Библиографическое описание:

Скачок В. Е., Кожекина И. Ю., Коротина Э. С., Пантелеева О. Л. Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи и их профилактика в условиях образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 592-594.



В настоящее время, проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих социум проблем относятся такие проблемы как распространение наркомании, СПИДа, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Молодежь — это особая социально-демографическая группа граждан страны, которая определяет её будущее. Для этого необходимо проработать различные механизмы для успешной социализации и самореализации. [3, 167 стр.]

Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Противоречия между открытыми возможностями и негативными последствиями процессов приводит к социальным конфликтам, различным отклонениям в поведении молодежи. Высокий накал конфликтов обусловлен обычно тем обстоятельством, что возможности, которые открываются для молодежи, находятся где-то в отдаленном будущем, что отрицательно сказывается уже сегодня.

Возрастные пределы и социальные статусы, различные социально-психологические особенности формируют некий образ молодежи, который стремится влиться в общественный строй, культуру и присущие данному социуму закономерности социализации. Таким образом, с одной стороны процесс акселерации ускорил физическое и половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. Но с другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой должен участвовать человек, вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в частности периода обучения, с которым ассоциируется известная неполнота социального статуса.

Усложнение критериев социальной зрелости и признания в обществе в своей совокупности дают молодому человеку чувство весомости, а также соответствующий социальный статус. Правда стоит отметить, что их символическое значение не одинаковы в разных социальных слоях. Отсюда и дискуссионность данных возрастных границ, хотя большинство склоняется, что нижняя граница молодежи между 14 и 16 годами, а верхняя примерно между 25 и 30 годами.

Решая вопрос жизненных ориентиров, отметим, что у молодёжи довольно слабое о них представление. Необходимость обозначить базовый ориентир в обществе, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неспособность многих из них включиться в новую социальную реальность. К сожалению, нынешние социально-экономические программы почти не учитывают позицию молодёжи в процессе общественного развития. Таким образом, необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Мировоззрение является выражением целостности духа, целостность эпохи создается под влиянием определенного уровня знаний и умений, а также под действием общественных интересов тех или иных социальных групп. Речь, идет собственно, о самоопределении человека в мире, о поисках им своего пути в обществе, о потребности понять себя, осмыслить свою жизнь и судьбу. Все эти проблемы важны для человека, затрагивают самую суть его бытия. [1, 5 стр.] Таким образом, потребности и подлинные цели в образовательных учреждениях помогают выделить обучающему на его дальнейшем пути.

В наши дни, когда происходит смена модели социально-экономического вектора страны, рынок адаптирует молодежь на совершенно иной тип поведения — активный, целеустремленный, предпринимательский.

Управляя своей жизнью в обществе, каждый человек решает массу жизненных задач. В этом и проявляется личность, что она может решать эти задачи. Одно и то же затруднение, решается разными молодыми людьми совершенно различными способами.

Молодежь очень восприимчива к разным экстремальным ситуациям, которые возникают в обществе, государстве и мире, как следствие неадекватная реакция на них проявляется в виде различных отклонений от нормальных социальных отношений. Как показывает практика, они бывают положительными, такими как художественное, научное творчество, а могут быть и негативными.

К последним относятся различные социальные патологии, такие как пьянство, наркомания, проституция, бродяжничество, преступления и другие. Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социума, а также десоциализированные — так называемые трудные подростки, которые ввиду различных обстоятельств не считаются полноценными членами определенной социальной группы.

Влияние на формирование негативного поведения у молодежи являются различные условия: у кого-то улица, у кого-то это семья, возможно конфликты в учебном или трудовом коллективе и т. д. Культурно-досуговая характеристика большинства молодежи с антиобщественным поведением существенно ниже сверстников, в том числе по причине проникновения по разным каналам праздных стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества.

Антиобщественной поведением у молодежи тоже входит в ряд привычного. Нормой становятся культы жестокости и силы, половой распущенности и наркотиков, воображаемый культ вседозволенности и безнаказанности, порождая зависть и готовность использовать любые способы приобщения к красивой жизни, возможности не отказать себе в любых желаниях, даже если это причиняет другим ущерб, моральный или физический ущерб. Как показывают исследования, молодёжь отличается следующими характеристиками:

 довольно пренебрежительное использование культурного досуга;

 просмотр видео и телевидения, многочасовое бесцельное пользование компьютерной техникой преимущественно как трата свободного времени;

 чрезмерно доверительное отношение к информации, полученной в своей малой группе, где в основном проводится свое свободное время;

 ничтожность круга интересов, а также лояльное отношение к пассивно-потребительскому досугу и другим негативным его формам.

Для социализации личности необходимо усвоение норм и ценностей группы и общества. Личность должна обладать:

 обязанностями;

 правом — стремлением к собственной и уважением чужой независимости;

 призванием, т. е. самобытностью. [2, 94–95 стр.]

Для осознания причин антиобщественных действий молодежи можно отметить основные социальные проблемы, решение которых является для государства и общества первостепенной задачей. Одну из таких проблем можно обозначить как экономическое неравенство, благодаря которому огромная часть молодежи относится к слою малообеспеченных людей. Многие молодые семьи считают первичной задачей одеть и обуть, а также, чтобы их дети были сыты, а только затем на перспективу рассматривается такая проблема как воспитание.

Вторая по значимости социальная проблема молодежи — это трудности при трудоустройстве по профессии, как следствие, низкая квалификация молодых специалистов. Это взаимосвязано с неким романтическим мировоззрением российской молодежи, которое произошло под веянием товарно-сырьевой экономики. Большинство молодых людей при выборе своей будущей профессии ориентируются больше не на профессиональный и личностный рост, а исходят из правила, стая во главу угла зарабатывание денег.

Как подчеркивается в зарубежных исследованиях, связь между безработицей в сфере молодежи и социальным исключением прослеживается довольно четко, так как отсутствие возможности найти хоть какую-нибудь работу, не говоря уже о высокоприбыльной, рождает ощущение бесполезности, что в свою очередь подвигает к незаконным действиям, а значит и к антиобщественным деяниям.

Следующей немаловажной проблемой у молодежи является сохранность здоровья и ведение положительного образа жизни. Здесь отмечаются следующие угрозы, такие как заражение СПИДом и другими заболеваниями, передающихся половым путем, наркомания, курение, алкоголизм, высокий уровень травматизма, проблемы репродуктивной способности у молодёжи, увеличение психических расстройств, суицидальные проявления, в значительной мере низкая физическая культура и довольно поверхностные знания о здоровом образе жизни.

Четвертая причина из перечисленных — это правовой нигилизм. Вся социально-политическая пассивность кроется в присутствие более значимых проблем, например занятые поиском заработка, ощущении никчемности и бесполезности гражданской позиции и т. д. За последнее время с помощью активных мер активность молодежи повысилась, но трудности, однако, в этой сфере остались.

И, в заключение, одной из основных по значимости проблем в среде молодежи, остается проблема самоопределения, когда в эпоху компьютеризации и увеличения роли средств информации, распространения массовой культуры и культа потребительства, трудно найти какие-либо ориентиры, кроме материальных.

Как свидетельствует практика, люди часто сталкиваются с проблемами, которые сами не могут решить. Поэтому поддержка лиц, подверженных антиобщественному поведению просто необходима. Проведение профилактических работ является довольно эффективным средством для предотвращения усугубления ситуации и нормализации его внутреннего душевного состояния.

Профилактические действия по работе с молодежью в образовательных учреждениях представляют целый комплекс мероприятий педагогического характера по предупреждению любых отклонений. Единая профилактика по средствам групповых занятий, которые объединяют коллектив школьников или студентов, формируя положительную атмосферу и доносящую до молодежи истинные ценности в современном обществе. Также разработан комплекс мер и проводится работа в малых группах или конкретными лицами, у которых сформированы явно антиобщественное поведение или подверженные влиянию плохих компаний.

В таких серьезных случаях, в рамках образовательных учреждений, проводятся различные встречи и беседы с самим обучающимся, а также его родителями, возможно присутствие не только кураторов, но и профильных преподавателей, психологов, родительского комитета, руководства образовательных учреждений, представителей администраций и других объединений.

Наблюдается противоречие в жизненных установках. Изначально, способность рыночных преобразований устанавливать связи с необходимыми людьми признавалась молодежью в числе самых важных, в то время как в настоящее время становятся важными и предприимчивость, образованность, гибкость, готовность к переменам. На смену предвзятому отношению, что в жизни можно добиться многого только благодаря помощи родственников, родителей или знакомых приходит мысль, что личный вклад и активная жизненная позиция может привести каждого к успеху.

Подводя итог, можно констатировать, что для преодоления социальных проблем антиобщественных поведения молодежи требуется единый комплексный подход. От грамотной работы всего государства, занимающихся проблемами антиобщественного поведения, в том числе и образовательных учреждений, зависит явность принимаемых мер. Всё это, и многое другое, делается исключительно с одной составляющей целью — воспитать многогранную и образованную личность, конкурентоспособного на нынешнем рынке труда с позитивным мышлением и подлинными ценностями.

Литература:

  1. История философии: учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск: Выш. шк., 2012. — 988с.
  2. Основы социологии и политологии: учебное пособие для колледжей и техникумов / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — СПб: СпецЛит, 2012. — 256 с.
  3. И. Н. Байкова. Социально-педагогические проблемы антиобщественных действий молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 2. Стр. 166–172
Основные термины (генерируются автоматически): антиобщественных действий молодежи, проблемы молодежи, образовательных учреждений, проблемы антиобщественных действий, социальные проблемы молодежи, антиобщественных поведения молодежи, криминальной активности молодежи, социальным проблемам молодежи, нижняя граница молодежи, некий образ молодежи, социальная проблема молодежи, характеристика большинства молодежи, мировоззрением российской молодежи, мер активность молодежи, огромная часть молодежи, поведении молодежи, молодежи истинные ценности, Социальные проблемы антиобщественных, сфере молодежи, среде молодежи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle