Библиографическое описание:

Жусупбекова М. К. К вопросу об эколого-правовой культуре // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 551-553.



 

Современное состояние общества вызывает тревогу и озабоченность. В обществе множество негативных явлений в различных ее сферах. Например, преступность, коррупция, правонарушения в области экологии и т. д. Все эти негативные явления возникают из-за низкой правовой культуры и правового сознания граждан. Вместе с общим снижением правовой культуры снижается и эколого-правовая культура и эколого-правовое сознание населения.

Очевидно, что в решении различных проблем государства особое место занимает образование и воспитание, которые являются одним из важнейших институтов государства и призваны осуществлять правовую подготовку обучающихся.

В настоящее время вопросы правового обучения населения, в том числе правового воспитания, занимают центральное место, потому что служат основой для развития личности гражданина, является гарантом дальнейшего роста экономики страны и стабильности в политической сфере.

Значит, чем развитее общество, тем более высокое правовое образование и воспитание должно быть, которые, в свою очередь, связаны с социальным, экономическим, политическим и культурным состоянием общества.

Одной из основных задач государственной политики является повышение уровня правовой культуры населения и снижение численности правонарушений в обществе, в том числе и экологических правонарушений.

Поэтому, одной из главных задач государственных органов является профилактика экологических правонарушений среди населения.

Профилактику экологических правонарушений можно определить как комплекс мер, направленных на сохранение и бережное отношение к окружающей среде путем выявления и устранения причин, способствующих совершению экологических правонарушения.

Работа по профилактике правонарушений включает в себя праворазъяснительную работу, проведение мероприятий, повышающих правовую культуру населения, в том числе эколого-правовую культуру.

Среди мер повышения экологической культуры граждан важное место занимает экологическое образование, воспитание и просвещение, ориентирующие человека и общество на дружественные отношения с окружающей природной средой и гармонизацию с ней, что предполагает наличие определенного и достаточно высокого уровня экологических знаний, экологического сознания. В связи с этим на первый план выходят проблемы экологического сознания, духовности, нравственности, культуры. Поэтому в Экологическом кодексе Республики Казахстан целая глава посвящена «Экологическому образованию и экологическому просвещению» [1].

В соответствии с Экологическим кодексом целями экологического образования и просвещения являются формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, формирования определенного уровня экологических знаний у населения и убеждение людей в правильном поведении, согласно экологической этики, основанной на принципах устойчивого развития.

Значит, развивая экономику, занимаясь природопользованием, мы не должны забывать, что растет новое поколение, которое тоже должно удовлетворять свои потребности и жить в согласии с природой.

Если остановиться на основных задачах в области экологического образования, то они включаютулучшение качества экологического образования посредством актуализации его содержания, обеспечения организаций образования современными учебно-методическими материалами, повышения квалификации преподавательских кадров; развитие организационных основ, программ и мероприятий по экологическому просвещению в обществе и семье;подготовку профессиональных кадров для реализации задач в области охраны окружающей среды[1].

Конечно, в регионе делается многое для повышения уровня эколого-правовой культуры, но недостаточно пропагандируется эколого-правовая работа и ее результаты. Сначала в регионах должны принимать программы по проведению эколого-правового всеобуча и эколого-правового воспитания, затем должны создаваться определенные структуры, которые должны заниматься эколого-правовой пропагандой знаний. Например, в нашем регионе была подготовлена региональная программа по праворазъяснительной работе, которая, несомненно, сыграла определенную роль в правовом обучении населения, в том числе и в эколого-правовом обучении. Здесь наряду с информационной работой с населением предусматривалось создание условий по бережному отношению к экологии.

Помимо этого, проводятся различные мероприятия. Например, проведение субботников под названием «Чистый город», конкурсы среди учащихся по здоровому образу жизни. Но этого недостаточно, нужно усилить работу по эколого-правовому всеобучу.

Известно, что молодежь, в основном студенты, знают свои права. Хотя в их эколого-правовой культуре есть свои противоречия, а именно, хотя у них достаточно высокий уровень эколого-правового знания, но очень низкий уровень навыков по применению этих знаний. Необходим комплекс мер для того, чтобы они умели применять на практике свои эколого-правовые знания.

Значительная часть взрослого населения ощущает недостаток в эколого-правовых знаниях.

Отмечаются недостатки в эколого-правовом поведении служащих, ответственных работников.

В целях систематической работы по эколого-правовому просвещению граждан, повышению эколого-юридической грамотности населения широко используются такие формы и методы эколого-правового воспитания, как: проведение занятий в системе повышения квалификации, осуществление научных исследований по актуальным проблемам формирования эколого-правовой культуры, эколого-правовому обучению и воспитанию. Организованы курсы повышения квалификации преподавателей правовых дисциплин с привлечением ученых-юристов, политологов, опытных практических работников правоохранительных, судебных и иных органов. Например, с 9 по 26 сентября 2013 года в ряде городов Казахстана Министерством образования и науки были организованы курсы повышения квалификации для преподавателей школ и средних учебных заведений. На курсах рассматривались такие вопросы, как: правовая культура, правовое сознание и правовое воспитание. Одной из целей этих курсов являлось повышение правовой культуры и правового сознания преподавателей. Но, к сожалению, в программе курсов не предусматривались вопросы эколого-правовой культуры, эколого-правового воспитания и эколого-правового сознания. Поэтому необходимо работу в этой области усилить и систематизировать.

Помимо этого, нужно принять дополнительные долгосрочные меры по развитию юридического всеобуча и совершенствованию юридической подготовки всего населения страны, в том числе и эколого-правового всеобуча.

Для этого, во-первых, нужно, чтобы и семья, и школа, и средние специальные и высшие учебные заведения, в целом все государство, занимались эколого-правовым воспитанием и образованием молодежи, чтобы в целом поднять экологическое сознание и экологическую культуру общества.

Во-вторых, помимо этого, предметы «экология», «основы экологического права» должны стать действенным элементом всей системы образования. Нужно, чтобы обучающиеся были экологически грамотными, для этого необходимо усилить изучение законов живой природы, взаимодействия общества и природы. К примеру, использовать на уроках решение кроссвордов, ребусов по охране окружающей среды, которые повышают любознательность детей, познавательный интерес к природе.

В-третьих, для подъема экологической культуры необходимо издавать книги, учебные пособия с множеством сведений о гармонии человека с природой, о значении и роли природы для человека, методические пособия с играми по охране окружающей среды, по правовым основам экологии.

В-четвертых, помимо этого, нужно вести в младших классах факультативные занятия, внеклассные мероприятия по различным темам по охране окружающей среды, проводить экологические экскурсии, организовывать экологические кружки.

Семья один из главных факторов, влияющих на положительный рост молодого человека. Семья тот социальный институт, где с детства прививаются начальные знание о праве, о правонарушении, об экологическом правонарушений. С детства родители должны учить своих детей не брать чужого, говорить правду, не обижать других,не ломать деревья, не срывать цветы с кустарников, не сорить на улице, слушаться воспитателя и учителя и т. д. Поэтому ответственность по эколого-правовому всеобучу в какой-то мере лежит и на родителях. А для этого нужно проводить эколого-правовое обучение родителей в детских садах и школах.

Исследуя эту проблему, мы предлагаем следующие рекомендации:

               эколого-правовая работа с родителями в детских садах, школах и вузах;

               создавать экологические отряды содействия (не только среди студентов) и привлекать различные категории населения;

               усилить преподавание курса «Основы права» в ссузах и вузах с большим акцентом на знание экологических обязанностей и обучить применять полученные знания на практике;

               на эколого-правовое сознание населения влияют акции, поэтому нужно больше проводить акции на эколого-правовую тему;

               на эколого-правовое сознание и поднятие эколого-правовой культуры влияют средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни остается включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Правовая информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Средства массовой информации являются основным социальным институтом, формирующим правосознание у населения. Это обстоятельство повышает требования к четкости, правдивости и своевременности передаваемой СМИ эколого-правовой информации. На основании вышеизложенного, нами предлагается на телевидении, являющимся одним из самых доступных источников информации, ввести обязательное транслирование еженедельной передачи об эколого-правовом воспитании, выходящей в удобное для населения время;

               необходимо перенимать передовой опыт зарубежных стран по эколого-правовому воспитанию подрастающего поколения. Так, в Германии специальная программа для детского сада отсутствует, но они сами включаются в общее движение: с детьми проводят доступные их возрасту специальные занятия на правовые темы, акции, правовые игры, утренники «Жить без мусора», «Мы и окружающий мир». Для воспитателей детского сада организуются курсы повышения квалификации, выпускают брошюры и буклеты на тему права [2]. В Японии уже у 4-х летних детей воспитатели начинают развивать чувство общественного долга. В пятилетнем возрасте у дошкольников развивают навыки общения и совместной деятельности, умение действовать самостоятельно, но согласованно с другими, проявлять дисциплинированность и стремление к достижению поставленной цели и общего результата[3].

Кроме этого, необходимо создать школы эколого-правовых знаний при областных и городских отделах народного образования.

 

Литература:

 

  1.              Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года.
  2.              Протасова Е., Райхштейн А. Как полюбить мусор?: Опыт экологического воспитания в Германии // Обруч. — 1996. — № 1.
  3.              Нанивская В. Т. У истоков японского «группового сознания» (послесловие к русскому изданию) // Детский сад в Японии. — М., 1987.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle