Библиографическое описание:

Столярова Е. В., Щелина Т. Т. Потенциал детской литературы в правовой социализации несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 111-113.



 

Вопрос стабильности общества никогда не теряет своей актуальности. Право, в свою очередь, является основным инструментом обеспечения порядка и регуляции социальных отношений. Принято считать, что правовое воспитание начинается ещё в дошкольном возрасте и напрямую связано с морально-нравственным развитием личности. В общеобразовательных учреждениях оно, прежде всего, осуществляется на уроках Граждановедения, Основ Безопасности Жизнедеятельности, Обществознания.

Обращение к личности школьника как к равноправному субъекту общественной жизни ставит на первый план задачу создания необходимых условий, поиск образовательными учреждениями путей, с помощью которых учащиеся смогли бы узнать свои гражданские, политические, экономические права, успешно реализовать и защищать их на практике [4]. Нам, в свою очередь, хотелось бы обратить внимание на потенциал литературы в процессе правовой социализации несовершеннолетних. Художественное слово остаётся мощным средством формирования ответственности, опыта этического выбора. Кроме того, художественная литература изобилует сюжетами для обсуждения и дискуссий. Образы героев дают возможность ребятам во время чтения примерить на себя проблему и ощутить всю тяжесть последствий. Естественно, литературу следует подбирать в соответствии с возрастом.

Существует целое направление детской литературы, призванное социализировать несовершеннолетних в контексте права. Например, цикл книг Павла Астахова «Детям о праве», предлагающий столкновение юных героев с различной средой, начиная с магазина и улицы и заканчивая местами отдыха; книжка-картинка «Мы все рождены свободными: всеобщая декларация прав человека в картинках» из серии «Гражданин Мира»; «Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей», рассматривающее юридические права в доступной для малышей форме (авторы А. Лопатина, М. Скребцова); «Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых» А. Усачёва и многие другие.

Обращаясь к классическим сказкам, можно заметить, что многие из них могут служить иллюстрацией того или иного права: право на неприкосновенность жилища и имущества – В.С. Михалков «Три поросёнка», «Три медведя», «Заюшкина избушка»; право на медицинское обслуживание – К.И. Чуковский, «Айболит» и т.д. Для приведенной выше литературы специфичен акцент именно на правах ребёнка, доступных для понимания детей:

I.    Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

II.   Права на развитие, образование, отдых и досуг.

III.   Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

IV. Права на свободу слова, мысли и деятельности [3].

Но не следует забывать и о такой «мишени» правовой социализации, как ответственность. Наиболее наглядным примером произведения, посвящённого озвученной проблеме, до сих пор остаётся «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. К сожалению, обладая невероятной культурной значимостью, демонстрируя весь духовный путь человека от преступления к наказанию, данное произведение часто игнорируется современным подрастающим поколением, или же нередко воспринимается юными читателями достаточно поверхностно, оставляя о себе следующее впечатление: «книжка о том, как старушку ударили топором по голове». Безусловно, подобное отношение к классической литературе, незамотивированность учащихся на её чтение является отдельной проблемой для педагога.

Гораздо проще обстоят дела с современной художественной литературой, ориентированной на детей. Большинство сюжетов детских книг привлекают ребят своей актуальностью, яркостью и некими «супер-способностями» главных героев. Всё чаще в детской литературе вырисовывается образ персонажа, который с помощью современных гаджетов или волшебных приспособлений справляется с вполне обыденными «невымышленными» трудностями, спровоцированными девиантным поведением. В результате чего, к сожалению, на второй план уходит поиск реальных решений реальных проблем. Отметим и то, что прославляемые современной литературой «супер-силы», позволяющие персонажам бороться со злом, не идут ни в какое сравнение со смекалкой Иванушки-дурачка, доблестью богатырей и премудростью, добротой, кротостью героинь русских сказок. В нравственно-аксиологическом развитии личности немалую роль играет этнокультурная составляющая, а, следовательно, народное творчество.

Философом Е.Н. Трубецким выделены три уровня жизнечувствия, которые отраженны в русской сказке, как «три ее этажа: нижний, средний и высший». Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы, мечта о «легком хлебе» – стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представлены одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала, что, к сожалению, все чаще находит свое воплощение в современном социуме. Героям же «среднего» и «высшего этажа» свойственно особое вдохновение, внежитейская мудрость. Их влечет «иное царство», таинственный предел, где встречается обыденное и чудесное, где обитает «Краса Ненаглядная», по которой извечно томится душа человеческая. Отождествляя себя с персонажами русской сказки, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа [5].

Мы склоняемся к мысли, что с целью формирования правосознания подростов следует использовать, в том числе и классические произведения, такие как «Тимур и его команда» А.П. Гайдара, где главный герой самостоятельно и при помощи товарищей справляется с проблемами [2]. В целом в детской литературе советского периода можно отметить качественную освещённость темы гражданственности.

Рассматривая современную художественную литературу для детей в ключе правовой социализации, следует упоминать о детективах. Существуют целые серии детских детективов – «Совершенно секретно», «Чёрный котёнок».

В отдельную группу мы хотели бы выделить художественные произведения, повествующие о детях-беспризорниках. На наш взгляд подобная литература – местами жестокая – может стать мощным средством правовой социализации. Особенно для той категории детей, которые, возможно, нуждаются в этом больше остальных – детей-жертв социализации. Безусловно, при подборе произведений необходимо учитывать характер виктимности. Книги с разным сюжетом и содержательной составляющей будут интересны и полезны детям-инвалидам, мигрантам, ребятам, связанным с криминальным миром. Среди рекомендуемых к прочтению произведений, темой которых стала беспризорность, можно назвать «Республику ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Педагогическую Поэму» А. Макаренко, «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса, «Дети Пустоты» С. Волкова, «Генералы песчаных карьеров» Ж. Амаду.

Однако не следует проводить резких разграничений при подборе литературы для детей различных категорий. Даже если ребёнку не пришлось испытать на себе тяготы, описанные в книгах, в определённых случаях, он должен знать, что бывает и так, и что можно сделать, чтобы не допустить описанной ситуации или же, как с ней бороться, как справиться с её последствиями.

Подводя итог, отметим многообразие форм работы с литературой: написание эссе и сочинений, пересказ, изложение, театральная постановка, обсуждение и дискуссия, мозговой штурм. Среди инновационных методов выделим разработку квеста (разновидность игр) по сюжету книги и написание фанфика (литературного произведения или комикса, использующего идеи сюжета и персонажей из оригинального произведения). Последнее, по сути, является некоммерческой попыткой продолжения, предыстории, либо ответвления от основного сюжета уже написанного произведения. Не желая расставаться с любимыми героями, читатели пишут свои версии того, что могло бы произойти с ними, не противореча общей концепции книги. Мы видим в фанфиках педагогический потенциал. Подобная форма обучения и воспитания может помочь ребятам в поисках ответов на вопросы: что привело персонажей к настоящему положению дел? Что человека сделало человека таким, какой он есть? Как изменит героя произошедшее? Какие последствия влекут за собой события? Как влияют поступки главных героев на других персонажей?

Говоря о потенциале детской литературы в правовой социализации несовершеннолетних, нельзя не упомянуть о возможностях библиотек. Многие библиотеки организуют встречи с юристами, проводят беседы, вечера вопросов и ответов, викторины, уроки права, обзоры литературы, часы правоведа, конкурсы, турниры знатоков Конституции. В библиотеках популярно проведение уроков по праву, таких как урок-лекция, урок-беседа, урок-обобщение, урок-игра, урок-конференция [1].

В целом можно выделить следующие личностные характеристики и компетенции, на развитие которых следует обратить внимание в ходе правовой социализации:

- активная жизненная позиция;

- знания прав и обязанностей гражданина РФ;

- осознанное восприятие законов;

- способность к правомерному поведению.

С точки зрения Л.М. Матвиенко эффективность данного процесса возможна «только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию и активизирует работу над собой» [3; с. 88]. 

Всё вышесказанное позволяет говорить о том, что решение вопросов, проблем, базирующихся на опыте литературных персонажей, а также вдохновение примером героев художественных произведений обладает колоссальным педагогическим потенциалом в контексте морально-нравственного воспитания и правовой социализации несовершеннолетних.

 

Литература:

  1.      Зенин С.Н. Нравственно-ценностный потенциал устного народного творчества: аспекты востребованности / Зенин С.Н., Жиров М.С. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2009. - № 7 (57). – С. 124-132.
  2.      ГайдарА.П. Тимуриегокоманда. – М.: Детская литература, 1975. – 111 с.
  3.      Матвиенко Л.М. К вопросу о значимости правового воспитания // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Материалы XXXI международной заочной научно-практической конференции (21 августа 2013 г.). – Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. – С. 87-91.
  4.      Токова С.М. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в правовом воспитании старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. - № 2. – С. 46-50.
  5.      Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской сказке. – М.: Лепта-Пресс, 2003. – 320 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle