Библиографическое описание:

Аласкяров Н. Б., Веденеева Е. Л., Левченко В. В., Терентьев И. В., Филенков К. А. Физкультурно-оздоровительная деятельность в образовательном процессе: от античности до XX века // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 985-988. — URL https://moluch.ru/archive/132/36294/ (дата обращения: 23.04.2018).



Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения всегда находилась в поле зрения ученого сообщества начиная со времен античности. Педагогические идеи выдающихся древнегреческих философов, таких как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, содержали мысли о необходимости воспитания всесторонне развитой и здоровой личности. Уже с этого времени начинают формироваться различные подходы к воспитанию такой личности, основываясь на идеях физического развития и физического совершенствования.

В эпоху античности существовало две системы воспитания: спартанская и афинская [1, с. 25]. Воспитание в Спарте было направлено на формирование подрастающего поколения, способного одержать победу в войне при любых условиях. С малых лет детей Спарты приучали к образу жизни взрослых; особое место в этот период их жизни занимали закаливание организма и разнообразные подвижные игры. Воспитание афинских детей начиналось в возрасте семи лет в специальных учреждениях — гимнасиях. В гимнасиях детей обучали разнообразным подвижным играм, орхестрике (выполняемые под музыку упражнения в танцах и беге, упражнения в прыжках и различные виды игры в мяч). Наряду с физической подготовкой большое внимание уделялось литературному и музыкальному образованию. Особое место в системе образования афинских детей занимала философия, которой обучали философы того времени (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель).

Анализ двух античных систем образования позволяет говорить о том, что подходы к воспитанию афинской молодежи существенно отличались от спартанского воспитания. Различия состояли в том, что в основе спартанского воспитания лежала потребность Спарты в предельно выносливых и мужественных воинах. Идеалом афинского воспитания в условиях рабовладельческой демократии был гармонически развитый в физическом и умственном плане человек из числа богатых граждан и аристократов. Главными условиями воспитания гармонически развитой личности были здоровье и физическое развитие, о роли которых в своих трудах говорили Платон и Аристотель [4, с. 67–68]. Отметим, что в эпоху античности здоровье рассматривалось с двух позиций: как здоровье души (духа) и как здоровье тела.

Со времен античности прослеживаются некоторые предпосылки возникновения существующих сегодня подходов к построению современных дидактических систем. В обобщенном виде эти подходы можно дифференцировать по двум основаниям: ориентация на личность и ориентация на систему. Влияние второго подхода наблюдается в характере спартанского воспитания выносливых и мужественных воинов, что было необходимо в постоянно воинствующей Спарте. В воспитании афинских детей прослеживаются предпосылки подхода, ориентированного на личность детей, так как, повторим, идеалом афинского воспитания был гармонически развитый в физическом и умственном плане человек.

В Средние века поддержанию здоровья и сохранению долголетия внимания не уделялось. В Западной Европе, преимущественно в монастырях, начинает формироваться школа как место, где обучали чтению, письму и счету. Обучение велось на общем для религии, науки и образования латинском языке. Курс обучения в монастырских школах V-VI вв. со временем расширялся в связи с усложнением образовательной программы: стали изучать семь свободных искусств, включавших грамматику, риторику, диалектику, арифметику, географию, астрономию, музыку [4, с.70].

Христианская религия, игравшая огромную роль в жизни средневекового сообщества, установила свое господство и в области обучения и воспитания. Проповедуя «аскетизм», греховность заботы о теле, религия призывала заботиться только о спасении души и подготовке к загробной жизни. Под ее влиянием в средневековых школах совершенно не заботились о физическом здоровье подрастающего поколения, а идеал гармонически развитого человека олицетворялся с фигурой аскета, отрицающего примат физического тела. В то же время церковь, способствуя укреплению феодального строя, поощряла систему военно-физической подготовки рыцарей, которая носила классовый и сугубо военно-прикладной характер. Нормы воспитания в религиозных и гражданских рыцарских организациях, таких как иоанниты, тамплиеры и др., определялись высокими требованиями к уровню физической подготовленности, овладению семью «рыцарскими доблестями»: умению ездить верхом, фехтованию, охоте, плаванию, стрельбе из лука, игре в шахматы, слаганию стихов. Большое значение в воспитании рыцарей имели игры и спорт, которые способствовали физической закалке организма и подразделялись на подвижные, спортивные и военные. Особой популярностью пользовались фехтование, верховая езда, борьба, метание молота, прыжки, стрельба из лука и др. Обучение будущих рыцарей начиналось с семилетнего возраста, когда ребенок становился пажом при даме знатного феодала.

Эпоха Средневековья содержит массу разнообразных педагогических идей для построения процесса воспитания, направленного на гармоническое развитие личности. Одни выдающиеся деятели той эпохи предлагали организовывать воспитание, исходя из принципов гуманизма (Авиценна, И. Лойола и др.); другие — исходя из политической необходимости в здоровых и крепких воителях [4, с.56].

Эпоха Возрождения ознаменовалась борьбой со схоластикой, в том числе и в области воспитания и образования. Нарождавшаяся буржуазия не могла довольствоваться религиозной философией и средневековой культурой, мириться с идеями аскетизма и презрительным отношением к физическому развитию [3, с.90].

В период раннего и развитого феодализма на первый план выходила система военно-физической подготовки рыцарей, основные черты которой — военная направленность и классовый характер. Ситуация начинает меняться в период позднего феодализма, когда зарождается буржуазная культура и ее составными частями являются физическая культура и спорт, проводниками которой выступают гуманисты. В это время появляются гуманистические, социалистические теории физического воспитания [3, с.47].

Начало эпохи Нового времени (XVII-XVIII век) сопровождается борьбой против средневековых традиций и переосмыслением человеческих ценностей, что неизбежно отразилось и на развитии педагогической мысли этого периода [2, с.26]. Наиболее яркими выразителями новых педагогических идей в сфере физического развития и физического воспитания выступили педагог-гуманист Я. А. Коменский, английский философ Дж. Локк, выдающийся французский просветитель Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. В России начало самостоятельной науки о физическом воспитании, использовании гуманистического подхода к организации воспитательно-образовательного процесса положил выдающийся ученый, анатом и педагог П. Ф. Лесгафт. Среди многочисленных заслуг П. Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимает созданная им теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Историческая заслуга П. Ф. Лесгафта состоит в том, что им была сформулирована и практически стала воплощаться в жизнь задача огромной важности — подготовка педагогических кадров на научных основах физического воспитания и образования.

В конце XIX в. усиливается внимание общества и государства к проблемам школьного образования. «Старая» школа уже не соответствовала новым условиям жизни и нуждалась в кардинальном преобразовании. Необыкновенное оживление в педагогической области способствовало появлению множества реформаторских педагогических течений. Заметное место в ряду педагогов-реформаторов XIX-XX вв. занимали Г. Керштейнер — теоретик гражданского воспитания; Дж. Дьюи — один из основателей прагматизма, социолог и педагог; Э. Мейман — немецкий педагог, объединивший данные психологии, педагогики, анатомии и физиологии в целях разностороннего изучения ребенка и др. [5, с.51].

Подводя итог анализу педагогических идей эпохи Нового времени, хотелось бы подчеркнуть, что в это время особое внимание уделяется воспитанию гармонично развитой, здоровой личности. К концу XIX в. мысль о том, что образование — это единственное средство улучшения жизни, поддерживается многими педагогами. Возрастающее влияние гуманистической педагогики переносит на второй план значимость подхода, который столетиями являлся ведущим в построении образовательного процесса.

Во времена советской власти, особенно в ее первые десятилетия, физическое воспитание было подчинено решению главной для страны задачи — защиты социалистического отечества от внешних врагов. И ценностное отношение к обучению и воспитанию определялось их ролью в подготовке защитника социалистического отечества. Государство проявляло интерес к подготовке физически крепких, идейно закаленных борцов за коммунистические идеалы. Проблема сохранения здоровья в этих условиях не могла быть сколько-нибудь серьезно осмыслена, так как за коммунистические идеалы предлагалось жертвовать не только здоровьем, но и жизнью [1, с. 35].

Важную роль в процессе совершенствования советской системы образования играло Положение «О физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы» 1961 г., принятое Министерством просвещения СССР и Комитетом по физической культуре и спорту при совете Министров СССР. Согласно этому положению оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня обязаны содержать физкультминутки, гимнастику перед началом занятий. Уроки физической культуры необходимо было дополнить разнообразием видов спорта и проводить их не реже 3 часов в неделю. Внеклассные формы занятий состояли из туристических походов, физкультурно-оздоровительной работы в пионерских лагерях, военно-спортивных играх на местности. Эти мероприятия были нацелены на решение важнейшей задачи советского общества -воспитание физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил [1, с.16].

В 1974 г. в Москве состоялся Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе», на котором рассматривались вопросы здоровья в спорте высших достижений. Опыт, накопленный в отечественном и зарубежном юношеском спорте, накануне Московской Олимпиады был обобщен в ряде работ отечественных специалистов по теории и методике детского и юношеского спорта. Новая Конституция СССР 1977 г. возлагала на каждого гражданина, наряду с широкими правами, гарантированными советским гражданам в области охраны их здоровья, обязанность бережно относиться к своему здоровью, здоровью членов своей семьи и других членов общества, неукоснительно соблюдать законы и правила, направленные на охрану здоровья населения. Пренебрежение своим и чужим здоровьем, неправильное отношение к задачам улучшения условий труда и быта людей противоречили интересам государства, так как в Советском государстве народное здоровье декларировалось как общественное достояние [6, с.88].

В 1980-е гг. в Советском Союзе появляются и нарастают признаки социально-экономического и политического кризисов. Общество находится в состоянии, которое характеризовалось поиском пути перехода от авторитарных к цивилизованным формам управления государством и обществом. Радикальные перемены в общественной жизни повлекли за собой изменения в мировоззрении, идеологии, культуре и образовании. Постепенно педагогика ориентируется на личность обучаемого, программы обучения усложняются, образовательный процесс интенсифицируется. В процессе обучения формируются принципиально новые подходы: личностный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный. В 1981 г. выходит в свет книга Н. М. Амосова «Раздумья о здоровье», в которой он выдвигает некоторые идеи о здоровье человека. К главной из них он относит идею о том, что человек чаще всего болеет от лени, жадности и неразумности. Амосовым выделяются четыре условия, одинаково необходимые для здоровья: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. Н. М. Амосов одним из первых затрагивает проблемы здоровья человека и указывает на некоторые условия его сохранения и укрепления [7, с.53].

В середине 1990-х гг. особенно остро стояла проблема финансирования образования вообще, физической культуры и спорта в частности. В эти годы сократилось общее количество занимающихся физической культурой и спортом. Была практически разрушена система производственной физической культуры, которая в основном поддерживалась профсоюзными организациями. По причине резкого увеличения стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг занятия физической культурой и спортом стали недоступными для широких слоев населения.

Таким образом, анализ исторически аспектов становления и развития образования и систем оздоровительной работы с детьми со времен Античности и до конца XX в. позволяет сделать вывод о том, что представления человека о здоровье изменялись практически на всех этапах становления и развития человечества. Одновременно с этим прослеживалась разнонаправленность подходов к обучению и воспитанию всесторонне развитой, здоровой личности. В обобщенном виде эти подходы можно дифференцировать по двум основаниям: ориентация на личность и ориентация на систему. Сущность подхода, ориентирующего на систему, заключается в том, что процесс оздоровления детей организовывался с целью формирования личности обучающегося в интересах государства [8, с.51]. Предпосылки этого подхода и его развитие прослеживаются со времен Античности, Средневековья, Возрождения и периода существования Советского Союза. В свою очередь подход, ориентированный на личность обучающегося, предполагает организацию процесса физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах развития личности детей с учетом ее склонностей и возможностей с помощью создания в образовательном учреждении комплекса наиболее благоприятных условий для ее развития. Его идеи прослеживаются на всех этапах развития общества в трудах выдающихся мыслителей, педагогов и гуманистов Ф. Рабле, Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко и многих других [10, с.59–60]. Данное обстоятельство указывает на то, что эти подходы развивались параллельно друг другу. Однако влияние подхода к обучению и воспитанию, ориентированного на систему, отодвигало на второй план идеи подхода, ориентированного на личность обучающихся, вплоть, до начала XX в.

Литература:

  1. Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы): разработки уроков / под ред. Н. П. Абаскаловой. — Новосибирск, 2000. — 292 с.
  2. Ирхин В. Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития: дис...д-ра пед. наук — Барнаул, 2002. — 321 с.
  3. Лойола И. Духовные упражнения / пер с лат. С. Лихачевой. — Париж, 1996. — С. 13–20.
  4. Валеологические подходы к проблеме сохранения здоровья и оптимального развития школьника / А. О. Васильев [и др.]. — Томск-Северск, 1998. — 160 с.
  5. Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. — М., 2006- 176 с.
  6. Артемьев А. А. Теоретические и психолого-физиологические основы организации физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения: моногр. -Новокузнецк, 2012. — 195 с.
  7. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — [Эектронный ресурс]. URL: http://royallib.eom/read/amosov_nikolay/razdumya_o_zdorove.html#0 (дата обращения: 22.05.2015).
  8. Артемьев А. А. Педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного учреждения: автореф. дис.... канд. пед. наук. — Новокузнецк, 2010. -23 с.
  9. Мороз Е. Ф. Система образования как фактор обеспечения национальной безопасности // Философия образования. — 2014. — N 3. — С. 33–42.
  10. Щетинина С. Ю. Место физического воспитания в системе общего образования // Теория и практика физической культуры. — 2013. — N 3. — С. 100–104.
  11. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней. — М., 2001. — 320 с.
  12. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. / под ред. А. И. Пискунова. — М., 2006. -Т. 1: Античность. Средневековье. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физического воспитания, спартанского воспитания, физической культуры, здоровой личности, афинского воспитания, педагогических идей, афинских детей, теории физического воспитания, основах физического воспитания, военно-физической подготовки рыцарей, физического развития, Место физического воспитания, спартанского воспитания выносливых, Идеалом афинского воспитания, основе спартанского воспитания, идеалом афинского воспитания, Главными условиями воспитания, физическом воспитании, физкультурно-оздоровительной деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности образовательного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос