Авторы: Сивцева Ратха Павловна, Устинова В. П.

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 10.12.2014

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Сивцева Р. П., Устинова В. П. Традиционный орнамент в культурном ландшафте современного г. Якутска // Молодой ученый. — 2014. — №20.2. — С. 47-48.

Орнамент — является большим достижением художественного фольклора народного творчества человека и его народа. Он имеет свой собственный язык и несет в себе информацию о деятельности данного этноса. С изменением традиционного уклада жизни якутов, часть содержания забылась, вследствие чего меняется внешний вид орнаментов. Данное исследование является одним из первых, где приводится попытка анализа современных орнаментальных мотивов, используемых в городской среде.

Цель работы: выявить различия и сходства в орнаментации в современном ландшафте г.Якутска.

Основные задачи:

— выявить орнаментальные мотивы в современном городском ландшафте;

— провести сравнительно-сопоставительный анализ традиционного орнамента и современных мотивов.

Изучением данного вопроса занимались Неустроев Б.Ф, известный как Мандар Уус, Улла Йохансон, Петрова С. И. В своих исследованиях они классифицировали древние якутские орнаменты.

Результаты. В ходе исследования, в современной городской среде, выявлены следующие видоизменившиеся якутские орнаменты:

1. Лировидный орнамент. Это основная форма распространенного среди спиралевидных и растительных орнаментов мотива напоминает лиру или латинскую букву W. Является теперь одним из самых распространенных элементов декоративно-прикладного искусства, который придает национальный колорит.

2. Растительный орнамент. Нереалистичные канонизированные изображения растений.

3. Арочный орнамент. Соединение двух арок, которые могут соприкасаться или пролегать параллельно, с группой четырех квадратов.

Изменение этих орнаментов связано с закономерным развитием, а также с тесным соседством с другими народами и прочими субъективными причинами.

Сопоставительный анализ. 1. Лировидный мотив. Если раньше, орнамент сопровождался изображением крестов и кругов, которые заполняли пустое пространство, то теперь они исчезли. Сохранился только центральный круг. Нынешний орнамент загружен дополнительными элементами — своеобразными закрученными наростами, которые придают орнаменту растительный вид. Иногда, это является препятствием для идентификации данного орнамента. Встречается максимально минимализованый вариант в виде основных контуров на железных ограждениях города.

Изображение орнамента более одного раза на одном предмете встречается довольно редко в прошлом, а в современном культурном ландшафте Якутска его можно встретить в любом количестве.

2. Растительный мотив. Несколько веков назад простые одинарные спирали редко, но встречались. Сегодня их можно встретить только на вещах, стилизованных под старину. S-образные спирали объединяются в ряды, обрамленные снизу и сверху, одинарными и двойными прямыми линиями. В старину между спиралями чаще оставались зазоры, сейчас подавляющая часть, переплетается и соприкасается друг с другом. Мотив еще сильнее упростился и на растение походит с большой натяжкой.

Цветок являлся дополнением к спиралям, но на данное время они могут использоваться по отдельности. В наши дни цветок (в котором просматриваются черты лилии) изображают в виде трех остроконечных дуг, из которых две крайние вывернуты наружу. Следует отметить, что орнамент цветка сопровождался изображением листьев на стебле, что на сегодняшний день редкое явление. Также практически исчезли дополнения в виде ромбов из квадратов так популярных на деревянной посуде в XIX веке.

3. Арочный орнамент. Ныне нарушается основный принцип орнамента: арка и крестообразная фигура — встречаются вариации без креста. Данный мотив являлся основным в декорировании деревянных чоронов. Эта традиция перекочевала на фарфоровые чороны XXI века.

Таким образом, в ходе исследования выявлено, что орнаменты подверглись небольшим изменением. Основной контур сохранился в неизменном образе, дающие возможность идентифицировать. Мелкие детали были либо исчезли или заменены обильными вьющимися деталями. Растительный мотив значительно стал более схематичен, что едва прослеживаются его ранние мотивы. В арочном орнаменте полностью исчезла композиция крестов.

 

1.       Зыков Ф. М. статья «О лировидном мотиве в орнаменте якутов». — Якутск. — 1984.

2.       Йохансен У. Орнаментальное искусство якутов. Якутск: — Дани Алмас. — 2012 г. — С. 56.

3.       Неустроев Б. Ф. Узоры и орнаменты саха. — Якутск: Бичик, 2010. — 144

4.       Петрова С. И. Современная якутская одежда. Якутск: Изд-во Департамента профтехобразования, — 2001. — С. 14.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Арочный орнамент, Растительный мотив, Растительный орнамент, культурном ландшафте, Традиционный орнамент, Лировидный орнамент, якутские орнаменты, Нынешний орнамент, орнамент цветка, культурном ландшафте современного, орнамента и современных мотивов, культурном ландшафте Якутска, в современном городском ландшафте, в орнаментации в современном ландшафте, и растительных орнаментов мотива, внешний вид орнаментов, основный принцип орнамента, древние якутские орнаменты, орнаментов связано с закономерным, Лировидный мотив.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос