Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 13.03.2016

Статья просмотрена: 34331 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / И. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 823-825. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26835/ (дата обращения: 26.04.2024).



«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». — считал В. А. Сухомлинский.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?

Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу:

 утренняя гимнастика;

 корригирующая гимнастика после сна;

 спортивные игры;

 спортивные досуги, праздники;

 подвижные игры на прогулке.

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы:

 дыхательная гимнастика;

 корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка).

Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей:

 игровые;

 сюжетные;

 прогулка-поход;

 эстафеты-соревнования.

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приёмы:

 рассказы и беседы воспитателя;

 заучивание стихотворений;

 моделирование различных ситуаций;

 рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

 сюжетно-ролевые игры;

 дидактические игры;

 игры—тренинги;

 подвижные игры;

 пальчиковая и дыхательная гимнастика;

 самомассаж;

 физкультминутки.

В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

 Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;

 Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения;

 Изготовление нестандартного физкультурного -оборудования, зимних построек на участке детского сада. Выпуски семейных газет «Путь к здоровью»

 Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;

 Совместные походы и туристические прогулки на природу;

 Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;

 Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.

Литература:

  1. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г.
  2. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005 г.
  3. О. Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 г.
  4. Е. И. Подольская. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 5–7 лет. Волгоград. Учитель, 2010 г.
  5. Н. И. Крылов. Здоровье — сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
  6. К. К. Утробина. Занимательная физкультура в детском саду. М. Просвещение, 2003 г.
  7. Т. М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. ТЦ. Сфера, 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, игра, ребенок, утренняя гимнастика, детский сад, дыхательная гимнастика, здоровье детей, оздоровительная работа, физическое воспитание.


Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы...

физическая культура, ребенок, релаксация, занятие, умение детей, физическое воспитание, нервная система, детский сад, двигательная активность, упражнение.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного...

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

При разработке комплексов дыхательной гимнастики я учитывала: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения; - доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Этот фундамент состоит из самогофизического здоровья ребенка, из образа жизни семьи: убеждений, стремлений. Если на физическое здоровье общественное воспитание может повлиять лишь в 20 %, т. к. 20 % — наследственность, 30 % — роды, 30...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы...

физическая культура, ребенок, релаксация, занятие, умение детей, физическое воспитание, нервная система, детский сад, двигательная активность, упражнение.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного...

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

При разработке комплексов дыхательной гимнастики я учитывала: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения; - доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Этот фундамент состоит из самогофизического здоровья ребенка, из образа жизни семьи: убеждений, стремлений. Если на физическое здоровье общественное воспитание может повлиять лишь в 20 %, т. к. 20 % — наследственность, 30 % — роды, 30...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы...

физическая культура, ребенок, релаксация, занятие, умение детей, физическое воспитание, нервная система, детский сад, двигательная активность, упражнение.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного...

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

При разработке комплексов дыхательной гимнастики я учитывала: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения; - доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Этот фундамент состоит из самогофизического здоровья ребенка, из образа жизни семьи: убеждений, стремлений. Если на физическое здоровье общественное воспитание может повлиять лишь в 20 %, т. к. 20 % — наследственность, 30 % — роды, 30...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух...

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа...

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы...

физическая культура, ребенок, релаксация, занятие, умение детей, физическое воспитание, нервная система, детский сад, двигательная активность, упражнение.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

– консультации («Здоровый образ жизни ваших детей», «Здоровое питание»; «Здоровье ребёнка в ваших руках» и др.)

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного...

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

При разработке комплексов дыхательной гимнастики я учитывала: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения; - доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста

Современные методики здоровьесберегающей деятельности...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Этот фундамент состоит из самогофизического здоровья ребенка, из образа жизни семьи: убеждений, стремлений. Если на физическое здоровье общественное воспитание может повлиять лишь в 20 %, т. к. 20 % — наследственность, 30 % — роды, 30...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Задать вопрос