Библиографическое описание:

Якубова А. И., Максимов А. М. Особенности учета и оценки гудвилла в соответствии с требованиями МСФО // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 524-529.



 

В статье рассматриваются ключевые моменты, связанные с необходимостью учета гудвилла как самостоятельного актива компании. Выделены основные подходы к дефиниции понятия «гудвилл», особенности учета и отражения в финансовой отчетности гудвилла как в зарубежной, так и отечественной практике; отражены подходы к оценке и обесценению гудвилла.

Ключевые слова: гудвилл, деловая репутация, нематериальные активы,МСФО, оценка стоимости бизнеса.

 

В современных условиях ведения бизнеса становится неоспоримым факт колоссальной роли нематериальных, невещественных факторов в стоимости компании или же отдельно взятых товаров. Однако создание гудвилла или деловой репутации как одного из важнейших активов компании — процесс, как правило, длительный, связанный с формированием собственного контингента клиентов и потребителей, позитивного имиджа компании, увеличение известности средствами маркетинга, рекламы, благотворительности и спонсорства, узнаваемости брэнда и т.д.

Производить оценку гудвилла, в первую очередь, необходимо при осуществлении слияний и поглощений. В истории известны яркие примеры,когда гудвилл составлял существенную часть стоимости бизнеса. Так известно, что крупная табачная корпорация Philip Morris International в октябре 1988 г. приобрела фирму Kraft Foods Inc. за 13,6 млрд. дол. США, что в 4 раза больше балансовой стоимости этой фирмы.

Кроме того, в конце прошлого столетия Nestlé S.A. приобрела фирму «Rowntree» за 2,55 млрд. долл. США, что превысило стоимость «Rowntree» по балансу более чем в 5 раз [8]. Здесь речь идет о скрытом гудвилле, который, будучи созданым самой организацией, не отражается в финансовой отчетности.

Вышеперечисленные примеры отражают специфику реорганизации бизнеса, как правило, в крупных западных корпорациях. Однако практика оценки и учета гудвилла становится все более распространенной и в российских компаниях, особенно наряду с активными процессами внедрения МСФО. Согласно международной практике, отчетность, составленная в соответствии с МСФО, отличается высокой информативностью для пользователей, как внешних, так и внутренних и способствует выходу компаний на международные рынки и привлечению внешнего финансирования. В соответствии с этим предлагается рассмотреть основные моменты учета гудвилла по МСФО, выявить основные различия в международной и отечественной системах учета касательно данного аспекта.

Начнем с дефиниции понятия «гудвилл». В приложении к МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» дается следующая трактовка понятия: гудвилл — это актив, представляющий собой будущие экономические выгоды, являющиеся результатом других активов, приобретенных при объединении бизнеса, которые не идентифицируются и не признаются по отдельности [3].

В соответствии со стандартом BVS-I, принятым в 1988 году и дополненным в 1991 году Американским обществом оценщиков (American Society of Appraisers, ASA), гудвилл определяется как «доброе имя» фирмы и включает нематериальные активы компании, которые складываются из престижа предприятия, его деловой репутации, взаимоотношений с клиентами, местонахождения, номенклатуры производимой продукции и т. д [1]. Эти факторы специально не выделяются и не учитываются в отчетности предприятия, но служат реальным источником прибыли.

В МСФО (IAS) 38 указывается, что нематериальный актив по определению актив должен быть идентифицируемым, так чтобы его можно было отличить от гудвилла. Напомним, что гудвилл, созданный предприятием в ходе обычной деятельности, редко отражается в финансовой отчетности компании, он не подлежит признанию в качестве актива. Гудвилл, признанный при объединении бизнеса, является активом, представляющим будущие экономические выгоды от приобретаемых при объединении бизнеса активов, которые не поддаются индивидуальной идентификации и отдельному признанию. Будущие экономические выгоды могут возникнуть в результате синергии между приобретенными идентифицируемыми активами или проистекать от активов, которые по отдельности не удовлетворяют критериям для признания в финансовой отчетности [4].

В то же время, российские стандарты бухгалтерского учета (ПБУ 14/2007) не выделяют гудвилл (деловую репутацию) в качестве самостоятельной статьи бухгалтерского баланса и считают его составной частью нематериальных активов, что, на наш взгляд, не совсем корректно, поскольку деловая репутация неотчуждаемым имуществом и не существует отдельно от предприятия, он не может быть отдельным объектом сделки. Кроме того, гудвилл не имеет вещественной формы, в отличие от большинства объектов нематериальных активов, однако программное обеспечение, лицензии, патенты — могут храниться на электронных и бумажных носителях.

В ПБУ14/2007 также отмечается, что стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения) [7].

Положительная деловая репутация представляет собой надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, а отрицательная — напротив, является скидкой с цены, предоставляемая покупателю. Т. е. при возникновении положительной деловой репутации уместны следующие проводки:

        Дебет 08 — Кредит 76 субсчет «Расчеты по приобретению предприятия» — отражено возникновение положительной деловой репутации;

        Дебет 04 — Кредит 08 — учтена положительная деловая репутация в составе нематериальных активов,

что следует из ПБУ 14/2007 и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета. Следует обратить внимание на то, что положительная деловая репутация, входя в состав нематериальных активов, амортизируется линейным способом в течение 20 лет.

Отрицательная деловая репутация равномерно относится на финансовые результаты в качестве прочих доходов:дебетуется счет 76 субсчет «Расчеты по приобретению бизнеса» и кредитуется счет 91-1.

Так, рассмотрев порядок отражения деловой репутации согласно РСБУ, следует отметить, что все же крупные российские компании ведут бухгалтерский учет как по РСБУ, так и согласно принципам МСФО. Подчеркнем, что даже отечественные компании, составляющие финансовую отчетность по МСФО, поступают по-разному: некоторые все же включают гудвилл, возникающий при приобретении дочерних компаний в свои нематериальные активы, но при этом подробно раскрывающих их содержание в примечаниях к отчетности. В 2014 г. у ПАО «Ростелеком» доля гудвилла среди всех нематериальных активов составляла 29 %, а среди всех внеоборотных активов — 5,3 % [6]. В то же время ряд компаний действует строго согласно правилам МСФО, обособляя данный актив. Так, за 2014 г. у компаний ОАО «НК «Роснефть, приобретенный гудвилл превышал стоимость нематериальных активов в 4 раза (в 2013 г. — в 6 раз). Отметим, что для «Роснефти» гудвилл, образовавшийся в результате приобретения компаний, был распределен по соответствующим группам единиц, генерирующим денежные средства, являющимся производственными сегментами — сегменту разведки и добычи и сегменту переработки и сбыта [5].

С позиции оценки гудвилл подразделяется на положительный, когда стоимость фирмы оказывается выше величины ее чистых активов в рыночной оценке, и отрицательный — в случае, когда имеет место обратная ситуация. Естественно, что для любой успешной компании важно иметь положительный внутренне созданный гудвилл.

Согласно российским стандартам, а именно, ПБУ 14/2007,стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения) [7].

Существенным образом отличается оценка гудвилла по МСФО (IFRS) 3, под ней подразумевается разница между ценой приобретения и суммой на дату приобретения идентифицируемых приобретенных активов за вычетом принятых обязательств [3].

Такой метод называют методом расчета полного гудвилла. Он основан на том, что в сделках по объединению бизнеса необходимо рассчитывать величину гудвилла так, как она рассчитывалась бы в случае, если бы фирма-покупатель выкупила весь пакет голосующих прав приобретенной компании. С помощью этого метода рассчитывают гудвилл, который относится ко всему дочернему предприятию. Таким образом, мы получаем следующую формулу (см. формулу 1):

Гудвилл = (инвестиция контролирующего акционера +ДНА) — ССЧА на д. п. (1)

где ДНА — справедливая стоимость доли неконтролирующих акционеров

ССЧА на д.п. — справедливая стоимость чистых активов на дату приобретения.

Т. е. мы видим, что при данном методе справедливая стоимость дочерней компании приравнивается как к сумме справедливой стоимости возмещения, переданного контролирующим и неконтролирующим акционерами [2, c. 182].

Предположим, что контролирующий акционер приобрел акции дочернего предприятия за 30 млн. руб., а ДНА в дочерней компании составили 10 млн. руб. Стоимость чистых активов приобретаемого предприятия на момент совершения сделки составила 27 млн. руб. Таким образом, гудвилл будет составлять (30 млн. руб. + 10 млн. руб.) -27 млн. руб. = 13 млн. руб.

В качестве другого метода рассмотрим пропорциональный метод расчета гудвилла, который предполагает сопоставление вознаграждения, переданного покупателем, и доли, которую приобретает материнское предприятие, в чистых активах дочернего предприятия. И соответственно, полученный в результате такого расчета гудвилл относится только к материнскому предприятию. В виде формулы данный метод выглядит следующим образом (см. формулу 2):

Гудвилл = сумма инвестиции — ССЧА на д.п. * процент владения (2)

По аналогии, приведем пример расчета гудвилла пропорциональным методом. Данные оставим те же, с условием, что контролирующий акционер приобрел 75 % акций дочернего предприятия. Соответственно, в рассматриваемом случае гудвилл можно оценить, как: 30 млн. руб. — 27 млн. руб. * 75 % = 9,75 млн. руб.

Безусловно, гудвилл как актив в консолидированной отчетности не может существовать отдельно от чистых активов приобретенного дочернего предприятия. Поэтому проверка на обесценение гудвилла проводится на уровне генерирующей единицы, т. е. группы активов, которые создают независимый приток денежных средств. Обычно дочернее предприятие признают генерирующей единицей. В этом случае, при проведении проверки на обесценение, необходимо сравнить балансовую стоимость чистых активов и гудвилла дочернего предприятия и возмещаемую стоимость дочернего предприятия. При распределении убытка от обесценения на определенные активы в составе генерирующей единицы, сначала списываются активы, по которым точно известно обесценение, затем гудвилл, отнесенный на генерирующую единицу, и потом другие активы генерирующей единицы пропорционально балансовой стоимости каждого актива в генерирующей единице. Гудвилл, возникающий при приобретении дочернего предприятия, должен тестироваться на обесценение ежегодно. Это требование гарантирует, что гудвилл как актив в консолидированной отчетности не будет иметь завышенную оценку.

Компании, проводящие тестирование на обесценение гудвилла, как правило, публикуют для заинтересованных пользователей результаты в годовой финансовой отчетности. К примеру, упомянутая нами ранее ОАО «НК «Роснефть» по итогам 2014 г. сообщает, что такой тест проводится ежегодно, по состоянию на 1 октября. Однако в связи с неблагоприятными внешними или внутренними факторами, проверка на обесценение может повторяться. Так «Роснефть» в связи с существенными изменениями в макроэкономике в четвертом квартале 2014 года проводила тест на обесценение по состоянию на 31 декабря 2014 г. с учетом новых макроэкономических прогнозов. Превышение справедливой стоимости над стоимостью идентифицируемых чистых активов составило 3 767 млрд руб. и 1 106 млрд руб. для сегментов «Разведка и добыча» и «Переработка и сбыт» соответственно. Таким образом, в результате годовой проверки обесценения гудвилла в 2014 и 2013 годах выявлено не было [5].

Итак, подводя итоги, можно с абсолютной уверенностью говорить о в современных экономических условиях удельный вес нематериальных активов в стоимости бизнеса в целом неуклонно возрастает. Если международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности стараются установить ряд принципов оценки и учета гудвилла, раскрытию информации о нем, то отечественные стандарты, держа курс на международную ориентацию, пока далеки от этого, поскольку уделяют гораздо меньше внимания проблеме оценки деловой репутации и не выделяют ее в качестве отдельного актива.

Кроме того, недостаток статистических данных о заключаемых сделках купли-продажи готового бизнеса не позволяет проводить качественный сравнительный анализ. Это в очередной раз свидетельствует о необходимости совершенствования методов оценки и внедрении их в практику. Более широкому применению оценки гудвилла должна способствовать и все большая ориентация руководителей предприятий на увеличение стоимости своих компаний как на одну из основных стратегических целей.

 

Литература:

 

1.                  Американское общество оценщиков (ASA). Официальный сайт: http://www.appraisers.org/docs/default-source/discipline_bv/bv-standards.pdf?sfvrsn=0

2.                  Крамаренко Т.В. Корпоративные финансы: учеб. пособие/Т.В. Крамаренко, М.В. Нестеренко, А.В. Щенников. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА,2014 — 187 с.

3.                  Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнеса" (ред. от 26.08.2015). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124548/ (дата обращения: 11.11.15)

4.                  Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы». (ред. от 17.12.2014). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_124016/ (дата обращения: 11.11.15)

5.                  ОАО «НК «Роснефть». Консолидированная финансовая отчетность по МСФО. [Электронный ресурс]: официальный сайт компании. — Режим доступа: http://www.rosneft.ru/ (дата обращения: 11.11.15)

6.                  ПАО «Ростелеком». Консолидированная финансовая отчетность по МСФО. [Электронный ресурс]: официальный сайт компании. — Режим доступа: http://www.rostelecom.ru/about/branches/center/about/info/ (дата обращения: 11.11.15)

7.                  Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63465/ (дата обращения: 11.11.15)

8.                  Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятия. [Электронный ресурс]. — электрон. текст. дан. — Красноярск: ГАЦМиЗ, 2006. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m88/3_5.htm (дата обращения 11.11.15)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle