Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Кунгуров Е. Н. Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 906-908. — URL https://moluch.ru/archive/132/37066/ (дата обращения: 16.08.2018).



В статье рассматриваются различные приемы и подходы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения, а также вопросы влияния личных качеств воспитателя на взаимоотношения с подростками, воспитанниками кадетских училищ.

Ключевые слова: подростки, кадетские училища, личностные качества

Педагогическая, воспитательная деятельность в кадетском училище — совместная деятельность, и ее успех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливать правильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении. Одним из условий разумного воспитания является чуткость и умение воспитателя расположить к себе воспитанников. Ничто не действует так отрицательно на душу воспитанника, как холодность, отчуждение воспитателя. В повседневной практике воспитателю кадетского училища как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

Созидательные — содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта:

1) Проявление доброты, внимания, заботы;

2) Просьба;

3) Поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик.

Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное.

Естественно, у подростка возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

  1. Убеждение и личный пример. Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — самый важный аргумент правоты педагога.
  2. Доверие.
  3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
  4. Вовлеченность в интересную деятельность.
  5. Пробуждение гуманных чувств.
  6. Нравственное упражнение.

В создании нравственной атмосферы в кадетском училище важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

Авторитет воспитателя складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются прежде всего в повседневной деятельности, общении с окружающими. Деятельность воспитателей кадетского училища ориентирована на выполнение специфических задач, стоящих перед ними и выражающих волю общества, государства. Для выполнения этих задач необходимо наличие определенных моральных качеств. В ряду важнейших требований к личности воспитателей находится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно. Воспитатель, как человек, выполняющий волю государства, должен иметь ясные и четкие представления о характере и социальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит. С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить перед собой ясные цели и подчинение всей своей деятельности их достижению.

Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественно новые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть он должен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу и самостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессионального роста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации.

Известно ведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые для этой цели мероприятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, их личный пример в трудовой деятельности.

Поэтому для воспитателей важным качеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.

Особое значение для воспитателей имеют качества, отражающие их отношение к другим людям, к коллективу, подросткам, с которыми они работают. Индивидуальный подход, лежащий в основе исправления и перевоспитания, требует от воспитателей проявления чуткости и такта, уважения к достоинству воспитанников, сочетания благожелательности с нужной требовательностью и строгостью.

Очень важным и ценным качеством для воспитателя является способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с подростками, располагать их к себе, пользоваться их симпатией.

Чувство симпатии придает авторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффект личного воспитательного влияния. Воспитателей должны отличать и развитые интеллектуальные качества. В деятельности воспитателя возникают различные сложные и противоречивые ситуации, когда выработка и принятие решения связаны с определенными трудностями. В каждом таком случае необходимо проявлять заботу о воспитательных последствиях принимаемого решения, действия, личного поступка. Для этого нужно иметь развитое педагогическое мышление.

Воспитателям кадетского училища необходима высокая общая образованность, культура, интеллектуальное богатство. Воспитатель не может выполнить своего назначения, если он духовно беден, если он не образован.

Воспитатель должен осторожно подходить к влиянию через посредство своего авторитета и не подавлять воспитанников, а способствовать их росту и развитию личности.

Воспитатель кадетов должен проявлять себя как человек, обладающий сильным характером, способный преодолевать сопротивление, оказываемое осужденными, мерами воспитательного воздействия, и до конца решать поставленные задачи. Для этого необходима уверенность в себе, в своих силах.

Воспитатели будущих офицеров не должны отступать перед трудностями и препятствиями, возникающими в их деятельности, их не должны обескураживать неудачи. Упорство, выдержка, терпение, способность подавлять отрицательные эмоции будут способствовать достижению успехов. Эти качества, конечно, должны сочетаться с трезвой деловитостью, организованностью и личной дисциплинированностью.

Литература:

  1. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
  2. Кривов Ю. И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. — 2003. — № 2.
  3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  4. Немов Р. С. Психология: В 3 т. — М., 1995.
  5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994.
  6. Солодухин А. Н. Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах // Бомбардир — 1995. — № 3.
  7. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.
  8. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): кадетское училище, воспитатель, воспитанник, качество, педагогическое воздействие, правильное поведение, авторитет воспитателя, подросток.


Ключевые слова

подростки, личностные качества, кадетские училища

Похожие статьи

Роль воспитателя в процессе становления и развития личности...

Целью изучения в нашей работе является раскрытие значения участия воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-воспитанника кадетского училища.

Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского...

Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища. Автор: Мазова Светлана Викторовна.

Тщательно подобранный, подготовленный к работе с подростками воспитательский состав — основа качества и результативности довузовского образования...

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

учитель, авторитет учителя, педагогический авторитет, учащийся, качество, авторитет, авторитетный педагог, воспитательное воздействие, педагогическая деятельность, культура поведения.

Авторитет педагога и его влияние в становлении личности...

Прежде всего, авторитет педагога это средство воспитательного воздействия на учащегося.

Чем выше авторитет педагога, чем интереснее для воспитанников науки

Еще одно необходимое качество хорошего педагога — это педагогический оптимизм.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Экономическая социализация - воздействие на воспитанников кадетских корпусов в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств

Роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета.

Содержание кадетского воспитания и образования

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях на основе следующих принципов

Постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и...

О патриотическом воспитании в кадетском училище

О патриотическом воспитании в кадетском училище. Автор: Шрамкова Елена Алексеевна.

Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей.

Цель - формирование патриотизма как совокупность качеств личности...

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Младшие подростки начинают утверждать себя в глазах группы и вырабатывают определенные способы поведения, стремясь к «мужскому превосходству».

Компьютерные технологии в оценке образовательных результатов воспитанников кадетского военного корпуса.

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

Несоответствие интеллектуальных способностей воспитанников этой программе обнаруживается нечасто, так как основная масса таких подростков отсеивается на

Похожие статьи. Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища.

Роль воспитателя в процессе становления и развития личности...

Целью изучения в нашей работе является раскрытие значения участия воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-воспитанника кадетского училища.

Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского...

Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища. Автор: Мазова Светлана Викторовна.

Тщательно подобранный, подготовленный к работе с подростками воспитательский состав — основа качества и результативности довузовского образования...

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

учитель, авторитет учителя, педагогический авторитет, учащийся, качество, авторитет, авторитетный педагог, воспитательное воздействие, педагогическая деятельность, культура поведения.

Авторитет педагога и его влияние в становлении личности...

Прежде всего, авторитет педагога это средство воспитательного воздействия на учащегося.

Чем выше авторитет педагога, чем интереснее для воспитанников науки

Еще одно необходимое качество хорошего педагога — это педагогический оптимизм.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Экономическая социализация - воздействие на воспитанников кадетских корпусов в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств

Роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета.

Содержание кадетского воспитания и образования

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях на основе следующих принципов

Постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и...

О патриотическом воспитании в кадетском училище

О патриотическом воспитании в кадетском училище. Автор: Шрамкова Елена Алексеевна.

Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей.

Цель - формирование патриотизма как совокупность качеств личности...

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Младшие подростки начинают утверждать себя в глазах группы и вырабатывают определенные способы поведения, стремясь к «мужскому превосходству».

Компьютерные технологии в оценке образовательных результатов воспитанников кадетского военного корпуса.

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

Несоответствие интеллектуальных способностей воспитанников этой программе обнаруживается нечасто, так как основная масса таких подростков отсеивается на

Похожие статьи. Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль воспитателя в процессе становления и развития личности...

Целью изучения в нашей работе является раскрытие значения участия воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-воспитанника кадетского училища.

Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского...

Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища. Автор: Мазова Светлана Викторовна.

Тщательно подобранный, подготовленный к работе с подростками воспитательский состав — основа качества и результативности довузовского образования...

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

учитель, авторитет учителя, педагогический авторитет, учащийся, качество, авторитет, авторитетный педагог, воспитательное воздействие, педагогическая деятельность, культура поведения.

Авторитет педагога и его влияние в становлении личности...

Прежде всего, авторитет педагога это средство воспитательного воздействия на учащегося.

Чем выше авторитет педагога, чем интереснее для воспитанников науки

Еще одно необходимое качество хорошего педагога — это педагогический оптимизм.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Экономическая социализация - воздействие на воспитанников кадетских корпусов в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств

Роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета.

Содержание кадетского воспитания и образования

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях на основе следующих принципов

Постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и...

О патриотическом воспитании в кадетском училище

О патриотическом воспитании в кадетском училище. Автор: Шрамкова Елена Алексеевна.

Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей.

Цель - формирование патриотизма как совокупность качеств личности...

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Младшие подростки начинают утверждать себя в глазах группы и вырабатывают определенные способы поведения, стремясь к «мужскому превосходству».

Компьютерные технологии в оценке образовательных результатов воспитанников кадетского военного корпуса.

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

Несоответствие интеллектуальных способностей воспитанников этой программе обнаруживается нечасто, так как основная масса таких подростков отсеивается на

Похожие статьи. Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища.

Роль воспитателя в процессе становления и развития личности...

Целью изучения в нашей работе является раскрытие значения участия воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-воспитанника кадетского училища.

Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского...

Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища. Автор: Мазова Светлана Викторовна.

Тщательно подобранный, подготовленный к работе с подростками воспитательский состав — основа качества и результативности довузовского образования...

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

учитель, авторитет учителя, педагогический авторитет, учащийся, качество, авторитет, авторитетный педагог, воспитательное воздействие, педагогическая деятельность, культура поведения.

Авторитет педагога и его влияние в становлении личности...

Прежде всего, авторитет педагога это средство воспитательного воздействия на учащегося.

Чем выше авторитет педагога, чем интереснее для воспитанников науки

Еще одно необходимое качество хорошего педагога — это педагогический оптимизм.

Формирование личности подростка в кадетском корпусе

Экономическая социализация - воздействие на воспитанников кадетских корпусов в целях формирования у них экономических знаний, навыков, умений и личностных качеств

Роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета.

Содержание кадетского воспитания и образования

Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях на основе следующих принципов

Постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и...

О патриотическом воспитании в кадетском училище

О патриотическом воспитании в кадетском училище. Автор: Шрамкова Елена Алексеевна.

Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что только через личные чувства и переживания детей.

Цель - формирование патриотизма как совокупность качеств личности...

Формирование и развитие коллектива в условиях кадетского...

Младшие подростки начинают утверждать себя в глазах группы и вырабатывают определенные способы поведения, стремясь к «мужскому превосходству».

Компьютерные технологии в оценке образовательных результатов воспитанников кадетского военного корпуса.

Проблема адаптации учащихся президентского кадетского...

Несоответствие интеллектуальных способностей воспитанников этой программе обнаруживается нечасто, так как основная масса таких подростков отсеивается на

Похожие статьи. Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища.

Задать вопрос