Автор: Зиамбетов Влад Юсупович

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 1178 раз

Библиографическое описание:

Зиамбетов В. Ю. Основные характеристики структуры физической культуры личности школьников начальных классов // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 274-277.

Изменения в содержании образования приобретают особое значение в контексте становления личности учащегося. Из множества наиболее значимых стратегий становления личности, будущей интеллектуальной элиты общества на современном этапе выделяется единство телесных и духовных составляющих человека, социокультурных начал деятельности личности и в целом общества.

В этой связи необходимая интеграция культур в образовательном процессе современной школы становится важным условием становления внутренних (духовных) и внешних (телесных) начал личности школьника [3,c.57]. Среди многих явлений культуры особо выделяется культура физическая, благотворно влияющая на сознание, личностные качества (воззрения) подрастающего человека (школьника), и особенно в младшем возрасте.

Феномен физической культуры чрезвычайно многогранен в воздействии на телесно-духовную сферу личности. Физическая культура – это не только то, что «произвел» человек и человечество в процессе становления, сколько то, что в лучшей мере воспроизводит его самого; обеспечивает единство в преобразовании биосоциальных «начал» личности (И.М. Быховская).                             

Таким образом, физическая культура – вид общесоци­альной культуры социума; специфическая, творчески-преобразовательная деятельность по развитию системы двигательных и личностных потребностей и способно­стей обеспечивающих качество социализации личности. Физическая культура личности – специфическая сфера общей культуры человека; интегрированное, специфическое и динамичное лично­стное состояние, отражающее сформированность ценно­стных ориентации, системы двигательных и личностных потребностей и способностей, определяющих эффек­тивность социализации, общесоциальной и физкультурно-спортивной деятельности [6].

В этой связи актуализируется проблема выявления структуры и содержания понятия «физическая культура личности», характерная именно для школьников младшей возрастной группы.

На основе анализа научно-педагогических исследований (С.С. Коровин, В.К. Бальсевич, В.А. Сластенин), понятие физической культуры личности означенной возрастной группы, которое может быть представлено следующим образом (рис.1):

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА  ЛИЧНОСТИ

 

1. Физический

компонент

 

1.Физическое развитие

2.Физическая работоспособность

3.Двигательная подготовленность (физическая, техническая)

 

2. Когнитивный

компонент

 

1. Сформированность знаний

в сфере физической культуры

2.Качество основных психических процессов

3.Ценностные ориентации личности в сфере физической культуры

 

 

3.Физкультурно-деятельностный

компонент

1.Сформированность потребностно-мотивационной сферы

2. «Включенность» в физическую культуру

 

 

Рис. 1. Содержание и структура физической культуры личности

 

- физический компонент (физическое развитие, физическая работоспособность, двигательная подготовленность);

- когнитивный компонент (сформированность знаний в сфере физической культуры; качество основных психических процессов; ценностные ориентации в сфере физической культуры);

- физкультурно-деятельностный (сформированность потребностно-мотивационной сферы; «включенность» в физическую культуру).

Сформированность физического компонента физической культуры личности, по сути, отражает качественно-количественные показатели физического развития, работоспособности, физической и технической подготовленности (т.е. унаследованные морфофункциональные признаки, индивидуальные особенности, двигательные способности личности).

Физическое развитие включает [2,c.180]: вес (действенный показатель  школьников с учетом того, что потеря в весе есть один из первых симптомов перенапряже­ния функциональных систем, их угнетения; потеря в весе свидетельствует о снижении коэффициента полезного действия обмена веществ, о чрезмерной затрате резервов гликогена и жиров; является одним из показателей хороше­го функционального состояния организма, его работоспособности и восста­навливаемости); весоростовой показатель (наиболее полно отражает положительную или отрицательную прибавку или сбавку в весе школьников); жизненная емкость легких (ЖЕЛ – произвольная максимальная вен­тиляция легких, как некая физиологическая составляющая жизнеспособности организма является достаточно значимым звеном в физическом компоненте физической культуры школьников); отношение ЖЕЛ (в мл) к весу (в кг), жизненный индекс человека (жизненность есть структурный компонент жизнеспособности, жизнестойкости человека).

Физическая работоспособность – возможность выполнять физическую деятельность без снижения уровня функционирования организма (прежде всего, сердечно-сосудистой и дыхательной систем). В свою очередь, уровень физической работоспособности школьников – некая мера морфо-функциональных, метаболических и биохимических показателей физической культуры личности школьника.

Двигательная подготовленность школьников есть интегральное состояние, отражающее уровень сформированности двигательных умений и навыков (технические действия) и степень развития физических (двигательных) качеств (физических способностей). Физическая подготовленность – состояние  развития двигательных (физических) качеств. Уровень физической подготовленности обуславливает физические кондиции (физические качества) школьников: общая выносливость отражает приспособительные реакции организма младших школьников к продолжительной работе.

Тем не менее, у детей младшего школьного возраста в состоянии технической подготовленности   (качество   сформированности  двигательных умений и навыков) судят по показателям: объема освоенных технических действий (общее количество); эффективности освоенных технических действий (их соответствие с показателями и индивидуальными особенно­стями); стабильности действий и приемов (способность качественно исполнять их в различных условиях (в том числе и помехоустойчивость); вариативности (способ­ность к коррекции двигательных, действий в конкретных условиях).

 Целью становления когнитивного компонента физической культу­ры личности является приобретение учащимися физкультурных знаний и умений их практического использования в образовательном процессе, самосовершенствования для обеспечения успеха в личностном становлении, а также для сохранения и укрепления индивидуального здоровья [1].

Знания основ теории и методики физической культуры определяют ов­ладение ее ценностями и формируют правильное и сознательное отношение личности к своему здоровью, развитию физических качеств, личной и обще­ственной гигиены, поведению [5,c.27].

Сформированность комплекса широких, глубоких, гибких и прочных знаний в сфере физической культуры, теоретических положений здорового образа жизни и спортивного поведения  является основой в становлении когнитивного компонента физической культуры школьников в образовательном процессе.

Качество состояния основных психических процессов младших школьников отражается в [7,c.29]:

- частоте и качестве проявления эмоциональных переживаний и состояний в ходе физкультурно-спортивной деятельности: собственно эмоций: радость (удовлетворенная потребность); чувств: нравственных (долг, гуманность, доброжелательность) и эстетических; страсти (сосредоточение сил личности на единой цели в какой-либо деятельности); интеллектуальных (удивление, сомнение, любознательность, уверенность); настроение (доброе, радостное, спокойное);

- оптимальном состоянии двигательной памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений), эмоционально-образной (представлений);

- устойчивость внимания ценна своей качественной характеристикой –  сохранением требуемой концентрации внимания в течение длительного вре­мени (при утомлении резко ухудшается) (Е.П. Ильин).

 Ценностные ориентации – личностное состояние, отражающее совокупность устремлений и потребностей человека, выступающих для него в качестве личных ценностей и целей жизнедеятельности. Этот показатель является одним из важнейших для младших школьников (когнитивного компонента физической культуры личности), определяющий мотивацию школьника и включенность его в процесс самосовершенствования, удовлетворение его потребностей (А.В. Кирьякова, В.И. Андреев, А.Г. Здравомыслов).

Показателями сформированности ценностных ориентаций школьника в сфере физической культуры являются: знание ценностей общесоциальной и физической культуры; умение распознать и выделить ценности физической культуры, а также знать их роль для «себя» и общества.

В обосновании физкультурно-деятельностного компонента физической культуры личности следует отметить, что сформированность потребностно-мотивационной сферы отражает:

·            установление учащимися взаимодействия и взаимоотношений с другими участниками физкультурно-спортивной деятельности;

·                     улучшение (модернизация) условий повседневной жизни и деятельности за счет одобрения его стороны окружения, признания, имеющихся знаний, авторитета;

·                     возможность преобразовывать поступающую информацию (создание новых ценностей физической культуры к окончанию начальной школы);

В свою очередь «включенность» школьников в физическую культуру как необходимая характеристика физкультурно-деятельностного компонента физической культуры школьников интегрирует в себе:

  а) участие школьника в процессе трансляции ценностей физической культуры (в быту, семье, учебе), выражающаяся в количественных показателях (количество раз, дней);

  б) деятельность по вовлечению других людей в физкультурно-спортивную деятельность по освоению физической культуры (личный пример; убеждение);

  в) знание правил, способов организации соревнований (судейская подготовленность).

Разработанная структура физической культуры младшего школьника, как динамическое состояние (в частности ее показатели) в нашем исследовании изменились в качественную сторону в опытной группе школьников, в окончании педагогического эксперимента.

Таким образом, проблема формирования физической культуры личности младшего школьника требует теоретико-методологического и методического обоснования использования ценностей физической культуры в образовательном процессе в отношении становления данного личностного состояния. Признавая важность решения заявленной проблемы, отметим, что теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятия и структурных компонентов физической культуры личности школьника младшего возраста, отражающие его психофизиологические и двигательные особенности и обосновании образовательного процесса в начальной школе, направленного на становление физической культуры личности.

 

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебник [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2.Бундзен, П.В. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения [Текст] / П.В. Бундзен, О.М. Евдокимов, Л.Э. Унесталь // Теория и практика физической культуры. 1996. № 8. С.57.

3. Быховская, И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени / И.М. Быховская. – М.:ФОН, 1997. – 209 с.

3. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности [Текст] / Н.Н. Визитей. – Кишинев: Штиница, 1989.- 110 с.

4. Ишмухаметов, М.Г. Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры в школе [Текст] / М.Г. Ишмухаметов. – Пермь, 1987.- 78 с.

5. Кукушкин, В.С. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов [Текст] / В.С. Кукушкин. – Ростов-на-Дону: Март, 2002. – 224 с.

6. Коровин, С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры [Текст] / С.С. Коровин. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.- 132 с.: ил. С.29.

7. Общая психология: учебник [Текст] // под ред. А.В. Петровского. – М.: просвещение, 1986. – 464 с.

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, физической культуры личности, компонента физической культуры, физической культуры школьников, ценностей физической культуры, когнитивного компонента физической, культуры личности школьника, сфере физической культуры, культуры личности школьников, физкультурно-деятельностного компонента физической, Физическая культура личности, младших школьников, Феномен физической культуры, образовательном процессе, понятие физической культуры, компоненте физической культуры, показателей физической культуры, физической культуры младшего, становления личности, методики физической культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос