Автор: Тетерин Юрий Александрович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.12.2015

Библиографическое описание:

Тетерин Ю. А. Внешнеторговые приоритеты Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 604-607.

 

Сегодня, когда различные внешнеполитические и внешнеэкономические угрозы оказывают все более негативное воздействие на национальную экономику России, создаются предпосылки для всё большей дезинтеграции России с крупнейшими экономиками мира, которые в той или иной степени заинтересованы в эскалации санкций и нарастании кризисных для России явлений. Важным аспектом обеспечения экономической безопасности государства, особенно в современных условиях, является оптимизация и возможная переориентация внешнеторговых отношений государства на партнеров, которые более привлекательны с экономической точки зрения, и, что более важно, «экономически безопасны», т. е. партнеры, которые ориентируются на развитие взаимовыгодных отношений, а не на интересы группы стран, которые стремятся изменить имеющийся геополитический порядок.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеторговую деятельность определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [1]. Из этого следует, что в общем случае внешнеторговые отношения в целом можно определить как отношения экспорта и импорта между государствами. При этом важно понимать, что внешнеторговые отношения Российской Федерации с ее партнерами строятся на основе проводимой экономической политики в РФ и политики «экономической безопасности» государства. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг [1].

Рассмотрим структуру внешней торговли Российской Федерации по группам стран за последние 2 года (Таблица 1). Нужно отметить, одни и те же страны могут состоять в двух и более группах (как например ЕС и ОЭСР), оттого результаты расчетов во многом дублируются. Как видим, крупнейшими потребителями российского экспорта в 2014 г. стали следующие группы стран: ОЭСР (63,3 %), ЕС (52,0 %), АТЭС (21,5 %). Крупнейшими импортерами в РФ стали: ОЭСР (58,7 %), ЕС (41,3 %), АТЭС (36,5 %).

Таким образом, в силу большего масштаба внешнеторговых отношений (нивелирование долей СНГ, ЕВРАЗЭС, ОПЕК, ТС) и во избежание дублирования отдельных стран в плане их внешнеторгового сотрудничества с РФ (ОЭСР и ЕС) выделим две группы стран — ОЭСР и АТЭС. Данные группы в 2014 г. в импортном и экспортном аспекте внешнеторговых отношений с РФ составляют порядка 85 %. Однако, стоит отметить, что и в данных группировках имеет определенная степень дублирования стран-участников торговых отношений (Австралия, США, Япония, Канада, Южная Корея). При этом, делая условное разделение на азиатское и западноевропейское направление, стоит учитывать факт того, что в 2014 году в импортном отношении, ЕС определяет объемы ОЭСР более чем на 70 %, в экспортном — на 81 %. Таким образом, сравнивая внешнеторговые показатели РФ обозначим азиатский вектор развития внешнеторговых отношений — через страны АТЭС, западно-европейский — через ОЭСР.

 

Таблица 1

Структура внешней торговли Российской Федерации по группам стран [2]

Группа стран

Год 2013

Год 2014

Год 2014 в % к 2013

Стоимость млн. долл.

Удельный вес

в % к итогу

Стоимость млн. долл.

Удельный вес

в % к итогу

Всего

 

Экспорт

525976,3

100,00

497833,7

100,00

94,6

Импорт

315297,5

100,00

286669,1

100,00

90,9

Сальдо

+ 210678,8

-

+ 211164,6

-

-

СНГ

Экспорт

73940,0

14,1

63984,0

12,9

86,5

Импорт

38987,9

12,4

32805,5

11,4

84,1

Сальдо

+ 34952,1

-

+ 31178,5

-

-

ЕВРАЗЭС

Экспорт

40764,1

7,8

36697,8

7,4

90,0

Импорт

20391,9

6,5

19823,8

6,9

97,2

Сальдо

+ 20372,1

-

+ 16874,0

-

-

ОЭСР

Экспорт

339140,8

64,5

316707,4

63,6

93,4

Импорт

187705,1

59,5

168208,7

58,7

89,6

Сальдо

+ 151435,7

-

+ 148498,7

-

-

ЕС

Экспорт

282237,9

53,7

259051,7

52,0

91,8

Импорт

134278,0

42,6

118486,9

41,3

88,2

Сальдо

+ 147959,9

-

+ 140564,7

-

-

ОПЕК

Экспорт

9451,9

1,8

8723,2

1,8

92,3

Импорт

2496,8

0,8

2186,3

0,8

87,6

Сальдо

+ 6955,1

-

+ 6536,9

-

-

АТЭС

Экспорт

99264,5

18,9

107120,5

21,5

107,9

Импорт

109058,7

34,6

103908,1

36,2

95,3

Сальдо

-9794,2

-

3212,4

-

-

ТС

Экспорт

38010,4

7,2

34063,7

6,8

89,6

Импорт

20243,9

6,4

19712,6

6,9

97,4

Сальдо

17766,5

-

14351,1

-

-

 

Сегодня, становится очевидным, что государство стремится осуществить так называемый «разворот на восток», т. е. переориентировать национальную экономику на азиатские рынки (главным образом на Китай), которые рассматриваются как ключевое направление экономического развития в аспекте внешнеторгового сотрудничества. Однако, в условиях непрекращающихся кризисных явлений, данное направление развития для России можно охарактеризовать как «вынужденное», хотя в целом, сложно усомниться в его дальнейшей перспективности. Данное предположение подтверждает структура внешней торговли Российской Федерации в разрезе стран АТЭС и ОЭСР (рис. 1).

рисунок экспорт импорт ОЭСР АТЭС.jpg

Рис. 1. Динамика доли стран ОЭСР и АТЭС в экспорте/импорте Российской Федерации

 

На основании данных динамики экспорта России можно утверждать, что, несомненно, потоки национального экспорта в страны Азии велики, и в целом, доля стран АТЭС в стоимостной структуре экспорта устойчиво росла в рассматриваемом периоде (за исключением кризиса 2008–2009 гг.), что говорит о перспективности внешнеторговых связей России с АТЭС. Однако, сегодня нет серьезных оснований для того, чтобы азиатский рынок стал главной экспортной артерией национальной экономики. Доказательством этому служит факт того, что хоть в структуре экспорта РФ доля стран АТЭС демонстрирует положительную динамику, однако, занимает долю лишь в 18,9 % в 2013 г. и 21,5 % в 2014 г., что значительно меньше, чем доля стран ОЭСР (64,5 % в 2013 г. и 63,6 % в 2014 г.). Учитывая тот факт, что федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и экономика в целом во многом зависят от поступления доходов от экспорта сырья, переориентация сугубо на гораздо менее емкое азиатское направление экспорта, не имеет экономических оснований для того, чтобы стать эффективной с точки зрения экономического развития России. Таким образом, в аспекте экспортных отношений, страны ОЭСР — это потребители львиной доли отечественного экспорта, в свою очередь АТЭС — это быстрорастущий и перспективный рынок, экономические связи с которым, несомненно, нужно интенсивно развивать, при этом, «разворот» России в современных условиях, когда экономика очень слабо диверсифицирована, не принесет положительных экономических эффектов. Однако стоит учесть также тот факт, что сегодня, в условиях санкций, экономические отношения с ОЭСР весьма политизированы, и экономические связи с западными странами могут быть сохранены только при соблюдении принципа экономической целесообразности. В общем, весь национальный экспорт должен быть построен на вышеприведенном принципе, в независимости от регионального аспекта.

Анализ динамики структуры импорта (долей ОЭСР и АТЭС) показывает, что объемы импорта из стран АТЭС с каждым годом наращивают свою долю в структуре импортных потоков в РФ, в то время как объемы ОЭСР находятся в состоянии «торговой рецессии», так доля стран ОЭСР в 2013 г. составляет 59,5 %, а в 2014 г. долю 58,7 %, в то время как доля стран АТЭС 34,6 и 36,2 % соответственно. При этом, стоит отметить, что еще в 2004 г. доля стран АТЭС была немногим больше 20 %. Таким образом, общая тенденция развития внешнеторговых отношений России — сохранение преобладающей доли стран ОЭСР с наметившейся тенденцией её уменьшения и возрастание доли АТЭС, как в экспорте, так и в импорте.

В условиях наметившейся евразийской интеграции в России начинает наблюдаться пересмотр внешнеторговой, промышленной и инвестиционной политики регионов. В частности, можно отметить активизацию регионов Сибири по формированию концептуальных программ, в основе которых заложен процесс встраивания региональных экономик в реализацию глобального мегапроекта «Новый шелковый путь», инициированного Китайской Народной Республикой. По мнению многих экспертов, участие в данном проекте предоставит возможность странам и регионам обеспечивать приток инвестиций (в т.ч. инфраструктурных), активизацию производства и интенсификацию внешней торговли с азиатскими странами [3].

Следовательно, в современных условиях в аспекте развития внешнеторговых отношений приоритетом России приоритетом является оптимизация импортных потоков с точки зрения их экономической привлекательности и уменьшения стоимости совокупного национального импорта, а также выстраивание нового азиатского комплекса национального экспорта. Однако, одно лишь соблюдение данного приоритета не позволит экономике России выйти на новый уровень развития, поэтому в качестве факторов, способных оказать положительное влияние на внешнеторговую сферу России, можно выделить:

                    диверсификация национального производства, в т. ч. избавление от сырьевой парадигмы его развития, и, следовательно, диверсификация национального экспорта (уменьшение доли его сырьевой составляющей);

                    значительное увеличение объемов экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости;

                    увеличение конкурентоспособности экспортной продукции на внешних рынках;

                    создание инновационных производств и переход уже имеющихся производственных мощностей на новейшие технологические уклады, что, повысит объемы выпускаемой (в т. ч. и экспортируемой) инновационной продукции;

                    разработка государственной программы стимулирования экспорта (ориентация на экспорт товаров с высокой долей добавленной стоимости);

                    выстраивание взаимосвязи экспортеров РФ с потребителями из других стран;

                    выстраивание качественного новой системы страхования от политических, коммерческих и иных рисков экспортеров;

                    повышение конкурентоспособности российской продукции на внутреннем рынке и удовлетворение внутреннего потребительского спроса за счет отечественных товаров;

                    разработка государственной программы стимулирования экспорта (ориентация на экспорт товаров с высокой долей добавленной стоимости);

                    устранение экспортно-импортных государственных ограничений.

 

Литература:

 

  1.                Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://base.garant.ru/58164336/#help
  2.                Федеральная таможенная служба (таможенная статистика внешней торговли) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:761547412523626::NO:
  3.                Руйга И. Р., Пиманов Ю. В., Анисимов П. Е., Богомолов В. А., Веккессер Э. К., Васильев А. В. Формирование «Шелкового меридиана Сибири» в условиях реализации глобального мегапроекта Нового шелкового пути // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 11–1 (64–1). — С. 186–194.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, стран АТЭС, доля стран АТЭС, внешнеторговых отношений, стран ОЭСР, доля стран ОЭСР, развития внешнеторговых, национального экспорта, развития внешнеторговых отношений, внешней торговли, торговли Российской Федерации, объемы ОЭСР, программы стимулирования экспорта, внешней торговли Российской, ОЭСР и АТЭС, стран АТЭС и ОЭСР, доли стран ОЭСР, стран АТЭС в стоимостной, стран АТЭС с каждым, динамики экспорта России.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle