Контроль состояния оборудования предприятия, регистрация отказов и дефектов оборудования, контроль их устранения и анализ причин возникновения и развития.

− Компьютерная поддержка выполнения функций различных видов ремонта и технического обслуживания оборудования.

− Определение потребностей в материальных ресурсах на ремонты, анализ и контроль их использования.

− Формирование архивов ремонтов и отказов оборудования.

Литература:

  1. Матюшин В. А., Антоненко И. Н. Автоматизация управления техническим обслуживанием и ремонтами на металлургическом предприятии // Автоматизация в промышленности. 2007. № 9. С. 42–46.
  2. Моделирование информационных сетей и производственных модулей интегрированных АСУ на базе динамических графов. Ташкент, «IQTISOD-MOLIYA», 2009, С. 188.
Основные термины (генерируются автоматически): АСУ ТОиР, управления техническим обслуживанием, автоматизированных систем управления, Создание баз данных, ремонтом оборудования, системы управления техническим, цель АСУ ТОиР, проведения ремонтов, корректировки плана ремонтов, АСУ ТОиР механического, видам ремонта оборудования, предприятиях АСУ ТОиР, АСУ ТОиР электрооборудования, ремонта основного оборудования, безаварийной работы оборудования, календарного графика ремонтов, началу ремонтов запчасти, общего простоя оборудования, корректировке плана работ, определении видов оборудования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос