Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (196) март 2018 г.

Дата публикации: 06.03.2018

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Рябинская Т. С., Замогильный В. В. Социальное самочувствие молодёжи (на примере студентов профессиональных образовательных учреждений г. Таганрога) // Молодой ученый. — 2018. — №10. — С. 142-143. — URL https://moluch.ru/archive/196/48608/ (дата обращения: 19.04.2018).



В статье актуализируется тема социального самочувствия молодёжи. Для оценки последнего приводятся результаты опроса, проведённого среди студентов профессиональных образовательных учреждений города Таганрога.

Ключевые слова: социальное самочувствие, социальные самоощущения, уровень жизни, уровень удовлетворённости, социальный опыт

Понятие «социальное самочувствие» сегодня одно из самых часто упоминаемых как в научном, так и медийном российском пространстве. Это можно счесть одновременно и признаком профилактической заботы, и явственным симптомом того, что наше общество действительно чувствует не вполне хорошо. Несмотря на частоту употребления данного термина, социологическая наука пока не выработала единого подхода к его определению. Тем не менее, обобщая уже данные учёными трактовки, «социальное самочувствие» можно интерпретировать как состояние оценочного характера, субъективное восприятие реальности и себя в ней, определяемое по ряду следующих показателей: уровень жизни; качество свободного времени; эмоционально-психологическое состояние; социальные самоощущения; самооценка потенциала и др. [1, с.100]

В условиях продолжающегося в нашей стране переходного периода, отмечаемого такими негативными для общества процессами, как его криминализация и маргинализация, усугубление социального расслоения и усложнение социальной структуры как таковой изучение и систематический мониторинг социального самочувствия представляется действительно важной задачей. [2, с.57] И первостепенное значение имеет её решение применительно к молодёжи –самой активной и в то же время самой уязвимой социальной группе, выбор жизненной стратегии которой в конечном счёте определяет будущее и всего нашего общества.

Именно социальным самочувствием молодёжи во многом обуславливается выбор ею тех или иных моделей социального поведения, построение жизненных стратегий, а неудовлетворённость социально-экономическим положением является одним из ключевых факторов формирования в молодёжном сознании экстремальных и даже экстремистских установок. [3, с.18]

Для определения социального самочувствия студентов профессиональных образовательных учреждений г. Таганрога был проведён письменный опрос в форме анкетирования, в котором приняли участие 55 юношей и 45 девушек в возрасте от 18 до 20 лет. Вопросы анкеты условно объединялись в несколько групп, каждая из которых охватывала свой набор показателей социального самочувствия, уровень удовлетворённости каждым из которых молодым людям предлагалось оценить по 5-балльной шкале.

Первая группа вопросов была направлена на определения степени удовлетворённости молодёжи её уровнем жизни — материальным положением, жилищными условиями, качеством отдыха и питания. Согласно полученным ответам, молодые люди данными параметрами в целом удовлетворены: 80 % опрошенных выбрали оценки «4» и «5» по каждому из этих показателей, кроме качества отдыха — хорошим и отличным его считают только 40 % респондентов; 60 % молодых людей оценили его в 3 балла. Выборочное интервьюирование впоследствии позволило определить главные причины такой оценки. Чаще прочих называлось недостаточное количество в городе мест отдыха, располагающих к интересному и разнообразному времяпрепровождению и обладающих к тому же ценовой доступностью.

Ответы на вопросы второго блока, позволяющие судить о социальных самоощущениях молодёжи, продемонстрировали высокий уровень лояльности молодых людей по отношению к семье и ближайшим устойчивым референтным группам — кругу друзей и сокурсников. Свою удовлетворённость отношений с ними 90 % молодых людей оценивают высшим баллом, 10 % — оценкой «хорошо». Это позволят сделать вывод о том, что молодёжи комфортно в окружающей её микросреде — той важной части социальной среды, в которой непосредственным образом проявляется её деятельностная и коммуникативная активность и которая играет ключевую роль в накоплении социального опыта, который у подавляющего числа молодых людей оказался позитивным.

Однако же в отношении города и страны уровень молодёжной лояльности оказался заметно ниже: для выражения своей удовлетворённости ими 25 % молодых людей выбрали оценку «3», а более лояльно настроенное большинство — 75 % респондентов — предпочло оценке «отлично» более отстранённый и сдержанный вариант «хорошо».

Вариант «хорошо» оказался самым популярным у молодёжи и при оценке ею личного потенциала — своих способностей, успехов и личностных качеств. Свои же перспективы в плане получения дальнейшего образования, духовного развития, улучшения социального положения, повышения материального благополучия молодёжь оценивает ещё более сдержанно, и в 60 % ответов — оценкой «удовлетворительно» по первым двум параметрам, оценкой, в 70 % ответов — оценкой «хорошо» по двум другим. Вариант «отлично» среди ответов на вопросы этого блока практически не встречается.

Очевидно, опрошенные молодые люди не склонны демонстрировать безоговорочный оптимизм в том, что касается их будущего. Низкая оценка шансов изменить своё социальное положение говорит о недостаточности существующих в нашем обществе социальных лифтов, а кажущееся молодёжи мало возможным духовное развитие, по всей видимости, во многом обязано таким представлением воздействием современной поп-культуры.

В целом же результаты проведённого опроса позволяют сделать вывод о том, что социальное самочувствие таганрогских студентов профессиональных образовательных учреждений можно назвать вполне удовлетворительным, но всё же требующим определённых мер по улучшению качества отдыха молодёжи, по повышению уровня её лояльности к городу и стране, а также по привитию ей навыков построения позитивной жизненной стратегии.

Для реализации таковых образовательными учреждениями может быть разработан и проведён комплекс мероприятий, направленных на усвоение молодёжью патриотических ценностей и реализованных с учётом наиболее популярных в молодёжной среде форматов. Так, например, вместо традиционного экскурсионного посещения музеев с целью знакомства с историей города молодым людям можно предложить тематическую квест-игру, предполагающую не только посещение историко-культурных объектов, но интерактивный игровой контакт с ними.

Важным представляется и вовлечение молодёжи в творческую жизнь, привлечение её к научной работе. Эти направления деятельности поспособствуют повышению самооценки личностного потенциала молодёжи, повысят качество её досуга, а также позволят ей более оптимистично оценивать перспективы духовного развития.

Улучшению качества досуга молодёжи вне стен образовательных учреждений может поспособствовать и поддержка малого бизнеса на местном уровне. Так, например, открытие ряда новых арт-кафе и антикафе могло бы не только разнообразить досуг молодёжи, но и реализовать её креативный бизнес-потенциал.

Кроме того, представляется необходимым привлечение внимания молодёжи к ряду существующих на региональном уровне государственных молодёжных программ, предлагающих поддержку в реализации перспективных стартапов.

Литература:

  1. Суняйкина О. Н. Понятие «социальное самочувствие» в социологии// Вестник Мордовского университета, 2011 г., № 3. — с. 98–101
  2. Антипьев А. Г. Современное российское общество и его социальная структура// Вестник Пермского университета, 2010 г., выпуск 1. — с.56–66
  3. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. — М.: Academia, 2009. — 320 с.
  4. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив.- М.: Альтаир,1995.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональных образовательных учреждений, студентов профессиональных образовательных, социального самочувствия, молодых людей, образовательных учреждений г, социального самочувствия молодёжи, оценкой «хорошо», уровень удовлетворённости, Социальное самочувствие молодёжи, уровень жизни, социальное самочувствие, социального самочувствия студентов, Понятие «социальное, показателей социального самочувствия, степени удовлетворённости молодёжи, мониторинг социального самочувствия, жизненной стратегии, уровень лояльности молодых, молодёжи –самой активной, качества отдыха молодёжи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос