Значение национальных узоров, применяемых в золотошвейном производстве
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 августа, печатный экземпляр отправим 18 августа.

Значение национальных узоров, применяемых в золотошвейном производстве

Поделиться в социальных сетях
1919 просмотров
Библиографическое описание

Пулатова, С. У. Значение национальных узоров, применяемых в золотошвейном производстве / С. У. Пулатова, Х. Т. Бобожонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15071/ (дата обращения: 01.08.2021).

Бухарское золотошвейное искусство имеет очень долгую и интересную историю. Из исторических источников известно, что орнамент золотого шитья в основе своей почти исключительно растительный, в большей или меньшей степени геометризованный. Сюжетом его являются различного рода цветочные и лиственные мотивы: розетки, пальметты, кусты, деревья, ветки, вазоны с цветами. Из изображений плодов и фруктов в орнаментальную композицию часто включались миндаль, гранат, черешня, виноград, перец.

У бухарских вышивальщиков золотом существует своя своеобразная и детально разработанная терминология, как для обозначения различных моментов процессов шитья, так и для определения названий отдельных элементов узоров, являющаяся результатом длительного развития этого искусства. Для определения названий цветочных мотивов узора вообще употреблялся термин «гул»— цветок, а для лиственных «барг»— лист. Но помимо этих обобщающих групповых названий, для каждого вида цветочного и лиственного узора существовали собственные, только данному виду присущие названия [1]. В таблице № 1 приведены наиболее распространённые виды узоров, применяемых в золотошвейном ремесле.

Растительный орнамент родился на основе наблюдения за природой. Часто встречающееся изображение «Древа жизни» связано с древними мифами, воплощая понятие рая, источника жизни. Орнамент, который называют «бодом», «калампур», «восточный огурец», считается божественным благоволением, оберегом от болезней -это символ возрождения, мироздания. Тюльпан ассоциировался с символами пробуждающейся природы, со встречей Навруза, он был символом красоты, любви, невинности. Бутон тюльпана означал сердце влюбленного, а его лепестки -уста влюбленной. Зерно — символ плодородия, начало и зарождение новых всходов [2].

Взаимодействие мотивов различного происхождения приводит иной раз к утрате особенностей первоначальных растительных форм вместе с их наименованием. Широко распространенный в орнаментике скотоводческих племен Средней Азии мотив бараньего рога- «тагаляк», по всей вероятности, оказал воздействие на элементы растительного узора в искусстве некоторых оседло-земледельческих народов. В результате один из видов побега приобрел вместе с новым названием и соответствующие формы стилизации, в некоторых случаях действительно напоминая схематичное изображение бараньего рога. В золотом шитье этот орнаментальный мотив «тагаляк» употреблялся для заполнения свободных промежутков фона вышивки.

Такие названия цветочных узоров, как «гули-чинни» — «хризантема» и «гули-кашкари» — «кашгарский цветок» говорят об их заимствовании. Образцом для заимствования послужили, по-видимому, рисунки китайского фарфора, который издавна завозился в Среднюю Азию и высоко ценился здесь, а в XIX—XX вв. был широко распространен среди зажиточных слоев городского населения Бухары. К мотивам, возможно, также заимствованным с китайского фарфора, принадлежит и узор «наляк» (подковки, которыми подбивались каблуки женской обуви). Узор этот очень распространен на китайском фарфоре.

К трем последним десятилетиям XIX в. относятся заимствования рисунков с русских фабричных тканей, которые в большом количестве ввозились в Среднюю Азию. Изготовленные для Востока ткани отличались декоративностью, сочностью красок и большой прочностью; они быстро завоевали симпатии местного населения и успешно конкурировали с индийскими тканями, ввозившимися через Афганистан. Крупные декоративные цветы, встречавшиеся на фабричных тканях, нередко служили образцами и для золотого шитья, что отразилось и в их названии.

Цветочные мотивы, подражающие узорам русских фабричных тканей, известны у вышивальщиков золотом под названием «гули-каълаги». Термином «каълаги» (от арабского «каъла»-крепость) обозначались все русские товары, привозившиеся из Оренбурга, укрепленного пограничного пункта, куда бухарские купцы ездили за товарами.

Монументальные памятники архитектуры с их пышным декоративным убранством из многоцветной мозаики, тонкой рельефной майолики и сложными геометрическими построениями из цветных поливных кирпичиков дали также богатый материал для творческой фантазии создателей орнаментальных форм для золотого шитья. К этой категории узоров относятся: «мехраб»- ниша в мечети, показывающая молящимся направление на Мекку, которая оформлялась обычно в виде стрельчатой арки, «китеба» -орнамент, повторяющий форму горизонтальных картушей с надписями, помещавшимися в верхней части стены в жилых домах, мечетях, в кельях медресе. Древние архитектурные памятники Бухары дали также материал для появления ряда других узоров [3]. Ниже приведены разновидности узоров золотошвейных изделий.

Таблица 1

Наиболее распространённые золотошвейные узоры

Узор «дархами» и «тагаляк»

Узор «дархам»

Узор «бутадори дарахт»

 

 

 

 

 

 

 

 

Узор «бутадори чилёляк»

Узор «даукур» (медальон)

Узор «даукур» (медальон0

 

Изучение национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях, изучение литературных источников [1–3], посвященных истории данного ремесла, а также рассказы местных жителей позволили нам выявить наименование старинных национальных узоров и их значение (таблица№ 2).

Таблица 2

Название национальных узоров и их значение

Название узора

Значение

Рисунок

1

Tумор

Оберёг семьи от злых глаз и нечистой силы

1

Ханжар (Нож)

Оберёг семьи от тёмной нечистой силы

2

Мугжа гул (Бутон цветка)

Мечта создания новой семьи

3

Куш (Птицы)

Спокойная и мирная жизнь

4

Анор-гул (Гранат)

Многодетность и благополучие в семье

5

Офтроб (Солнце)

Свет и теплые отношения в семье

6

Бодом (Миндаль)

Многодетность и благополучие в семье

7

Каламфур (Красный перец)

Оберёг от злых глаз и нечистой силы

 

Изучение национальных золотошвейных узоров позволило выявить наиболее часто встречаемые узоры, их название и значение, откуда они заимствованы. Изучение национальных узоров имеет большое значение для воспитания молодёжи. Через изучение значения национальных узоров молодёжь знакомится с историей своего народа и своей страны, с его традициями. Это, в свою очередь, помогает воспитанию молодого поколения в духе патриотизма, любви к своей родине и своему народу, прививает чувство уважения к старшим.

В золотошвейном производстве раскрой трафарета является тонкой и весьма трудоемкой операцией в связи с использованием ручного труда. Подсобным инструментом являются лишь ножницы двух видов: ножницы обычной формы и ножницы причудливой формы, отдаленно напоминающей длинную тонкую шею верблюда, изготовляемые специально для вырезания узоров.

Исследования показали, что качество изготовления золотошвейных узоров во многом зависит от качества рисования и вырезания узоров трафарета. Автоматизация рисования и вырезания трафаретов позволит полностью устранить ручной труд, что значительно повысит его производительность. Кроме этого, в связи с устранением ручных операций повысится качество вырезки трафаретов, что в свою очередь приведет к улучшению качества золотошвейных изделий. С внедрением автоматизированного процесса рисования и вырезания узоров трафаретов сократятся сроки на изготовление золотошвейных изделий и финансовые расходы, затрачиваемые на выплату заработной платы рабочим, что в свою очередь позволит уменьшить себестоимость продукции. В Бухарском инженерно- технологическом институте на кафедре «Технология и оборудование лёгкой промышленности» совместно с кафедрой «Прикладная математика» в настоящее время ведутся работы в данном направлении.

 

Литература:

 

1.                   П. А. Гончарова. Золотошвейное искусство Бухары. Taшкент, 1996, с.42–46.

2.                   Г. К. Хасанбаева, И. А. Исаева, И. А. Хитяева И. А. Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском текстильном орнаменте. Журнал «Проблемы текстиля», № 2/2005.

3.                   А. Сааков. Очерки об истории Бухары. Taшкент, 1999, с.12–15.

Похожие статьи
Закиряева Нодира Гафуровна
Воспитательное значение золотошвейных узоров
Культурология
2015
Кокорева Мария Алексеевна
Из истории вышивки. Вековая канитель
Культурология и искусствоведение
2018
Байрамукова Аминат Хасановна
Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы стилистики и семантики
Культурология
2016
Закиряева Нодира Гафуровна
Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях
Технические науки
2016
Ядгаров Нодир Джалолович
Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана
Искусствоведение
2018
Мухаммедова Рухсора Бахромовна
История золотошвейного искусства Бухары
Технические науки
2015
Ражабова Гуландом Жабборовна
Золотое ремесло рукодельниц древней Бухары
Прочее
2015
Хакимова Гульнора Абдумаликовна
Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества
Искусствоведение
2016
Закиряева Нодира Гафуровна
Воспитательное значение золотошвейных узоров
Культурология
2015
Кокорева Мария Алексеевна
Из истории вышивки. Вековая канитель
Культурология и искусствоведение
2018
Байрамукова Аминат Хасановна
Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы стилистики и семантики
Культурология
2016
Закиряева Нодира Гафуровна
Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях
Технические науки
2016
Ядгаров Нодир Джалолович
Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана
Искусствоведение
2018
Мухаммедова Рухсора Бахромовна
История золотошвейного искусства Бухары
Технические науки
2015
Ражабова Гуландом Жабборовна
Золотое ремесло рукодельниц древней Бухары
Прочее
2015
Хакимова Гульнора Абдумаликовна
Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества
Искусствоведение
2016
дата публикации
февраль-1 2015 г.
рубрика
Технические науки
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Закиряева Нодира Гафуровна
Воспитательное значение золотошвейных узоров
Культурология
2015
Кокорева Мария Алексеевна
Из истории вышивки. Вековая канитель
Культурология и искусствоведение
2018
Байрамукова Аминат Хасановна
Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы стилистики и семантики
Культурология
2016
Закиряева Нодира Гафуровна
Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях
Технические науки
2016
Ядгаров Нодир Джалолович
Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана
Искусствоведение
2018
Мухаммедова Рухсора Бахромовна
История золотошвейного искусства Бухары
Технические науки
2015
Ражабова Гуландом Жабборовна
Золотое ремесло рукодельниц древней Бухары
Прочее
2015
Хакимова Гульнора Абдумаликовна
Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества
Искусствоведение
2016
Закиряева Нодира Гафуровна
Воспитательное значение золотошвейных узоров
Культурология
2015
Кокорева Мария Алексеевна
Из истории вышивки. Вековая канитель
Культурология и искусствоведение
2018
Байрамукова Аминат Хасановна
Золотошвейное искусство народов Северного Кавказа: вопросы стилистики и семантики
Культурология
2016
Закиряева Нодира Гафуровна
Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях
Технические науки
2016
Ядгаров Нодир Джалолович
Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана
Искусствоведение
2018
Мухаммедова Рухсора Бахромовна
История золотошвейного искусства Бухары
Технические науки
2015
Ражабова Гуландом Жабборовна
Золотое ремесло рукодельниц древней Бухары
Прочее
2015
Хакимова Гульнора Абдумаликовна
Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества
Искусствоведение
2016