Автор: Лапин Роман Павлович

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 04.06.2016

Библиографическое описание:

Лапин Р. П. Оценка густоты дорожной сети // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 311-314.



Наличие четко развитой инфраструктуры является очень важным фактором в жизни любого современного государства. Автомобильные дороги являются важной составляющей инфраструктуры. Развитие дорог в стране прямо пропорционально развитию её экономики [1,7; 2,12; 3,92; 4,73].

Густота дорожной сети — это показатель, характеризующий транспортную обеспеченность населения регионов и страны. Густоту сети считают:

  1. на 1000км2 площади

,где Lэ — протяженность эксплуатационной линии; S–площадь территории.

  1. или на 10000 человек населения

, где H — число населения.

Также, существует такой показатель, как единый показатель густоты сети, который дает обобщенную характеристику транспортной обеспеченности территории, с учетом площади и численности населения. Рассчитывается по формуле:

Анализ ситуации вРоссии.

До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающей все регионы России. Нормативным требованиям соответствует лишь около 38 % автомобильных дорог федерального значения. Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10 процентов населения (15 млн. человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций [5,137;6,111;7,93;8,53]. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13 тыс. км дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29 процентов протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15 процентов автомобильный парк вырос почти на 75 процентов [9,103].

На следующих таблицах и диаграммах видна ситуация, сложившаяся в России и в других странах мира.Сравнив объемы дорожной сети России с другими странами, кажется, что отставание России очевидно.

Рис. 1. Густота дорожной сети России и некоторых стран на 1000 км2

Рис. 2. Густота дорожной сети России и некоторых стран на 10000 человек

Но стоит помнить, что необходимо учитывать множество других факторов:

  1. Обширная территория России: Россия занимает первое место по площади, занимаемой на поверхности Земли. Естественно это многократно усложняет развитие дорожной сети, увеличивает его суммарную стоимость. Так, например, «растянув» дорожную сеть успешной в дорожном деле Германии, мы получим ситуацию хуже, нежели сейчас в России.Также, при сравнении длин дорожных сетей в разных странах, стоит учитывать тот факт, что там ведется учет только дорог федерального значения. Для России же дороги федеральные дороги составляют лишь около 20 % от общей дорожной сети [10,19;11].
  2. Климат: Территория России проходит через 4 климатических пояса: -Арктический пояс; -Субарктический пояс; -Умеренный пояс; -Субтропический пояс. При этом умеренный пояс подразделяется на: -Область континентального климата; -Область умеренно континентального климата; -Область резко континентального климата; -Область муссонного климата; -Область морского климата.

Это означает, что строительство дорог в каждой из этих климатических зон требует использования определенных технологий, соблюдения особых для каждой зоны условий.Помимо этого, разница между среднегодовой летней и зимней температурами в России составляет 36 ̊ по Цельсию. Этот фактор значительно снижает срок возможной эксплуатации дороги [12,129; 13,97;14,145;15,44;16,69].

  1. Неравномерное распределение населения по территории страны: Исторически в России сложилось так, что приблизительно 80 % населения всей страны живут лишь на 25 % площади России. Остальные 75 % страны развиты относительно бедно, в том числе и транспортная инфраструктура в этих местах. Это усложняет строительство дорог с твердым покрытием на территории Сибири и Дальнего Востока [17,34; 18,1683;19,210;20,110;21].

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/ce/Russian_federal_highways.svg/600px-Russian_federal_highways.svg.png

Способы развития дорожной сети вдругих странах.

США — мировой лидер по протяженности дорог. В этой стране дороги занимают около 25 % от площади агломерации, в то время как в Москве дороги занимают лишь 7 %.

Транспортная политика страны регулируется с помощью специальных программ развития транспортной системы.В настоящее время в США реализуются три основные программы в области развития транспортной системы:1. Программа экономического развития; 2. Программа в социальной сфере и охрана окружающей среды; 3. Программа мобильности.

  1. Программа экономического развития: Уэтой программы есть 5 стратегических направлений:

– Привлечение инвестиций в строительство и эксплуатацию транспортных систем.

– Повышение эффективности существующей транспортной системы.

– Поддержка нормативных правил, документов и стандартных положений.

– Совершенствование транспортной системы с использованием современных методов анализа.

– Ускоренное внедрение инновационных технологий.

  1. Программа всоциальной сфере иохрана окружающей среды:Эта программа ставит перед собой шесть следующих стратегических задач:

– Пропаганда развития транспортных средств

– Разработка нормативных документов, определяющих роль дороги в социальной сфере.

– Развитие альтернативных транспортных средств.

– Активные исследования влияния транспорта на окружающую среду.

– Уменьшение отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду.

– Совершенствование источников информации, показывающих взаимоотношения транспорта с окружающей средой.

  1. Программа мобильности: Целью этой программы является предоставление удобств обслуживания транспортом людей, товаров и регионов.

Япония -в этой стране ранее важную роль играло развитие железнодорожного транспорта, однако смена приоритетов в экономической политике привела к активному развитию автодорожных сетей Японии.

В апреле 1956 года в Японии была создана Японская дорожная корпорация, цель которой было обеспечение страны сетью дорог с твердым покрытием. В 1966 году был утвержден план строительства сети скоростных дорог протяженностью 7600 км. В 1987 году протяженность была увеличена до 14000 км.

Ныне Японская дорожная корпорация была разделена на 3 компании, контролирующие дорожные сети в Центральной, Восточной и Западной Японии.

Германия -дороги Германии не зря признаны эталонными. В Германии автомобильный транспорт занимает лидирующую позицию по объемам перевозок.

Дороги Германии входят в Европейскую транспортную стратегию. Европейская транспортная стратегия — это грандиозный проект, объединяющий дороги 28 стран Евросоюза. Выделяется девять транспортных коридоров, каждый из которых будет соединять по три государства. Стоимость проекта оценивается в 250 млрд. евро.

На период до 2030 года разработаны три варианта возможного дальнейшего развития транспортной сети [1,7].

– Инерционный. Этот вариант подразумевает воплощение крупных транспортных проектов, обеспечивающих создание месторождений полезных ископаемых в новых регионах.

– Энергосырьевой. Этот путь — пусть ускоренного развития транспорта для обеспечения освоения новых месторождений и наращивания топливно-сырьевого экспорта.

– Инновационный. Развитие согласно этому варианту предполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортной системы страны, обеспечивающее благоприятные условия для развития экономики страны, повышения качества жизни населения.

Сравнивая способы, используемые в других странах, и предложенные в России, можно заметить, что даже роль дорог в России несколько отличается от роли дорог в других странах. В России, одна из главных функций дорог — осуществлять связь между месторождениями ископаемых и местными экономическими центрами.

Выводы

Россия — единственная страна, через которую проходят 8 климатических зон (для сравнения в США — лишь 5). В России разница между среднегодовой летней и зимней температурой составляет 36 ̊ по Цельсию. Население России тоже распределено очень неравномерно. В Сибири, площадь которой составляет ¾ площади России, проживает лишь 20 % населения страны. В силу этих факторов, оценка густотыдорожной сети России с относительно других стран мира необъективна, ведь развитие дорожной сети в России требует применения других способов, нежели, например, на Западе, и соблюдения особых технологий при строительстве.

Литература:

  1. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года. — Москва, 2008. — 183с.
  2. Лазарев Ю. Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография — LAP LAMBERT, Германия: 2015. 173 с.
  3. Лазарев Ю. Г., Синицына Е. Б. Основы совершенствования транспортной инфраструктуры /Ю. Г. Лазарев, Е. Б. Синицына// Технико-технологические проблемы сервиса — СПб: 2013. № 2 (24), С.92–93.
  4. 2.Лазарев Ю. Г., Синицына Е. Б. Современное состояние проблемы совершенствования транспортной инфраструктуры / Ю. Г. Лазарев, Е. Б. Синицына //Технико — технологические проблемы сервиса. — СПб.: 2013.№ 4(26), С. 71–74.
  5. Лазарев Ю. Г., Новик А. Н., и др., Изыскания и проектирование транспортных сооружений: Учебное пособие /Ю. Г. Лазарев, А. Н. Новик, А. А. Шибко, В. Г. Терентьев, С. А. Сидоров, С. А. Уколов, В. А. Трепалин / СПб.: ВАТТ, 2008. 392 с.
  6. Ермошин Н. А. Эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие военно- автомобильных дорог: Учебник / Н. А. Ермошин, Ю. Г. Лазарев, С. В. Алексеев, В. Г. Лунев, Б. Г. Ашуркин, А. Н. Новик, В. А. Трепалин, Д. Л. Симонов, В. Т. Колесников/ СПб: ВАТТ, 2015. 312 с.
  7. Лазарев Ю. Г., Строительство автомобильных дорог и аэродромов: Учебное пособие. / Ю. Г. Лазарев, А. Н. Новик, А. А. Шибко, С. В. Алексеев, Н. В. Ворончихин, А. Т. Змеев, С. А. Уколов, В. А. Трепалин, С. В. Дахин, В. Т. Колесников, Д. Л. Симонов // СПб.: ВАТТ. 2013. 528 с
  8. Лазарев Ю. Г., Собко Г. И. Реконструкция автомобильных дорог: Учебное пособие. СПб. 2013. 93 с.
  9. Лазарев Ю. Г., Громов В. А. Современные требования к обеспечению потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог // В сборнике: Инновационные технологии в мостостроении и дорожной инфраструктуре. Материалы межвузовской научно- практической конференции. 2014. С. 102–109.
  10. Бурнасов А. С. Транспортные стратегии Штутгарта и Вашингтона: опыт для развития Екатеринбургской городской агломерации/ Бурнасов А. С.// Научный диалог. -2013. — V., 1. 7(19). — с.18–25
  11. Тваровская А. И. Зарубежный опыт использования транспортных систем в качестве фактора регионального развития. / Стратегия устойчивого развития регионов России. — 2012.
  12. Климат России: монография / Под ред. д-ра геогр. наук, проф. Н. В. Кобышевой. —СПб.: Гидрометеоиздат, 2001.— 656 с.
  13. Ватин Н. И., Производство работ. Определение продолжительности строительства воднотранспортных сооружений/ Н. И. Ватин, Г. Я. Булатов, Т. Ф. Морозова, А. В. Улыбин// Учебное пособие: СПб, СПбПУ, 2013. 116 с.
  14. Лазарев Ю. Г., Обоснование деформационных характеристик укрепленных материалов дорожной одежды на участках построечных дорог. / Ю. Г. Лазарев, П. А. Петухов, Е. Н. Зарецкая/ Вестник гражданских инженеров. 2015. № 4 (51). С. 140–146.
  15. Лазарев Ю. Г. Формирование потребительских и эксплуатационных свойств автомобильных дорог / Ю. Г. Лазарев, Д. Л. Симонов, А. Н. Новик/ Технико — технологические проблемы сервиса. СПб.: 2016. № 1(35). С. 43–47.
  16. Рустенбек С. Д. Формирование базы данных для тестирования дорожных одежд/ С. Д. Рустенбек, Д. Ю. Кириллова, Ю. Г. Лазарев// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2–2. С. 68- 72.
  17. Ватин Н. И., Моделирование набора прочности бетона в программе ELCUT при прогреве монолитных конструкций проводом/ Н. И. Ватин, М. О. Дудин, Ю. Г. Барабанщиков// Инженерно-строительный журнал. 2015. № 2 (54). C. 33–96.
  18. Lazarev Yu.G., Research of processes of improving soil properties based on complex ash cement binder /. Yu.G. Lazarev, G. Sobko, M. Chakir // Applied Mechanics and Materials. 2014. Vols. 584–586. Pp. 1681–1686.
  19. Lazarev Yu.G., Effectiveness of Soil Reinforcement Based on Complex Ash-Cement Bonder Applied Mechanics and Materials / Yu.G. Lazarev, M. F. Chakir, E. N. Syhareva, Y. A. Ibraeva // Applied Mechanics and Materials. 2015. Vols. 725–726. Pp. 208–213.
  20. Лазарев Ю. Г., Громов В. А., Анализ условий создания предприятий и организаций производственной базы дорожного строительства. Вестник гражданских инженеров. 2014. № 1 (30). С. 109–111.
  21. Золотарь И. А., Собко Г. И., Лазарев Ю. Г., Прибор для определения коэффициента влагопроводности талых связных грунтов нарушенной структуры нестационарным методом. — Патент на полезную модель RUS 6627 21.04.1997.
Основные термины (генерируются автоматически): Лазарев Ю, автомобильных дорог, дорожной сети, дорожной сети России, Густота дорожной сети, дорог федерального значения, свойств автомобильных дорог, Учебное пособие, развитие дорожной сети, площади России, строительство дорог, формирование опорной сети, развития транспортной, транспортной системы, автомобильных дорог федерального, твердым покрытием, опорной сети дорог, протяженности автомобильных дорог, федеральных автомобильных дорог, совершенствования транспортной инфраструктуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос