Авторы: Абдыкерим кызы Гулбарчын, Жаанбаева Чолпон Каныбековна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Абдыкерим кызы Г., Жаанбаева Ч. К. К вопросу о правовом положении осужденных военнослужащих // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 529-532.



 

В настоящей статье говорится о том, что основы правового положения осужденных в полной мере распространяются и на осужденных военнослужащих. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан, установленные Конституцией Кыргызской Республики с ограничениями, определенными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Ключевые слова: правовое положение осужденных, военнослужащие, преступность военнослужащих, исполнение наказаний.

 

Правовой основой военной службы в вооруженных силах и других воинских формированиях Кыргызской Республики является Конституция Кыргызской Республики [1] и другие законы.

Особое место в ряду этих законов занимает Закон Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» [2], принятый в 2009 году.

Закон регулирует общественные отношения, касающиеся воинской обязанности, военной и альтернативной службах в целях реализации гражданами Кыргызской Республики конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Защита Отечества — святой долг и обязанность граждан Кыргызской Республики. Граждане Кыргызской Республики независимо от расы, языка, этнической принадлежности, политических и иных убеждений, образования, происхождения, а также других обстоятельств обязаны проходить военную службу в вооруженных силах, других воинских формированиях и государственных органах Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена военная служба. В соответствии со статьей 3 указанного Закона, военная служба — особый вид государственной службы, направленный на выполнение гражданами воинской обязанности в вооруженных силах, других воинских формированиях и государственных органах Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена военная служба.

Естественно, что к военнослужащим предъявляются повышенные требования. Так правонарушения, которые в обычных условиях не представляют общественной опасности, в условиях военной службы признаются преступлениями.

В частности максимальная ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 112 УК КР) предусматривается лишением свободы до одного года. Тогда как в условиях военной службы подобные действия оцениваются как нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (статья 359 УК КР). Это деяние при наличии квалифицирующих признаков (п.п.1, 2, 3, 4, 5, 6 части 2) наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Статья 110 (побои) вообще исключена Законом КР от 25 июля 2007 года № 91. Тогда как нанесение побоев в отношении начальника, (статья 351 УК КР насильственные действия в отношении начальника) наказывается содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до четырех лет. И такое отношение общественно оправдано. Общество и государство вправе предъявлять к своим защитникам повышенные требования. Воинская доблесть и героизм всегда были характерными чертами кыргызского народа. К сожалению, в первые годы независимого развития по ряду объективных и субъективных причин вопросам укрепления обороноспособности страны и военного строительства не уделялось должного внимания. Такое положение сохранялось до печальных и вынуждено героических Баткенских событий 1999-2000 годов.

Высокую боеготовность и умение действовать в сложной обстановке в начальном этапе Баткенских событий показали только внутренние войска МВД Кыргызской Республики, которые имели накопленный опыт выполнения служебно-боевых задач в горячих точках бывшего СССР. Столь бедственное положение в вооруженных силах Кыргызской Республики в целом, естественно не могло не отразиться на состоянии воинской дисциплины и правопорядка в вооруженных силах. Наиболее характерными воинскими преступлениями являлись, самовольное оставление части или места службы (статья 359 УК КР), которое приобретало массовый характер, а также неуставные взаимоотношения между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (статья 358 УК КР). Указанное преступление зачастую приводило к тяжким последствиям, имевшим резонансный характер.

Среди офицеров и прапорщиков преобладало злоупотребление должностным положением (статья 304 УК КР), превышение должностных полномочий (статья 305 УК КР), а среди военнослужащих указанных категорий тыловых структур — заключение контракта, осуществление государственной закупки вопреки интересам Кыргызской Республики (статья 306 УК КР) и незаконное использование бюджетных средств.

Большое негативное влияние на состояние преступности в вооруженных силах и других воинских формированиях Кыргызской Республики оказала откровенно криминальная идеология, целенаправленно насаждаемая лидерами организованной преступности в учебных учреждениях, прежде всего специализированных спортивных. Представители преступной «элиты» антиобщественных группировок представлялись «кумирами» для молодежи. Закономерно, что подобные настроения переносились в армейскую среду и в условиях отсутствия опытных командиров в подразделениях, запущенности и недостатка воспитательной работы трансформировались в преступные действия. Важную роль в противодействии преступности в вооруженных силах призвано сыграть проводимая военная реформа.

Президентом Кыргызской Республики — Главнокомандующим вооруженными силами Кыргызской Республики А.Атамбаевым утверждена военная доктрина, которая предусматривает единое руководство вооруженными силами, разделение полномочий вновь создаваемого управленческого органа Генерального штаба вооруженных сил и Министерства обороны [3].

Комплексная программа борьбы с преступностью призвана наряду с другими задачами выработать систему исправления осужденных военнослужащих, которая отвечала бы современным требованиям. В статье 7 Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики отражены принципы уголовно-исполнительного законодательства: — законность; — гуманизм; — демократизм; — равенство осужденных перед законом; — дифференциация и индивидуализация исполнения наказания; — рациональное применение принудительных средств и стимулирование правопослушного поведения; — соединение наказания с исправительным воздействием. Задача состоит в том, чтобы наполнить эти принципы реальным содержанием с учетом специфики военной службы.

В статье 9 уголовно-исправительного кодекса определено, что государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает установленные законом условия отбывания наказания, гарантия социальной справедливости, правовую и иную защищенность. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан, установленные Конституцией Кыргызской Республики и ограничениями, определенными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Вышеперечисленные основы правового положения осужденных в полной мере распространяются и на осужденных военнослужащих. С учетом специфических особенностей военной службы, в уголовном кодексе Кыргызской Республики предусмотрено, что к военнослужащим могут применяться кроме общих также и специальные виды наказаний.

В соответствии со статьей 42 уголовного кодекса Кыргызской Республики только к военнослужащим, причем срочной службы может применяться наказание — содержание в дисциплинарной воинской части. В качестве дополнительного наказания может применяться лишение воинского звания. В соответствии со статьей 43 Уголовного кодекса Кыргызской Республики военнослужащим не могут быть назначены общественные работы, а также исправительные работы (статья 46 УК КР) и ограничение свободы (статья 46 УК КР).

Статья 47 Уголовного кодекса Кыргызской Республики предусматривает, что содержание в дисциплинарной воинской части применяется к военнослужащим срочной службы на срок от трех месяцев до одного года в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, а также когда суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, найдет необходимым вместо лишения свободы на срок не свыше пяти лет применить содержание в дисциплинарной воинской части, сроком до одного года. Следует отметить, что в отношении осужденных военнослужащих наметилась несколько противоречивая тенденция.

С одной стороны более широко стали применяться наказания, не связанные с изоляцией от общества. При этом если по ранее действующему Закону Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики» военнослужащие офицеры и прапорщики осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, при определенных условиях могли продолжать военную службу, то в соответствии со статьей 31 Закона о всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах (в редакции Закона КР от 9 июня 2012 года № 79) «вступление в законную силу приговора суда о признании военнослужащего виновным за совершенное им преступление», является основанием для досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.

Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, в том числе и при назначении наказания, не связанного с изоляцией от общества, практически теряют право на дальнейшее прохождение военной службы. Данное обстоятельство во многом является более суровым наказанием, чем само осуждение.

Специальным видом наказания, применяемым только к военнослужащим срочной службы, является содержание в дисциплинарной воинской части. Статья 29 Закона Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, военной и альтернативной службах» определяет, что солдатам, сержантам и старшинам, отбывающим наказание в дисциплинарных частях, время отбывания наказания в срок срочной военной службы не засчитывается.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной части, при условии его безупречной службы, время пребывания в дисциплинарной части может быть в установленном порядке засчитано в срок срочной военной службы. Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняется отдельными дисциплинарными батальонами или отдельными дисциплинарными ротами. Их организационная структура и численность определяется Министерством обороны Кыргызской Республики. Порядок направления и приема осужденных в дисциплинарные воинские части определяется Министерством обороны Кыргызской Республики. Статья УИК КР регламентирует исправление и его основные средства.

Закон рассматривает исправление осужденного как формирование у него правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Основными средствами исправления осужденных признаны:

     режим;

     воспитательная работа;

     общественно-полезный труд;

     получение образования;

     профессиональная подготовка;

     общественное воздействие [4, c. 179].

Наряду с вышеперечисленным основными средствами исправления в отношении осужденных военнослужащих, с учетом их специфики, применяется также воинское обучение (статья 119 УИК КР). Статья 120 УИК КР регламентирует режим в дисциплинарной воинской части.

Порядок исполнения и отбывания наказания определяется Министерством обороны Кыргызской Республики. Установленный в дисциплинарной воинской части порядок исполнения и отбывания наказания обеспечивает:

     охрану осужденных в пределах дисциплинарной части;

     надзор за ними;

     исполнение возложенных на них обязанностей и воинское обучение;

     реализацию ими прав и законных интересов;

     безопасность осужденных и персонала.

Обязанностью осужденных военнослужащих являются соблюдение требований режима, установленных в дисциплинарной воинской части. В период отбывания наказания в дисциплинарной воинской части все осужденные независимо от их воинского звания и характера предыдущей службы находятся на положении солдат и носят единые установленные для данной части форму одежды и знаки различия.

 

Литература:

 

  1.                Конституция Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gov.kg/?page_id=263&lang=ru.
  2.                Закон Кыргызской Республики «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах» № 43 от 9 февраля 2009 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202536.
  3.                Указ Президента Кыргызской Республики «О Военной доктрине Кыргызской Республики» от 15 июля 2013 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61673.
  4.                Кенжебек кызы М. Правовое регулирование трудовых отношений осужденных в пенитенциарной системе/М. Кенжебек кызы // Вестник Международного университета Кыргызстана. — 2007. — № 2. — с. 179.
Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызской Республики, дисциплинарной воинской части, граждан Кыргызской Республики, Кыргызской Республики «О, обязанности граждан Кыргызской, УК КР, осужденных военнослужащих, кодекса Кыргызской Республики, воинской обязанности, всеобщей воинской обязанности, воинской обязанности граждан, обороны Кыргызской Республики, Республики «О всеобщей, военной службы, «О всеобщей воинской, Конституцией Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики, формированиях Кыргызской Республики, органах Кыргызской Республики, Министерством обороны Кыргызской.

Ключевые слова

правовое положение осужденных, военнослужащие, преступность военнослужащих, исполнение наказаний

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос