Библиографическое описание:

Петухова А. В., Ярошенко О. В. Развитие самостоятельности кадет ПКУ // Молодой ученый. — 2015. — №24.2. — С. 39-42.



 

Как важно, чтобы в миг той немоты

за сильного тебя хоть кто-то принял,

за широтой своей душевной придал

тебе значение большее, чем ты!

Е. Евтушенко

В современном обществе особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у подростков личностных качеств,  необходимых для успешной самореализации. Как справедливо отмечает Е.И. Казакова: «в воспитательном процессе лидируют три «института»: семья, школа и общество (в целом). Однако не следует забывать, что, как и в образовательном процессе в целом, ведущая роль остается за самим ребенком, т.е. воспитание остается успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания» [1, с. 39].

Попробуем разобраться что же включает в себя понятие такое самостоятельность? Для этого обратимся к энциклопедиям и словарям. В Психологической энциклопедии самостоятельность определена как «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения» [2, с. 424].

В словаре по социальной педагогике самостоятельность определяется как «обобщенное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [3, с. 368]. Анализируя данные источники можно сделать вывод, что понятия «самостоятельность» позволяет нам сделать вывод, что самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки.

Современный мир достаточно сложен в отношении подростка, благодаря интернету, и доступности различных печатных изданий им становится доступен лёгкий доступ в «тайны взрослого мира». Однако у подростка ещё недостаточно сформированы чувство ответственности и самостоятельности, а также недостаточно духовной базы для правильного восприятия данной информации. Поэтому, подростки часто лишь демонстрируют свою взрослость, соединяя демонстративно взрослое поведение и высокий уровень инфантилизма, безответственности и неготовности к самостоятельным действиям.

Именно поэтому наше образовательное учреждение наряду с основными  задачами обучения и воспитания, имеет и другие – в частности, попытаться помочь нашим  кадетам разобраться в  сложившейся современной социальной ситуации развития. Помочь им положительно и с максимально возможной эффективностью разрешать возникающие возрастные противоречия между возникающим чувством взрослости и реальными возможностями отвечать за сделанный выбор, между развитием самосознания и возможностью самостоятельно решать возникающие вопросы.

Исходя из имеющегося опыта работы с семи- и восьмиклассниками, рассмотрим изучаемый вопрос согласно основным сферам проявления самостоятельности кадет в их учебной, вне учебной и бытовой деятельности:

Эмоциональная самостоятельность – обусловлена желанием избавиться от детской эмоциональной зависимости от родителей. С наступлением учебного периода дистанция между родителями и ребенком увеличивается – как физически, так и эмоционально (особенно для иногородних воспитанников отсюда появляется необходимость к эмоционально- чувственной само регуляции. Возникали совершенно полярные ситуации с отдельными кадетами, когда одни воспитанники вообще не считали нужным звонить, писать домой и приходилось заставлять их это делать; другие наоборот – в начале обучения некоторые кадеты оказались не готовы к данной стороне самостоятельной жизни и названивали родным и близким по любому поводу.

У некоторых кадет, не способных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивные симптомы. Среди проявлений подростковой депрессии можно выделить следующие:

•   форма безразличия и апатии;

•   форма бунта против старшего поколения;

• форма самоотречения (отсутствие веры в самого себя и отказ от прогнозирования своего будущего);

• лабильная форма (колебания настроения, в основе которых лежат гормональные изменения).

Подростковая депрессия может скрываться за проблемным поведением в училище, гиперсексуальностью и асоциальным поведением кадета.

Для предупреждения подобных проблем в будущем, на наш взгляд, необходим комплексный подход к развитию эмоциональной самостоятельности: различные тренинги на стабилизацию эмоциональной сферы, проводимые педагогами  - психологами; классные часы, проводимые в ситуативно -игровой форме, на которых ребята смогут себя прочувствовать в различных ролях и ситуациях; и, конечно же, организация технических возможностей связи с родными и близкими людьми для каждого кадета (сотовый телефон, электронная почта, видеосвязь и т. д.). Помимо простого этого, воспитателям необходимо планировать и проводить мероприятия , на которых кадеты смогут рассказать свою точку зрения  и объяснить как они понимают  проявление человеческих эмоций и чувств – таких, как  счастье и горесть, забота и равнодушие, любовь и разлука, принятие и непонимание; тут же объяснять, например, почему на одну и ту же новость из дома (ожидаемое прибавление в семье, смерть родственника или признание в любви, измена девушки) два подростка - одноклассника реагируют совершенно по-разному.

Так же для развития эмоциональной самостоятельности очень важно личное отношение окружающих воспитанника взрослых к данной стороне его автономии. Если большинство окружающих его воспитателей, педагогов, тренеров и административных работников училища будет поддерживать положительные эмоциональные проявления, и осуждать – отрицательные, то воспитанник невольно и сам будет стремиться «к позитиву». В результате работы над развитием данного вида самостоятельности воспитанников были разработаны и проведены следующие воспитательные мероприятия: «я среди людей», «Познай себя», практикум по толерантности «Мы такие разные».

- Интеллектуальная самостоятельность – связана с происходящими кардинальными изменениями в интеллектуальной сфере подростков уже в начале переходного возраста. Основным «новообразованием» данного периода является способность к рассуждению.  В мышлении подростков часто отмечаются стремление к «мудрствованию», разрешению сложных философских проблем, склонность к фантазированию и вымыслам, а также к "отрицанию" всего услышанного. Воспитанники начинают более критично воспринимать то, что говорят и делают окружающие их взрослые.

В обучении перед подростками возникает новая задача: проникнуть в результате специально организованной познавательной деятельности в объективную сущность предметов действительности, понять закономерные отношения между ними. При этом очень часто сущность не совпадает с ее видимостью и то, что подросток узнает на уроке, может казаться ему противоречащим его непосредственному жизненному опыту. Иными словами, школьные знания подростка, в отличие от знаний ребенка, перестают быть только простой суммой новых сведений, новых представлений и понятий; со школьными знаниями подростка оказываются внутренне связанными и новые способы мышления, и новое познавательное отношение учащихся к действительности.

Что касается вне учебной жизни – кадеты начинают требовать обоснование необходимости выполнения задач, поставленных воспитателями или другими должностными лицами училища; более тщательно следят за распределением прав и обязанностей внутри классов и учебного курса; и часто ставят под сомнение необходимость и значимость проведения некоторых воспитательных мероприятий. Ещё более сложная ситуация складывается в тех классах, где имеются кадеты двух (а то и трех) различных годов рождения – так как кадет более младшего возраста может раздражать необходимость потери времени на доказательство педагогом-воспитателем или предметником какой-нибудь «прописной истины», а более старшим одноклассникам не нравятся безынициативность и «молчаливость» младших.

В любом случае, педагог должен осознавать причину подобных действий и вопросов кадет, понимать, что это не просто желание «проверить» его профессиональную компетентность или образованность, ну и, конечно же, самому знать возможные проблемные места изучаемого вопроса и быть готовым обосновать их правоту.

По своей сути, достижение человеком интеллектуальной автономии подразумевает развитие у него способности выносить свои собственные суждения, ведь человек начинает осознавать самого себя как личность, именно в процессе самостоятельного принятия решений; особенно в таких ситуациях, когда он чувствует ответственность за исход какого-то события, за последствия принятого им решения.  Поэтому для развития интеллектуальной самостоятельности, можно предложить такому кадету выполнить какой-либо проект (имеющий значимость для педагога, группы или класса), в котором чётко будет определена проблема, стоящая перед воспитанниками, и в результате – подвести его к самостоятельному исполнению и достижению результата.

Для развития данного вида самостоятельности кадет разрабатывались и проводились следующие воспитательные мероприятия: интеллектуально-познавательные игры «Тайны человеческого познания», «Талантливость и гениальность», «Битва титанов мысли», а также различные интеллектуальные головоломки, ребусы, шарады широкой тематики.

- Поведенческая самостоятельность – обусловлена стремлением подростка к обретению независимости и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства предпринимать какие-либо самостоятельные действия, появляется так называемое "чувство взрослости". Чувство взрослости – это особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть – учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними.

В нашем случае, данный вид автономии изначально весьма ограничен, поскольку сама закрытость нашего учебного заведения определяет регламентированный распорядок каждого дня недели. Поэтому кадеты, в отличии от большинства своих сверстников, не имеют возможности самостоятельно организовывать свою учебную и вне учебной деятельности: например – прогулять занятия в школе, проспать до полудня или поиграть в компьютер всю ночь. Конструктивное развитие поведенческой самостоятельности, происходит в процессе выбора и посещения кадетом спортивных секций, факультативов, творческих мастерских, группы летней практики и т.п. Роль педагогов в данном случае заключается в грамотном и ненавязчивом сопровождении, наблюдении за этими процессами, отслеживании успехов или неудач воспитанника в том или ином виде деятельности. Если по объективным показателям кадет не добивается желаемого результата, педагог должен предложить попробовать какой-либо альтернативный вариант секции, мастерской и т. п., для предотвращения деструктивного развития данной автономии (отказ от всех занятий, «уход» в телевизор, компьютер и др.).

Если же стремление к поведенческой независимости принимает демонстративный характер: кадет не ходит никуда, аргументируя это тем что «всё это, ему ни интересно!»; тогда педагогам-предметникам, воспитателям, психологу необходимо провести комплекс совместных мероприятий по изучению жизненных представлений и целей подростка, его первичную профориентацию. В итоге, для развития данного вида самостоятельности воспитанников были разработаны и проведены следующие воспитательные мероприятия: беседа «Твоё любимое занятие», «Как вести себя в экстремальных ситуациях», бизнес - игра «Ярмарка вакансий», экскурсии и выезды на объекты и предприятия с целью профессиональной ориентации. Пространственная самостоятельность – наиболее ярко выраженная и проявляющаяся в стремлении подростков к уменьшению физического контакта с родителями, и к неприкосновенности своего личностного пространства (комната, тумбочка, персональный компьютер и т. д.). При неконструктивном развитии данного вида автономии, по окончании учебного периода некоторые воспитанники (особенно иногородние) при возвращении домой проявляли излишнюю отстраненность к родственникам, чем вызывали обиду и недоумение родителей, в том числе и в адрес училища. Для предупреждения подобных случаев в будущем, педагогам-воспитателям необходимо проводить тематические беседы как с воспитанниками, так и с законными представителями детей. В этом возрасте девиз «Буду как все!» меняется на противоположный «Не хочу быть как все!», и кадеты начинают демонстрировать свою и  проявлять свою индивидуальность. Они размещают в комнатах свои награды, плакаты, личные фотографии и т. п., и часто весьма резко реагируют на несанкционированное нарушение их личного пространства. И снова педагогам необходимо действовать сообща, прививая воспитанникам (и личным примером в том числе) правила и нормы этикета и грамотного межличностного общения. Для развития данного вида самостоятельности воспитанников были разработаны и проведены следующие воспитательные мероприятия: игровой практикум «Вместе мы команда!», спортивные игры на сплочение, игра «Кто здесь лишний?», совместные выходы в город, походы по туристическим тропам, создание совместных стенгазет и немалое количество индивидуальных бесед (в том числе с родителями).

Стратегия воспитателей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

Подводя итоги, можно отметить, что стремление подростка к самостоятельности выражается чаще всего в стремлении избежать контроля взрослых; но в действительности они не желают полной свободы, поскольку полная свобода, предоставленная им в этот период будет восприниматься ими как отчуждение от семьи. Поэтому необходима комплексная   и целенаправленная работа педагогов, психологов и родителей по развитию самостоятельности кадет подросткового возраста. Именно такой подход принесет свои плоды в виде зрелого и самостоятельного старшеклассника, способного грамотно сделать свой профессиональный выбор и, возможно, готового к переходу на самоуправление.

 

Литература:

  1.                Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ под редакцией И. В. Дубровиной. – СПб: Питер, 2004. – 592 с.
  2.                Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб: Питер, 2005. – 304 с.
  3.                Зеер Э. Ф. Психология профессий. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 2003. – 336 с.
  4.                Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
  5.                Казакова Е.И. Развивающий потенциал школы: опыты нелинейного проектирования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 2. – С. 37-50
  6.                Психологическая энциклопедия /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха – СПб., 2006.
  7.                Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М., 2002.
  8.                Андреева Л.А. журнал «Досуг в школе» №9, 2015. – 4 с.
  9.                Власова С. журнал «Все для классного руководителя» №9, 2015.с-2
  10.            Зыза А.Н. журнал «Все для классного руководителя» №9, 2015.с-38
  11.            Котко О.Н. журнал «Все для классного руководителя» №7-8, 2015.с-5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle