Библиографическое описание:

Куканова О. Д. О необходимости формирования культуры профессионального здоровья учащихся профессиональных училищ // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 292-295.

Теоретическое и экспериментальное исследование понятия «культура профессионального здоровья» выявило неразработанность данной проблемы, как в теоретическом плане, так и в практике начального профессионального образования. Интерес специалистов из области педагогики, медицины, социологии, психологии к данной проблеме обусловлен тем, что молодое поколение находится в условиях кризисной социально-экономической ситуации. Процесс разрушения нормативных и ценностных ориентаций пока не близится к своему окончанию. До сих пор нет социально-экономических условий для формирования культуры профессионального здоровья.

Под культурой профессионального здоровья учащихся ПТУ мы понимаем: целостное динамическое личностное образование, представляющее собой единство когнитивного, мотивационно-волевых и эмоционально-чувственных здоровьесберегающих установок, умений и навыков по формированию, сохранению профессионального здоровья, позволяющее эффективно осуществлять производственную деятельность, обеспечивать профессиональное долголетие.

Структура культуры профессионального здоровья предполагает наличие следующих компонентов: когнитивного, мотивационно-волевого, эмоционально-чувственного, деятельностного компонента.

  Принципиально важным для нашего исследования  представляется установление взаимосвязи между двумя категориями «культура здоровья» (ЗОЖ) и «культура профессионального здоровья». Некоторые исследователи (И.А. Сорокина, Л.И. Алешина) ставят знак равенство между двумя категориями «культура здоровья» и «ЗОЖ» [11]. Мы считаем, что «культура здоровья» - это понятие, которое гораздо шире понятия «ЗОЖ», так как оно является частью общей культуры личности и проявляется не только в ведении здорового образа жизни, в наличии полезных привычек, а становится критерием оценки жизнедеятельности человека. В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев связывают наличие культуры здоровья с возможностью выполнения человеком своих социальных (трудовых) функций [8, 12]. С этой позиции можно заключить, что «культура здоровья» и «культура профессионального здоровья» являются очень близкими по значению понятиями, если рассматривать главной целью формирования культуры здоровья повышение и сохранения здоровья, в первую очередь для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Статистика последних лет показывает существенный дефицит квалифицированных рабочих кадров. Особенно это видно на примере недостаточного количества рабочих кадров высокой квалификации. В то же время трудоустройство молодых специалистов подготавливаемых системой начального профессионального образования по приобретенным специальностям не превышает, по различным источникам, 50%. Это говорит в первую очередь, о низком качестве подготавливаемых специалистов. Сегодня работодатель «требует» от системы начального профессионального образования таких специалистов, которые бы сразу без периода адаптации, без стажировки, без больничных листов могли качественно и безопасно выполнять свои специфические профессиональные обязанности. В таких жестких прагматичных условиях, сложившихся на рынке труда первостепенное значение приобретает умение сохранять свое профессиональное здоровье во время своей трудовой деятельности.

По данным статистики основными факторами возникновения профессиональных заболеваний являются несовершенство технологических процессов (44,3%), технологического оборудования (26,0%), санитарно-технических установок (14,3 %), нарушение санитарно-технических установок (14,3 %), нарушение правил техники безопасности (5,0 %), отсутствие и неприменение средств индивидуальной защиты (1,2 %) и прочие причины (9,1 %) [2].

По данным Росстата, в 2004 году в охваченных статистическим наблюдением организациях от несчастных случаев на производстве пострадали 87,8 тыс. человек (в 2003 году – 106,7). В 2004 году, как и ранее, в общей структуре причин несчастных случаев на производстве преобладали причины организационного характера (неудовлетворительная организация производства работ (10,3 %), нарушение трудовой и производственной дисциплины (8,3 %), недостатки в обучении безопасным приемам труда (6,9 %), неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест) [9].

С понижением уровня образования растет количество вредных  факторов физического воздействия (хотя не отмечаются стрессовые). Так, люди со средним общим образованием выполняют работу, на которой присутствует монотонный труд, частое переохлаждение, высокие температуры, загрязнения и сочетание нескольких вредных воздействий. Работники с низким уровнем образования чаще были заняты на работах, где необходимо находиться в положении стоя более 5 часов в день, с большими физическими нагрузками, в условиях большой запыленности, влажности, высоких и низких температур, без вентиляции; работать в подвальном помещении, в ночные часы, под действием вибрации [7].

В связи, с вышесказанным нами было проведено исследование с целью выяснения отношения учащихся профессионального училища к культуре профессионального здоровья на примере Профессионального училища на базе Пензенской государственной технологической академии.

В задачи исследования входило:

1.  Состояние здоровья учащихся на момент поступления в училище;

2. Определить ценностное отношение учащихся к выработке у себя навыков культуры здоровья;

 В исследовании приняли участие 150 учащихся с 1 по последний курс обучения, соотношение учащихся по половым признакам следующее: девушки – 54,3%, юноши – 45,7%.

Анализ заболеваемости учащихся 1 курса Профессионального училища, по данным медицинского осмотра 2008 года 60 человек дал следующие результаты:

1. Заболевания желудочно-кишечного тракта – 2,45%

2. Заболевание органов дыхания – 6,74%

3. Заболевание опорно-двигательного аппарата – 17,35%

4. Миопия – 23,4%

5. Заболевания почек – 4,60%

6. Заболевание сердечно-сосудистой системы – 5,91%

7. Гипертоническая болезнь – 6,50%

8. Заболевание щитовидной железы – 3,21%

9. Неврологические заболевания – 8,10%.

Приведенные результаты исследования не противоречат обще российской тенденции: уровень здоровья молодых людей ухудшается. По данным статистики количество абитуриентов с хроническими заболеваниями достигает 80-90%. Причем около половины учащихся к этому возрасту имеет в среднем 4-5 заболеваний. Таким образом, можно констатировать тот факт, что здоровье современных молодых людей на момент поступления в училище уже подорвано. Такая ситуация не может не сказываться на качестве учебного процесса и как закономерность на качестве выпускаемых специалистов.

 Для дополнения полученных выводов нами был использован опросник М.М. Борисова, который позволяет определить ценностное отношение учащихся к ЗОЖ как одной из составляющих культуры здоровья, оценить профессиональную ориентацию учащихся на сохранение и укрепление здоровья.

В предлагаемой методике цели можно разделить на три группы:

1. Функционально-рекреационная – включает такие цели как  улучшение настроения, самочувствия (1), укрепление здоровья (2), снятие усталости, активизация умственной деятельности (8), достижение состояния внутреннего комфорта (11).

2. Духовно-эстетическая – гармонично развитие личности (3), расширение круга общения, приобретение новых друзей (4), привлекательность для противоположного пола (7), расширение кругозора, приобретение духовных ценностей (10).

3. Профессионально-ценностная – испытание своих сил, профессиональных возможностей (5), воспитание профессионально значимых черт личности сплочение коллектива (6), улучшение режима дня, самоорганизации (9), сохранение профессионального долголетия (12) [1].

Учащимся предлагалось проранжировать перечисленные выше ценностные ориентации по степени их значимости для себя. Получилась следующая картина: ценности, относящиеся к функционально-рекреационной группе, на первое место поставили 53,6 % учащихся, духовно-эстетические ценности – 41,2%, профессионально-ценностные – всего 5,2%. Данные говорят о наличии у учащихся стремления к укреплению здоровья, улучшения своей  физической формы, настроения и расширению круга общения. Но они не рассматривают свое здоровье в качестве необходимого условия осуществления своей учебно-производственной и будущей профессиональной деятельности.

Известно, что такой критерий как заинтересованность выбранной специальностью оказывает влияние на эмоциональный фон, жизненный тонус учащегося. Из общего числа опрошенных  только 39,5% довольны выбранной специальностью; 42% респондентов не устраивает будущая профессия; 18,5% не определили свое отношение, и не знают будут ли они заниматься выбранным видом деятельности.

Процесс формирования у учащихся культуры профессионального здоровья органически взаимосвязан с деятельностью педагогов, задача которых заключается в организации и корректировании данного процесса, в правильном использовании различных средств, факторов, условий, форм и методов воспитания, способствующих его эффективному протеканию.

Организационно-педагогическими условиями, способствующими продуктивности воспитания культуры профессионального здоровья,  исследователи считают: организационно-технологические, содержательно-процессуальные условия. Педагогическое условие специально создается педагогом с целью влияние на протекание процесса. Однако, в отличие от средства, условие не предполагает жесткой детерминированности результата [3].

К организационно-технологическим условиям относят формирование единого образовательного пространства вуза, направленность работы на становление коллективного субъекта образовательного процесса, который представляет собой « сообщество преподавателей и студентов», объединенных «едиными ценностно-смысловыми ориентирами профессиональной подготовки» и творчески их реализующих «в целостном образовательном процессе – его целевом, содержательном и технологическом компонентах» [10].

Содержательно-процессуальная группа условий включает актуализацию вопросов, связанных с формированием культуры профессионального здоровья в содержании изучаемых дисциплин; вовлечение учащихся в работу по формированию культуры профессионального здоровья в качестве субъектов образовательного процесса.

Формирование культуры профессионального здоровья учащихся требует использования не отдельных мер воздействия, а комплекса различных методов – здоровьесберегающих технологий, которые, как пишет Н.В. Гончарова «системообразующее средство формирования культуры профессионального здоровья будущего учителя в период вузовского обучения» [4].

В настоящее время понятие «здоровьесберегающие технологии» широко используется в педагогической литературе (В.А. Бороненко, И.В. Гузенко, Г.В. Мухаметзянова, Ю.В. Науменко, С.Г. Сериков). Их применение напрямую связано с формированием навыков и умений здорового образа жизни, расширением теоретических сведений о здоровье, о жизнедеятельности здорового организма, мерах профилактики развития болезненных состояний. О.И. Ковалева определяет здоровьесберегающие технологии «как совокупность средств и методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья» [6]. Также в литературе можно встретить термин «оздоровительные системы», определяемый как  функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранения и укрепления здоровья [5].

Сложившееся ситуация обуславливает возрастание роли педагога, а в училище мастера производственного обучения в оздоровлении подрастающего поколения. Проблема подготовки и переподготовки мастеров, повышение их собственной профессиональной культуры здоровья должна решаться как можно быстрее. Эта мысль неоднократно озвучивается на форумах, конференциях  различного уровня, посвященных оздоровлению молодежи, сохранению и укреплению их здоровья. Социальный заказ общества очевиден: повысить качество воспитательной работы педагогов. Одним из путей решения данной проблемы является проведение исследования деятельности мастера производственного обучения, классного руководителя по формированию культуры профессионального здоровья. Для этого нужно, прежде всего, изучить проблему в практике, ответив на следующие вопросы:

1. Наличие у мастеров производственного обучения, классных руководителей правильных представлений о культуре профессионального здоровья учащихся;

2. Наличие правильных представлений у мастеров, у классных руководителей  о структуре и логике формирования культуры профессионального здоровья учащихся, специфике используемых форм и методов этой деятельности, факторов, влияющих на формирование культуры профессионального здоровья учащихся;

3. Знание мастерами и классными руководителями педагогических условий, при которых обеспечивается целенаправленное и эффективное формирование культуры профессионального здоровья учащихся;

4. Типичные трудности, испытываемые мастерами производственного обучения, классными руководителями и их причины.

Литература

1. Алешина Л.И. Формирование мотивации здорового образа  жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук/ Л.И. Алешина. – Волгоград, 1998. С.74-78.

 2. Амиров Н. Х., Берхеева З. М., Малышева И. Ю., Шакирова Л. В., Берхеев И. М. Современные тенденции развития службы профпатологии в Республике Татарстан // Общественное здоровье и здравоохранение. 2004. № 1. С. 48–50.

3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография/ Н.М. Борытко; научн. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. С. 214.

4. Гончарова Н.В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя: дис. … канд. пед. наук/ Н.В. Гончарова – Волгоград, 2005. С. 79.

5. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставрапольского края./ Под ред. Г.М. Соловьева. – Ставрополь: Сервисшкола, 2003. С. 496.

6. Ковалева О.И. Личностно-ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья: автореф. дис. …канд. пед. наук/ О.И. Ковалева – Ставрополь, 2004. С. 26.

7. Назарова И.Б. Занятость на работах с неблагоприятными условиями труда// Журнал исследования социальной политики, том 5, №3. С. 335-350.

8. Петленко В.П. Валеологические семинары академика Петленко. Валеология человека: Здоровье – Любовь – Красота. Том 3. Физическое и психическое здоровье. Спб.: PETROC, Минск: ОРАКУЛ, 1996. С. 302.

9. Профессиональные заболевания. Информация подготовлена АОЗТ «Информационные технологии управления – ВНИИТ» (АО ВНИИТ). 2001. Доступно по адресу: http://www.risot.safework.ru/Occupational_diseases_2001.asp.

10. Сахарчук Е.И. Коллективный субъект образовательного процесса/ Е.И. Сахарчук// Высш. образование в России. – 2003. №4. С. 154-157.

 11. Сорокина И.А. Формирование культуры здоровья студентов в педагогическом процессе технического вуза: дис. …канд. пед. наук/ И.А. Сорокина. – Рубцовск, 2004, С. 28.

12. Царегородцев Г.И. Социально-гигиенические проблемы научно-технического прогресса// Диалектика в науках о природе и человеке: человек, общество. Природа в век НТР. – М., 1983. С. 409-414.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle