Библиографическое описание:

Буранов И. Ф. Краткий исторический очерк развития орнамента // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 876-878.



Орнамент (от лат. Ornamentum) — означает украшение. Орнамент предназначен для украшения различных предметов. Орнамент служит украшением предметов декоративно — прикладного искусства. Широко применяется в архитектуре и книжной графике. Исполняется орнамент средствами рисунка, живописи, скульптуры в зависимости от материала — на бумаге, ткани, дереве, кости, камни и т. д. Орнамент появился еще в глубокой древности-несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построение орнамента, многом определившие национальные, художественные традиции разных народов. Таким способом делались первые украшение на предметах. Так в орнаментах Древнего Египта наибольшее распространение нашли растительные мотивы, и среди них особенно часто встречались и цветы лотоса. Большое влияние на развитие орнаментального искусства оказал орнамент Древней Греции. Классическими стали наиболее распространенные древнегреческие орнаменты — меандр и акант. Для азиатских культур древности и средних веков характерным видом орнамента были арабеск — сложный орнамент, основанный на сочетании геометрических и растительных узоров, иногда включающие в себя и надпись. Высокого развития достиг орнамент в средневековой Руси. Для русского орнамента характерны как геометрические и растительные формы, так и изображения птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур. В давние времена в России орнамент служил не только украшением, но защитой от недобрых, злых духов. Большую роль в орнаментальной композиции играет цвет. Народные умельцы хорошо понимали воздействие цвета на человеческую психику. Они знали, что цветовая окраска влияет на настроение и самочувствие человека. В разные эпохи в разных странах создавались своеобразные украшения в виде орнаментов, непохожие друг друга. Они бережно передавались из поколение в поколение. Орнамент может стать более понятной, если обратить внимание на сам процесс возникновение и создания художественного образа. Орнамент отражает стиль эпохи, особенности культуры и быта определенного народа. Орнамент имеет несколько разновидностей. Кроме того, орнаменты делятся на плоскостные и рельефные.

Плоскостной орнамент представляет украшение на плоской или кривой поверхности, исполненный с помощью различных линий, включая цвет. Плоскостные орнаменты применяются при украшении, одежды, росписи стен зданий в виде бордюров, предметов быта. В декоративно-оформительском искусстве этот вид орнамента играет значительную роль, например, при оформлении обложки книг, афиш и т. д.

Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшения, выполненные на дереве, кости, камне или металле путем специальной художественной обработки конкретного материала. Рельефные орнаменты широкого применяются для украшения архитектурных сооружений, зданий станций метрополитена и т. д. В орнаментальных мотивах используют образы окружающего нас мира, а цвет и форма элементов природы преобразуют красивое сочетание, которым присуще зрительное равновесие. Зрительное равновесие орнаментальной композиции осуществляется по принципу симметрии или асимметрии. К наиболее древним орнаментам относится так называемый геометрический орнамент, состоящий из совокупности простейших геометрических фигур: треугольников, квадратов прямоугольников, параллелограммов, окружностей и т. д. Геометрические орнаменты делят на незамкнутые — ленточные, замкнутые и сетчатые. Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива.

Рис. 1. Орнаменты. а) древнеегипетский, б) древнегреческий меандр, в) древнегреческий акант, г) арабеска, д) русская плетенка

Рис. 2. Растительный орнамент: а) в сильной степени стилизованный, б) сочетание растительных и геометрических элементов, в) однотонный растительный орнамент с гравировкой

Незамкнутый ленточный орнамент несет в себе ритмическую повторяемость мотива. В деревянной мозаики наиболее распространены геометрические и растительные орнаменты. При выборе орнамента для мозаичного набора не следует механически заимствовать орнаментальной композицией, предназначенной для выполнения в другом материале (камне, металле).

Растительный орнамент в деревянной мозаике может быть разнообразным по характеру композиции и степени стилизации растительных форм. Стилизованный растительный орнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическому. Выполняют такие орнаменты обычно из двух пород древесины — для фона и рисунка, причем древесина не должна иметь резко выраженной текстуры, выразительность орнамента построена на контрасте цветов. Сложный растительный орнамент, выполненный в реалистической манере, близок к натюрморту. При выполнении растительного орнамента необходимо правильно подобрать направление в каждом элементе орнамента и выбрать технические приемы изготовления элементов. В зависимости от назначения орнамента и способа его выполнения в конкретном материале может определиться и направление творческой переработке формы природы, взятой в основу орнаментальной композиции. Необходимо изучить природную форму растения, четко видеть его силуэт, а при стилизации рисунка надо добавлять элементы, лишь тесно связанные с этим объектом. Композиция орнамента должна подчеркивать форму украшаемой поверхности, при этом необходимо учитывать материал и технику выполнения орнамента. Выбор каждого мотива орнамента является творческой работой художника. В том числе выбор цветового решения орнамента.

Большое значение имеет фон, а эти качества развиваются и совершенствуются путем систематических упражнений.

Литература:

  1. Соловьев С. А. Декоративное оформление. — Москва: Просвещение, 1987. — 144 с.
  2. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. — Москва: Высшая школа, 1989. — 142 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle