Библиографическое описание:

Жаанбаева Ч. К., Могильный А. В., Калиева Г. У. Правовые гарантии обеспечения реализации прав и свобод осужденных // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 582-585.



 

В данной статье говорится о том, что от роли юридических гарантий прав и свобод граждан, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, зависит определение специфики всей их реализации. Только имеющиеся юридические гарантии дают возможность отбывающим наказание осужденным наиболее эффективно использовать их правовые возможности в определенных интересах.

Ключевые слова: правовое положение осужденных, права и свободы граждан, реализация прав и свобод, исполнение наказаний, правовые гарантии реализации прав и свобод.

 

Юридические гарантии следует рассматривать как триединую систему, компонентами которой являются: общие гарантии; специально юридические гарантии; организационные гарантии.

Следует заметить, что одним из общепринятых ключевых признаков правового государства, которым в соответствии с Конституцией является Кыргызская Республика [1], служит определение в качестве неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Эти права и свободы в совокупности составляют широкую системы, на основании которой гражданину предоставляется возможность в полном объеме реализовывать свои интересы.

Вместе с тем общие гарантии целесообразно рассматривать в качестве экономических, политических, идеологических, социальных условий, которые способствуют формированию благоприятной среды для реализации прав и свобод.

Общие гарантии достаточно широко раскрыты в юридической литературе [2, c. 187]. Их сущность может быть представлена в создании юридической среды только представляющей возможность для реализации прав и свобод личности. Будучи в таком положении сами по себе отдельно взятые они не могут обеспечить их реализацию и защиту, так как данное обеспечение непосредственно связано с использованием правовых средств [3, c. 12], которые представляют собой именно юридические гарантии. Особо важная роль принадлежит юридическим гарантиям прав и свобод граждан, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, именно от этого зависит определение специфики всей их реализации.

Только имеющиеся юридические гарантии дают возможность отбывающим наказание осужденным наиболее эффективно использовать их правовые возможности в определенных интересах.

В юридических исследованиях определение и понятие юридических гарантий не представляются в большой степени дискутируемыми.

Большая часть юристов-правоведов приходит однозначному выводу, что юридические гарантии — это средства и способы, закрепленные законодательством, непосредственным образом обеспечивающие правомерное осуществление, а также защиту прав, свобод и законных интересов личности [4, c. 14]. При этом следует иметь в виду, что юридические гарантии приобретают важное самостоятельное значение в системе реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы.

Они не должны рассматриваться только как вспомогательный элемент, осуществляющий только служебные функции.

Благодаря тому, что они в значительной степени способствуют реализации прав и свобод осужденных, юридические гарантии становятся самостоятельными элементами правового положения. Данное обстоятельство вызывает настоятельную необходимость тщательного юридического анализа всей системы в целом, сущности и содержания каждого элемента, в частности.

Представляется интересным рассмотреть точку зрения известного ученого юриста-правоведа Н.В. Витрука, который полагает целесообразным разделить юридические гарантии прав и свобод личности на две группы:

1)   Гарантии реализации;

2)   Гарантии охраны или защиты.

К первой группе следует отнести такие виды:

     конкретизацию пределов прав и свобод;

     юридические факты, определяющие реализацию прав и свобод;

     процессуальные формы, в которых осуществляющие права и свободы;

     меры поощрения и льготы, служащие стимулированию правомерной инициативе их реализации.

К следующей группе гарантий, по его мнению, относятся следующие виды:

     надзор и контроль за правомерностью поведения субъектов права для того, чтобы выявлять случаи правонарушений;

     правовая защита;

     юридическая ответственность;

     пресечение и другие правоохранительные меры;

     процессуальные формы охраны прав и обязанностей, в том числе формы применения правоохранительных мер;

     профилактика правонарушений [5, c. 95].

Рассмотренная нами научная версия юридических гарантий представляется довольно исчерпывающей, раскрывающей основные составляющие правовой системы. Но при этом, она носит в определенной степени расширительный характер. Как представляется нам, более четкую формулировку указанного вида гарантий предложил Бабай А.Н. «Самообеспеченность прав и свобод, которая имеет в виду конкретизированную формулировку в законодательстве, исключая возможности двоякого толкования» [6, c. 25].

Выделяют также следующие формы юридических гарантий: — гарантии реализации прав и свобод; — гарантии правовой защиты прав и свобод.

Основные элементы специальных юридических гарантий осужденных в сфере обеспечения их прав и свобод могут проявляться только в процессе непосредственной их реализации, в ходе чего они наполняются конкретным юридическим содержанием.

По результатам анализа системы гарантий реализации прав осужденных можно сделать определенный вывод, что, во-первых, они позволяют создать благоприятную правовую среду для реализации прав и свобод осужденных, а во-вторых, могут служить предпосылками других видов юридических гарантий защиты.

Определенный научный интерес представляет определение правовой природы гарантий защиты. Опыт функционирования уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики убедительно показывает, что даже относительно совершенное законодательство в сфере уголовно-исполнительной деятельности, разработанное с учетом международных стандартов само по себе не поможет избежать различных нарушений прав и свобод осужденных.

Особое значение в этом плане приобретает защита прав осужденных в случае их нарушений. Поэтому не менее важно теоретически разработать средства и механизмы гарантий защиты прав и свобод осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

Осужденные должны иметь реальную, а не декларируемую возможность обращаться в соответствующие органы государственной власти и общественные организации с жалобами и заявлениями с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов. При этом, основанием для подачи жалоб осужденными и заключенными под стражу могут быть не только нарушения законности, допущенные определенными субъектами правоотношений, но и нарушения ими морально-этических норм. Различными исследователями выработана примерно идентичная позиция по данному вопросу. Наиболее типичными видами юридической защиты избраны:

     прокурорский надзор;

     судебная защита;

     обращение в специализированные органы [7, c. 14-15].

Отдельные правоведы считают уместным дополнительно включить и другие категории. В частности С.А.Волков обоснованно считает, что кроме этого в число гарантий средств защиты следовало бы также включить парламентский и президентский контроль [8, c. 16-18].

Вышеуказанные и другие позиции относительно полно раскрывают виды юридической защиты. Вместе с тем, в них не просматривается определенная системность, что в свою очередь затрудняет комплексный подход к решению указанной проблемы. Только путем добавления или изъятия определенных видов юридических гарантий защиты прав и свобод затруднительно сформировать определенное мнение об их системе в целом. Наработанные предложения российских юристов и международный опыт позволили разработать и систематизировать контроль и надзор за местами лишения свободы.

В соответствии со статьей 17 УИК КР за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, осуществляется контроль и надзор следующих видов:

     ведомственный контроль;

     эпидемиологический контроль;

     контроль местных органов государственной власти и местного самоуправления;

     общественный контроль;

     медицинский контроль;

     прокурорский надзор;

     парламентский контроль;

     судебный контроль.

За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов управления и должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определены нормативными правовыми актами (Ст. 20 УИК КР).

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики, нормами международного права государство обеспечивает медицинское и санитарно- эпидемиологическое обслуживание учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание (Ст. 17 УИК КР).

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления оказывают содействие в организации деятельности и функционирования на их территориях учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а также осуществляют контроль за их деятельностью через создаваемые наблюдательные комиссии, территориальные подразделения уполномоченного государственного органа по защите детей, попечительские советы.

Участие различных международных организаций в реформировании пенитенциарной системы Кыргызской Республики позволяет повысить эффективность предусмотренного в Уголовно-исполнительном кодексе Кыргызской Республики международного контроля. В частности, в настоящее время широко осуществляется проект Центра ОБСЕ в Бишкеке «Продвижение прав человека в закрытых учреждениях Кыргызской Республики с помощью национальных механизмов защиты прав человека».

Это является убедительным свидетельством того, что роль международных средств защиты неизменно возрастает, неуклонно повышается их эффективность. Международные организации, осуществляющие свою деятельность, непосредственно направленную на всеобъемлющий контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств в гуманитарной сфере приобретают все больший вес в международном сообществе. Указанные организации в своем большинстве работают под эгидой Организации Объединенных наций. Этой деятельностью занимаются:

1)   Верховный комиссар по правам человека, в его функции входит защита любых прав человека

2)   Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней, его основной функцией является анализ реализации минимальных стандартных правил обращения с осужденными

3)   Комитет ООН по правам человека, который был создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, призванный рассматривать жалобы по нарушениям данного Пакта [9].

Согласованная работа перечисленных органов позволяет Генеральному секретарю ООН использовать объективные данные при подготовке ежегодного доклада по анализу осуществления минимальных стандартных правил в государствах членах ООН.

Кроме того, разработаны отдельные региональные соглашения, которые играют важную роль в осуществлении международной защиты прав осужденных.

Следует отметить, что международные средства контроля за соблюдением прав и свобод осужденных не может рассматриваться в качестве кассационных инстанций в отношении внутригосударственных решений. Но процедура рассмотрения жалоб осужденных в связи с нарушениями их прав и свобод может стать эффективным механизмом по проведению в широком смысле экспертизы на предмет соответствия национального законодательства нормам международного права в сфере уголовно-исполнительной политики, то есть в той сфере, которая ранее всегда считалась закрытой и регулировалась исключительно внутренним законодательством, не принимая во внимание международное право и международные стандарты.

В ходе исследования юридических гарантий определенное место следует уделить организационным гарантиям. При всей их самостоятельности они неразрывно связаны с юридическими.

Таким образом, организационные гарантии можно определить как целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций для создания благоприятных условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности [10, c. 77]. Непосредственно не влияя на осуществление прав и свобод осужденных, организационные гарантии, тем не менее, могут оказывать значительное моральное влияние на функционирование органов государственной власти и учреждений, деятельность которых связано с вопросами обеспечения законности в исправительных учреждениях.

 

Литература:

 

  1.                Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gov.kg/?page_id=263&lang=ru.
  2.                Дехканова К.А. Основные направления совершенствования гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике/ К.А. Дехканова // Высшая школа Казахстана. — 2012. — № 2. — с. 187.
  3.                Нурпеисов Д.К. Проблемы обеспечения законности и правопорядка: теоретико-правовое исследование: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. — Бишкек, 2010. — 23 с.
  4.                Кенжебек кызы М. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы: теория и практика. Автореф. Дис. …канд. юрид. наук. — Бишкек, 2009. — 24 с.
  5.                Правовой статус личности в СССР / Витрук Н.В. — М.: Юрид. лит., 1985. — 176 c.
  6.                Правовое государство и роль органов внутренних дел в его формировании. Лекция / Бабай А.Н. — Хабаровск: Изд-во Хабар. ВШ МВД РФ, 1992. — 33 c.
  7.                Сальников В.П. Современная система защиты прав человека/ В.П. Сальников // Правовед. — 1999. — № 1. — с.14-15.
  8.                Волков С.А. Конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. — Волгоград, 1999. — 22 с.
  9.                Международные акты о правах человека: Сборник документов. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. — 784 с.
  10.            Мамонов В.В. Гарантии прав и свобод и обязанности граждан СССР. — Алма-Ата, 1981. — 82 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle