Библиографическое описание:

Сугак А. П., Рядинский В. Г. Формирование интеллектуальной культуры кадет в процессе физкультурного образования // Молодой ученый. — 2015. — №24.2. — С. 42-44.



 

Состояние современного Российского общества, характеризующееся социально-экономическими изменениями, переоценкой культурных ценностей, снижением интеллектуального уровня общества, актуализирует проблему формирования интеллектуальной культуры личности подрастающего поколения, так как социальное и экономическое развитие страны в прямой степени зависит от интеллектуального уровня общества и его потенциала.

Большая роль в формировании интеллекта отводится системе образования, в рамках которой реализуются ценности культуры. Культура — исторически сложившаяся и активно проявляющаяся творческая деятельность человека, и его развитие в результате этой деятельности [1]. Ценности физической культуры, составляя часть общей культуры, также позволяют осуществлять преобразование личности человека, оказывают влияние не только на его физическую сферу, но и интеллектуальную [4]. Личностное становление человека в ходе физического образования, как составляющей физической культуры, сводится лишь к процессу обучения двигательным действиям, воспитанию свойственных человеку физических качеств, что, безусловно, придаёт односторонность педагогическим воздействиям [2; 3].

Интеллектуальную культуру изучали в информационном аспекте (Сотникова Е. А. Информационная культура личности — актуальная проблема российского общества); историческом (Л. П. Репина, Ю. Я. Вин, О. В. Воробьева, И. О. Ермаченко Г. П. Мягков, А. И. Пигалев, Г. Г. Пиков, В. Г. Рыженко Е. А. Чиглинцев (Вестник РОИИ, Выпуск 1 (2), зима 2002, Историческое знание и интеллектуальная культура)), (Мартиросян М. Ш., Боруха С. Ю. «Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов»).

Процесс формирования интеллектуальной культуры учащихся недостаточно изучен как целостная система взаимодействия субъектов процесса физкультурного образования. Отсутствуют систематические исследования формирования интеллектуальной культуры личности направленным использованием ценностей физической культуры.

Максимальная реализация всех ценностей физической культуры возможна в процессе физкультурного образования, в котором интеллектуальное воспитание должно составлять одно из приоритетных направлений в формировании интеллектуальной личности [5].

В настоящее время освоение человеком ценностей физической культуры происходит посредством его включённости в процесс физкультурного образования, которое, в свою очередь, на основе специально смоделированных видов деятельности может обеспечить сформированность специфического состояния личности — интеллектуальной культуры [6]. Процесс физкультурного образования должен быть направлен на формирование физкультурно- образованной личности, включенной в физкультурно-спортивную деятельность как самостоятельно, так и в коллективных занятиях, связанных с сознательно воспроизводимыми либо создаваемыми новыми средствами физической культуры и новыми вариантами их использования. Совершенствование процесса физкультурного образования предполагает всестороннее рассмотрение его основных сущностных положений, отражающих как содержание, так и направленность психолого-педагогических воздействий на интеллектуальное становление личности. Физкультурное образование — это совокупность специальных видов физкультурно-спортивной деятельности, которые при строгом соблюдении дидактических основ обеспечивают достижение интеллектуально- значимого положительного эффекта. Оправданным и социально значимым в функционировании физкультурного образования будет формирование интеллектуальной культуры личности, в которой главным результирующим показателем эффективности служит высокоинтеллектуальная личность, овладевшая ценностями физической культуры и обладающая набором личностных и двигательных способностей, обеспечивающих успешность общесоциальной практики жизни.

Физкультурное образование как совокупность специальных видов физкультурно-спортивной деятельности располагает большими возможностями в формировании интеллектуальной культуры личности подростков.

Это обусловлено тем, что:

1. Физкультурное образование — специфическое социально- педагогическое явление и процесс, влияющие на сознание, психику и поведение учащихся.

2. Особенностью физкультурного образования в становлении интеллектуальной культуры личности является положение о том, что при умелом педагогическом руководстве оно позволяет приобретать такие ценные интеллектуальные качества, как одаренность, глубина знаний, широта интеллектуальных интересов, творческое воображение; положительно влияет на развитие психических процессов и черт характера кадета.

Формирование интеллектуальной личности в физкультурном образовании предполагает рассмотрение таких понятий, как «интеллект» и определение «интеллектуальной культуры». Интеллект является основной формой познания действительности.

Существует три разновидности в понимании функции интеллекта:

1) способность к обучению,

2) оперирование символами,

3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее важна и такая сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем дает возможность творчески преобразовывать действительность [7].

Источником полноценного развития ребенка в школьном возрасте выступают две деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества и приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, которая, в отличие от учебной, не нацелена на освоение уже известных знаний, а способствует формированию самодеятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на создание нового. Осуществляя перечисленные виды деятельности, дети сталкиваются с разнообразными задачами. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи с тем, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило.

В творческой деятельности решаются поисковые задачи с целью развития способностей кадет. Поэтому если в процессе учебной деятельности происходит становление умения учиться, то в рамках творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения. Большая роль в формировании знаний отводится системе образования, в которой реализуются ценности культуры.

Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, что создаёт человека и личность [1]. Одной из составляющих общей культуры является интеллектуальная культура.

Интеллектуальная культура — культура умственного труда, определяющая умение ставить цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками и оргтехникой. Интеллектуальная культура младшего школьника предусматривает формирование интеллектуальных умений и навыков, основанных на овладении учащимися основных операций мышления, — это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку, что определяет уровень успеваемости учащихся. Интеллектуальный уровень личности характеризуется в целом двумя основными параметрами: — объемом приобретенной информации: — способностью использовать эту информацию для решения возникающих в процессе деятельности различного рода проблемных ситуаций.

Первый из этих параметров характеризует эрудицию человека, второй — его интеллектуальное развитие. Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в школьном возрасте. Ведущую роль в развитии интеллекта имеет мышление — способность к абстрактному, обобщенному отражению действительности, глубокому пониманию сущности и причинности явлений. Оно связано с познавательными качествами: ощущениями, восприятием, вниманием, памятью, воображением, представлением, речью. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, их превращению в регулируемые, произвольные процессы. Нами было проведено анкетирование родителей и учителей, беседа с ними. Проверка основ знаний учащихся в сфере физической культуры, которая осуществлялась в форме опроса, по специально разработанным анкетам, отражающих содержание предмета «Физическая культура» для общеобразовательных школ. Кроме того, проверка основ знаний учащихся в сфере физической культуры и спорта, обусловлена необходимостью решения вопроса о выполнении Постановления Правительства РФ № 916 от 20.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

Анализ научной литературы и предварительные итоги исследования показали, что:

 общество нуждается в личности — субъекте высокой интеллектуальной культуры;

 недостаточно использование ценностного потенциала физической культуры в становлении сущностных характеристик интеллектуальной культуры личности;

 у учащихся выявлены существенные недостатки знаниях в сфере физической культуры и имеют односторонний подход к данному процессу.

 

Литература:

  1. Мищенко В. В., Мищенко Л. И. Культура как исторически сложившаяся и активно проявляющаяся творческая деятельность человека, и результат развития его в этой деятельности.
  2. Николаев, Ю. М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 1. — С. 2–9.
  3. Николаев, Ю. М. Общая теория и методология физической культуры: контуры нового — человеческого измерения / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 11. — С. 9–14.
  4. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л. И. Лубышева. — М.: Академия, 2001. — 240 с.
  5. Коровин, С. С. Теория и методика формирования физической культуры личности: учебно-методическое пособие / С. С. Коровин. — Оренбург: изд-во ОГПУ, 2005. — 72 с.
  6. Пономарев, Н. И. Социальные функции физической культуры / Н. И. Пономарев. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.
  7. Мартиросян М. Ш., Боруха С. Ю. Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов // Начальная школа. — 2006, № 11. — с.31–34113
  8. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  9. Колесников, В. Ф. Эффективность образования / В. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова. — М.: Педагогика, 1991. — 272 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle