Библиографическое описание:

Борисов А. И., Андреев Д. В. Характеристика сети автомобильных дорог в Республике Саха — Якутии // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 388-391.

 

В статье отражены основная цель, задачи для достижения цели, объект, предмет исследования, актуальность. Приводится краткая характеристика дорожной сети и описывается мультипликативный эффект развития муниципальных образований РС(Я). С проблемой бездорожья на территории Республики Саха (Якутия) встречается каждый ее житель. Для жителей Крайнего Севера это вопрос жизни и смерти. При рассмотрении эффективности строительства сети местных автомобильных дорог на севере, выявляется более важная проблема — жизнеобеспечения местного населения. Практически во всех улусах республики ежегодно прокладывают и эксплуатируют тысяч и километров зимних автомобильных дорог — автозимники. В то же время существующая нормативно-правовая база недостаточно регулирует их деятельность. Расценки требуют корректировки или введения новых критериев для определения стоимости прокладки зимних автомобильных дорог и ледовых переправ.

Ключевые слова: развитие, дорога, РС(Я), сеть.

 

Основная цель — обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения сельской местности в соответствии с социально-экономическими стандартами.

Задачи для достижения цели:

1)                 Характеристика муниципалитетов РС(Я);

2)                 Прогноз мультипликативного эффекта от строительства дорог;

3)                 Формирование единого транспортного пространства РС(Я) на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры.

4)                 Провести прикладное исследование;

5)                 Экономическая эффективность, рентабельность и срок окупаемости;

6)                 Сформулировать выводы и рекомендации.

Объект исследования: сеть автомобильных дорог в РС(Я).

Предмет исследования: эффективное управление развитием сети автомобильных дорог в РС(Я).

Актуальность: развитие и расширение сети автомобильных дорог северных муниципалитетов РС(Я).

Характеристика дорожной сети РС(Я).

Сеть автомобильных дорог на территории республики имеет протяжённость свыше 30 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами — автозимниками. Она включает 21,8 тыс. км (65 %) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием — 7,6 тыс. км. Для республики, в её масштабах, характерно слабое развитие автодорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также значительное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования. Транспортной связью по автодорогам с твёрдым покрытием обеспечены только 16 улусов (районов) из 34. Результаты исследования консалтинговой компании «Геограком» подтверждают, что транспортная дискриминация в республике достигает 100 % [1], что находится на одном уровне со странами Африки, где практически все население живет за гранью бедности. Отсутствие необходимой сети дорог с твердым покрытием является главным сдерживающим фактором в экономическом и социальном развитии республики. Одной из главных причин низкого социального уровня является транспортная изолированность, а не разница в доходах как считалось раньше.

Республика Саха (Якутия) — субъект Российской Федерации. Входит в состав Дальневосточного федерального округа. Образована 27 апреля 1922 года как Якутская АССР в составе РСФСР и СССР. В 1991 году Якутская АССР получила своё современное название — Республика Саха (Якутия).Это самый крупный регион Российской Федерации. Кроме того, Якутия — самая большая административно-территориальная единица в мире. Якутия больше, чем второе по размеру государство СНГ — Казахстан, и по площади превосходит Аргентину. Однако население Якутии меньше одного миллиона человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких по России (меньшую плотность имеют только Чукотский и Ненецкий автономные округа). Якутия — регион с высоким уровнем природно-ресурсного экономического потенциала [2].

На территории Якутии в данное время имеется 297 труднодоступных населенных пунктов, где проживает 742 500 чел. С проблемой бездорожья на территории Республики Саха (Якутия) встречается каждый ее житель. Для жителей Крайнего Севера это вопрос жизни и смерти. Кроме того, при рассмотрении эффективности строительства сети местных автомобильных дорог на севере, выявляется более важная проблема — жизнеобеспечения местного населения.

Труднодоступность заключается в том, что в большинстве случаев до них наземным путем можно доехать только по зимним дорогам. Весь необходимый ресурс — продукты, товары, топливо и. т.д. завозят зимой и не всегда в полном объеме. Поэтому в период распутицы — весной и осенью — остро встает вопрос нехватки ресурсов, в том числе и топливная проблема [4].

Мультипликативный эффект.

Мультипликативным эффектом развития муниципалитетов является подъем производства местных товаров; развитие промышленности; улучшение качества жизни людей; увеличение рабочих мест за счет ремонта автодорог, что повлечет за собой молодежь; повышение безопасности дорожного движения и экологических норм в дорожном строительстве; привлечение дополнительных инвестиций, в том числе развитие малого и среднего бизнеса. Крайне заметно влияние транспортной доступности на миграционную активность и подвижность населения. Так, миграционная активность населения в 30-минутной зоне доступности до дорог круглогодичного действия в несколько раз выше, чем за ее пределами. Транспортная подвижность населения республики в 12 раз меньше средне российского показателя. Люди, живущие в отдаленных сельских поселениях, вынужденно перебираются в улусные центры и города. Доля мигрировавших за последние пять лет достигает 17 %, а количество исчезнувших поселений составляет 47 штук. А это в свою очередь ведет к потерям трудоспособного населения в местах производства местной продукции и материалов. По наблюдениям автора в результате улучшения дорожных условий на 10 % подвижность населения вырастет на 17 %, соответственно доля пожилых граждан и инвалидов, получающих услуги учреждений социального обслуживания вырастет на 7 %.

Развитие автодорог станет опорной точкой для экономического прорыва республики, а с ее строительством начнется реализация крупных инвестиционных проектов, прежде всего угольных. Только размеры налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты должны превысить 20 млрд. рублей, а объем перевозимых грузов могут составить до 15 млн. тонн в год. Автозимники, как правило, функционируют с декабря по март или апрель (зависит от погодных условий). Для прокладки и содержания автозимников задействованы порядка 400 единиц дорожной техники и 800 человек местной дорожной организации расположенной в зоне тяготения. В итоге затраты на прокладку и содержание автозимников составляют около 900 млн. руб. [3].

Инвестиции на автомобильные дороги в РС(Я).

Рис. 1. Федеральные дороги, тыс. руб.

 

Рис. 2. Региональные и местные дороги, тыс. руб.

 

Рис. 3. Суммарная диаграмма, тыс. руб.

 

Вывод.

Кроме того, развитие автодорог может иметь не только федеральный, но, а также и международный оттенок за счет экономического сотрудничества и торговли с другими регионами и странами. Таким образом, срок окупаемости проекта может сократиться вдвое — с 20 до 10 лет, что крайне благоприятно скажется для развития республики в целом.

 

Литература:

 

  1. Бугроменко, В. Н. Транспортная дискриминация населения: пути решения проблемы // Промышленная политика в Российской Федерации. — 2003. — № 1. — С.8–22.
  2. Данканич, С. А. Неравенство доходов населения: виды и последствия // Проблемы современной экономики. — 2011. — No3 (39). — С. 34.
  3. Стручков, А.А. // Тезисы докладов XII Международной выставки — форума Дороги России XXI века. — Якутск, 2012. — С.18
  4. Хисамутдинов,И. А. Основы экономики и теории рынка: учеб.пособие. — Уфа: УГНТУ, 2010. — С. 563–567.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle