Библиографическое описание:

Минченко Л. В., Кандратова Т. А. Последовательный анализ динамики внешней торговли России по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 130-134. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11679/ (дата обращения: 15.12.2017).



В данной статье проведен последовательный анализ динамики внешней торговли России, структуры импорта и экспорта по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций. Рассмотрено изменение товарных отношений в данном сегменте между Россией и Украиной, вызванное политическими и экономическими факторами.

Ключевые слова: экспорт, импорт, суда, лодки, внешний товарооборот, баланс внешней торговли, сальдо внешнеторгового баланса

Исторически сложилось, что на каждом этапе развития России морской флот играет немаловажную роль как в экономической, так и в политической составляющей государства. И военный, и гражданский флот был, есть и остается одним из показателей стратегической мощи государства и обеспечивает ее экономическую автономность.

В последнее время тема замены импортной продукции на отечественную не теряет своей актуальности, а наоборот, становится все более обсуждаемой. Во всех отраслях экономики разрабатываются программы по импортозамещению, ориентиры смещаются в сторону отечественного продукта. Отрасль судостроения, также не осталась в стороне.

Впервые Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), которая объединяет более 80 % судостроительных проектов в России, получила прибыль более 1,2 миллиарда рублей в 2013 году [2]. Незадолго до итогов 2013 года с политической и экономической точки зрения правительством Российской Федерации было решено дать старт развитию отечественного судостроения как военного, так и гражданского. Как видно из таблицы 1, главным торговым партнером России в данном сегменте по итогам 2013 г. была Украина с долей в общем товарообороте более 11 %.

Таблица 1

Основные торговые партнеры России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций в 2013г.

Страна-контрагент

Импорт

Экспорт

Товарооборот

Доля вобщем товарообороте

Страны СНГ (10)

244063860

740106928

984170788

22,29

Страны Дз (84)

1869484348

1560729017

3430213365

77,71

Основные торговые партнеры 2013 г.

Украина

194322648

302468407

496791055

11,25

Туркменистан

0

403662492

403662492

9,14

Индия

0

359102211

359102211

8,13

Вьетнам

0

342805516

342805516

7,77

Китай

249831159

48671354

298502513

6,76

Финляндия

292562640

1657473

294220113

6,67

Республика Корея

280559111

3427394

283986505

6,43

Япония

34336313

239838820

274175133

6,21

Турция

198351272

37408325

235759597

5,34

Норвегия

180158464

2660691

182819155

4,14

Португалия

2236994

178423475

180660469

4,09

ОАЭ

164543094

0

164543094

3,73

Эстония

2154974

121431973

123586947

2,80

Но к концу 2014 года ситуация начала меняться. Товарооборот с Украиной снизился на 42 %. Это можно объяснить сложившейся политической обстановкой в стране, а именно — начавшийся в апреле 2014 года вооруженный конфликт на востоке Украины. Доля Украины в общем товарообороте России по данному сегменту снизилась на 2,15 %. В то же время выросли поставки судов, лодок и плавучих конструкций во Вьетнам, доля которого в общем товарообороте выросла на 11,55 %. Высокий уровень экспорта во Вьетнам обусловлен крупным заказом, контракт на который был подписан в декабре 2009 года на поставку стоимостью около 1,8 млрд. долл. для ВМС Вьетнама шести дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 636.1, три из которых были отгружены в 2013–2014 гг. [1].

Таблица 2

Основные торговые партнеры России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций в 2014г.

Страна-контрагент

Импорт

Экспорт

Товарооборот

Доля вобщем товарообороте

Страны СНГ (10)

220 933 571

281 224 413

502 157 984

16,09

Страны Дз (84)

1 464 435 136

1 153 648 514

2 618 083 650

83,91

Основные торговые партнеры 2014 г.

Вьетнам

0

602 951 789

602 951 789

19,32

Украина

220 210 956

63 807 473

284 018 429

9,10

Республика Корея

187 119 311

74 483 511

261 602 822

8,38

Турция

134 031 478

127 440 656

261 472 134

8,38

Норвегия

199 808 057

34 159 907

233 967 964

7,50

Туркменистан

0

192 151 538

192 151 538

6,16

Китай

171 692 744

7 657 396

179 350 140

5,75

Нидерланды

176 538 408

2 509 073

179 047 481

5,74

Германия

130 481 260

36 388 486

166 869 746

5,35

Финляндия

99 145 466

1 384 828

100 530 294

3,22

В 2015 году Вьетнам по прежнему является главным торговым партнером России. Четвертая подлодка (HQ-185 «Дананг») была отправлена во Вьетнам 14 мая 2015 года [1].

Доля Украины в общем товарообороте снизилась еще на 6,53 % (общее снижение с 2013 г. составляет 8,68 %). Конфликта на востоке привел к сокращению экономики Украины в 2014 году на 7–7,5 %. По итогам первого квартала 2015 года, четверть промышленности страны остановлена, десятая часть разрушена, что повлияло на внешние торговые отношения Украины как с Россией, так и с другими странами. Кроме этого, в 2015 году Украина в одностороннем порядке прекратила поставки ранее оплаченных газотурбинных двигателей (ГТД) для российских фрегатов, что снизило импорт более чем на 50 %.

Таблица 3

Основные торговые партнеры России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций в 2015г.

Страна-контрагент

Импорт

Экспорт

Товарооборот

Доля вобщем товарообороте

Страны СНГ (10)

103 955 438

9 731 693

113 687 131

2,83

Страны Дз (84)

2 022 386 661

1 877 655 569

3 900 042 230

97,17

Основные торговые партнеры 2015 г.

Вьетнам

0

603 056 196

603 056 196

15,02

Япония

37 131 457

391 253 674

428 385 131

10,67

Германия

399 009 044

9 436 853

408 445 897

10,18

Норвегия

383 864 302

4 652 116

388 516 418

9,68

Испания

303 707 485

2 016 496

305 723 981

7,62

Китай

211 462 027

17 408 462

228 870 489

5,70

Нидерланды

33 326 819

161 237 410

194 564 229

4,85

Финляндия

165 121 732

2 268 709

167 390 441

4,17

Республика Корея

4 727 434

140 678 481

145 405 915

3,62

Турция

60 495 884

51 455 144

111 951 028

2,79

Украина

101 654 633

1 316 343

102 970 976

2,57

За 9 месяцев 2016 года лидерами в общем товарообороте по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций стали Корея и Япония. Поставки во Вьетнам за 9месяцев 2016 года присутствовали, но не осуществлялись поставки заказанных ранее подлодок. Причиной отсутствия поставки одной из подлодок во Вьетнам стало отсутствие газотурбинных двигателей, которые должна была (отказалась) поставлять Украина [4]. Взамен украинских двигателей, на корабли «Гепард» для вьетнамского флота было принято решение поставить немецкие двигатели MTU-8000 [Таблица 5]. Украина за данный период снизила долю в общем товарообороте еще на 1,21 % [Таблица 6].

Таблица 5

Основные торговые партнеры России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций за 9 мес. 2016г.

Страна-контрагент

Импорт

Экспорт

Товарооборот

Доля вобщем товарообороте

Страны СНГ (10)

244 955 205

4 171 599

249 126 804

11,82

Страны Дз (84)

1 266 166 877

592 946 497

1 859 113 374

88,18

Основные торговые партнеры за 9 мес. 2016 г.

Республика Корея

197 827 633

75 429 604

273 257 237

12,96

Япония

61 887 104

188 088 303

249 975 407

11,86

Туркменистан

214 513 422

184 348

214 697 770

10,18

Норвегия

210 723 102

2 370 082

213 093 184

10,11

Нидерланды

140 187 647

42 324

140 229 971

6,65

ОАЭ

132 209 459

58 497

132 267 956

6,27

Китай

98 271 812

2 476 064

100 747 876

4,78

Таблица 6

Положение Украины как торгового партнера России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций за 9 мес. 2016г.

Страна-контрагент

Импорт

Экспорт

Товарооборот

Доля вобщем товарообороте

Украина

28 417 051

450 624

28 867 675

1,36

За период с 2013 г. по сентябрь 2016 г. основные торговые партнеры России по купле-продаже судов претерпевали значительные изменения. Бывший лидер партнерских отношений в данной сфере — Украина, на сегодняшний день снизила свою долю в общем товарообороте с 11,25 % до 1,36 %. В то же время повысили свои доли Республика Корея и Япония, на 6,53 и 5,65 процентов соответственно. Наиболее стабильные партнерские отношения, исходя из анализа товарооборота за 2013–2015 годы, Россия поддерживает с Финляндией, Турцией, Норвегией и Китаем.

Таблица 7

Динамика внешней торговли России по купле-продаже судов, лодок иплавучих конструкций 2013г.— сентябрь 2016г.

Показатели

2013

2014

2015

9 мес. 2016

Товарооборот

4 414 384 153

3 120 241 634

4 013 729 361

2 108 240 178

Экспорт

2 300 835 945

1 434 872 927

1 887 387 262

597 118 096

Импорт

2 113 548 208

1 685 368 707

2 126 342 099

1 511 122 082

Сальдо

187 287 737

-250 495 780

-238 954 837

-914 003 986

Кэфф. покрытия

1,09

0,85

0,89

0,39

Помимо товарооборота (суммы экспорта и импорта) показателями внешней торговли являются сальдо торгового баланса и коэффициент покрытия импорта экспортом. Сальдо торгового баланса — это разница между экспортом и импортом. Положительное сальдо торгового баланса означает превышение экспортирования над импортом (страна больше продает, чем покупает). Отрицательное сальдо торгового баланса — превышение импорта над экспортированием (страна больше покупает, чем продает). Коэффициент покрытия импорта экспортом — это отношение доходов от экспорта к расходам на импорт.

В 2013 году по купле-продаже судов, лодок и плавучих конструкций Россия имела положительное сальдо торгового баланса, и коэффициент покрытия 109 %, то есть продажи на внешнем рынке превышали покупки. В 2014 году и далее сальдо торгового баланса имеет отрицательное значение, как и коэффициент покрытия, равный в 2014 и 2015 гг. 85 и 89 процента соответственно.

Как говорилось ранее, в сфере оснащенности государства и гражданского населения судами, лодками и плавучими конструкциями был взят курс на импортозамещение. Импорт в стоимостном выражении в 2014 году по сравнению с 2013 годом действительно стал ниже, как и экспорт. Объяснить это можно резким повышением курса доллара в 3 квартале 2014 г. Покупать заграничные суда и лодки в данный период было слишком дорого в переводе на российские рубли, а продавать — слишком дешево. Любые операции на внешнем торговом рынке являлись крайне невыгодными.

К моменту стабилизации курса доллара и нахождении его на одной отметке (конец 2015 г.), импорт и экспорт показал повышение, но сальдо торгового баланса и коэффициент покрытия по прежнему были отрицательными из-за превышения импорта над экспортом.

За прошедшие 9 месяцев 2016 г. экспортные операции по продаже судов и лодок показали очень низкие значения, а сальдо торгового баланса является отрицательным на сумму почти 1 млрд. долл. США.

Низкий коэффициент покрытия (39 %) за первые 9 мес. 2016 г. можно объяснить снижением производства судов на экспорт в пользу производства судов военного назначения для собственных нужд государства. В связи с этим и произошел рост импорта в данном направлении.

Россия, на сегодняшний день, пополняет Черноморский и Балтийский флот новыми боевыми кораблями и отечественные судостроительные заводы имеют преимущественно государственные заказы, не направленные для продажи в зарубежные страны.

Для увеличения экспорта и уменьшения импорта, и, как следствие, повышения коэффициента покрытия, требуется увеличить объемы гражданского судостроения, а именно производство маломерных судов, пароходов, торговых судов, лайнеров и т. д. На сегодня, доля России на мировом рынке гражданского судостроения составляет всего лишь 0,3 %. А в общем объеме собственного производства судов всего лишь 10 % приходится на суда и лодки гражданского назначения, остальное — суда военного назначения.

Литература:

  1. Во Вьетнам прибыла четвертая российская подводная лодка проекта 636.1 // Мировое политическое шоу. URL: https://mpsh.ru/1333-vo-vetnam-pribyla-chetvertaya-rossiyskaya-podvodnaya-lodka-proekta-6361.html (дата обращения: 15.12.2016).
  2. Корабельный ренессанс России // Российская газета — Федеральный выпуск № 6288 (16). URL: https://rg.ru/2014/01/27/pribyl.html (дата обращения: 16.12.2016).
  3. Статистика внешней торговли России по товарной группе «Суда, лодки и плавучие конструкции» // Внешняя торговля России. URL: http://russian-trade.com/ (дата обращения: 01.12.2016).
  4. Украина сорвала поставку российских сторожевых кораблей класса «Гепард» в интересах Вьетнама // Военный информатор. URL: http://military-informant.com/navy/ukraina-sorvala-postavku-rossiyskih-storozhevyih-korabley-klassa-gepard-v-interesah-vetnama.html (дата обращения: 22.12.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): купле-продаже судов, сальдо торгового баланса, лодок иплавучих конструкций, торговые партнеры России, общем товарообороте, внешней торговли России, Основные торговые партнеры, коэффициент покрытия, покрытия импорта экспортом, производства судов, общем товарообороте России, динамики внешней торговли, анализ динамики внешней, сальдо внешнеторгового баланса, России морской флот, Отрицательное сальдо торгового, Положительное сальдо торгового, Сальдо торгового баланса, коэффициент покрытия импорта, положительное сальдо торгового.

Ключевые слова

экспорт, импорт, сальдо внешнеторгового баланса, суда, лодки, внешний товарооборот, баланс внешней торговли

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос